Музыка, как вид искусства. (Лекция 1)

Содержание

Слайд 2

Введение Темплан, чем будем заниматься, пожелания курса Формы отчетности. Осн. лит-ра

Введение

Темплан, чем будем заниматься, пожелания курса
Формы отчетности.
Осн. лит-ра – Чередниченко Т.

Музыка в контексте культуры. http://www.read.in.ua/book6275/?r=1&p=114&s=Z
Ассоциативное поле. Что такое музыка?
Слайд 3

Этимология (происхождение) слова Музыка - от греч. μουσική, прилагательное от греч.

Этимология (происхождение) слова

Музыка - от греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза - искусство

муз.
Кто такие музы?
ДЗ – 1) «Мифы народов мира» - конспектировать статью «Музы» (архаические и классические, за что отвечают, как изображались),
2) Гесиод «Теогония» - функции муз:
2.1. Когда и зачем сказитель обращается к музам?
2.2. Какую роль играют музы в жизни богов?
Слайд 4

Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке» «Музыка – источник радости,

Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке»

«Музыка – источник радости, а

радость свойственна человеку; человек не может жить без радости, когда же он радуется – это находит свое выражение в его голове и проявляется в его поступках. Сущность человека, тембр его голоса, поведение – все это проявляется в музыке! Поэтому человек не может обходиться без музыки, музыка же не может не иметь соответствующего выражения. Если не направлять это выражение музыки, возникнет беспорядок»
Слайд 5

Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке» «Музыка связана с отношением

Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке»

«Музыка связана с отношением человека

к человеку. Поэтому звери и птицы знают голоса, но не знают музыкальных звуков. И только благородные люди могут знать музыку. Поэтому
нужно научиться разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки,
нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку,
нужно разбираться в музыке, чтобы понимать политику. Только в этом случае будет достаточно знаний для правильного руководства».
Слайд 6

Кассиодор (6 в. н.э.) «Музыка – наука, оперирующая числами, некоторым образом создающимися в ее звучаниях…»

Кассиодор (6 в. н.э.)

«Музыка – наука, оперирующая числами, некоторым образом создающимися

в ее звучаниях…»
Слайд 7

Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке» «Музыка, радующая только

Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке»

«Музыка, радующая только чувства,

воспринимается только ухом и не требует участия разума; таково пение птиц… Эта музыка иррациональна, как чувство, от которого она происходит и к которому обращается. И в сущности, ее нельзя даже назвать музыкой, т.к. мы говорим «Птицы поют» - в том же смысле, как говорим «Луга и воды смеются»…
Слайд 8

Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке» Музыка, имеющая своим

Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке»

Музыка, имеющая своим предметом

один только разум, может быть понимаема, но она не слышима. Под такой музыкй может быть понимаема Musica mundana и Musica humana древних; гармония ее воспринимается не через удовольствие слуха, но лишь через познание разума: она не дает смешение звуков, но соотношение чисел.
Середину между той и другой музыками занимает та, которая и слухом воспринимается, и разумом обсуждается. Это та, которую древние называли musica instrumentalis»
Слайд 9

И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора Московского Кремля, «Мусикия» 1671 «Музыка – это

И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора Московского Кремля, «Мусикия» 1671

«Музыка – это

стройное искусство и изящнейшее разделение голосов, определенное знание различий, знание надлежащих благозвучных и неблагозвучных голосов, которые выявляются в различиях внутри согласованности.
Музыка – это вторая философия и грамматика, измеряющая голоса ступенями, подобно тому как в словесной философии или грамматике существуют правила употребления слов, слогов и их свойств, фраз и рассуждений, знание и наименований стихий, всех их свойств и силы.
Также и музыка, имеющая все степени голосов, приводящая в умиление или радость совокупность звуков, как красноречие или философия, радующая слух»
Слайд 10

Иммануил Кант (1724-1804) «самый навязчивый вид искусства»

Иммануил Кант (1724-1804)
«самый навязчивый вид искусства»

Слайд 11

Эдгар Варез (1883-1965) «Музыка – это организованный звук»

Эдгар Варез (1883-1965)
«Музыка – это
организованный звук»

Слайд 12

Виктор Цуккеркандль (США, сер. 20 в.) «Музыка есть демонстрация сущности природы

Виктор Цуккеркандль (США, сер. 20 в.)

«Музыка есть демонстрация сущности природы в

некоем ее аспекте, и потому мир без музыки непознаваем (познаваем неполно)»
«Музыка – это идеальная динамическая модель мира»
Слайд 13

Что же есть музыка? «- вид искусства, главным выразительным средством которого

Что же есть музыка?
«- вид искусства, главным выразительным средством которого является

организованный звук, отражающий на высоком художественном уровне представления определенной культуры о мире и человеке»
Слайд 14

Музыка в системе культуры 1 фаза – невыделеность художественной деятельности из

Музыка в системе культуры

1 фаза – невыделеность художественной деятельности из синкретической

цельности деятельности первобытного человека, соответственно невыделенность музык и в отдельный вид искусства;
2 фаза – постепенная дифференциация различных видов деятельности, вычленение искусства, его разделение на разные виды. (начиная с эпохи древних цивилизаций )
3 фаза – дифференциация пластов, жанров, направлений внутри музыки (сквозная линия).
Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с 17 в.)
Слайд 15

Выразительные средства музыки Характеристики звука - ??? Высота (определенная) – всем

Выразительные средства музыки

Характеристики звука - ???
Высота (определенная) – всем ли звук

характерна?
Когда определяется
Длительность
Тембр
Что первично?
Слайд 16

Выразительные средства музыки Соотношение высот – гармония, Соотношение длительностей – ритм,

Выразительные средства музыки

Соотношение высот – гармония,
Соотношение длительностей – ритм,
Мелодия – соотношение

…. ???
Инструментовка, аранжировка – соотношение ….???
Слайд 17

Однолинейно ли развитие музыки?

Однолинейно ли развитие музыки?

Слайд 18

Типы метроритмических систем 1. Свободный ритм / система интонационного ритма 2.

Типы метроритмических систем

1. Свободный ритм /
система интонационного ритма
2. Квантитативные (время-измерительные)

системы ритма (античные метры, макам/мугам)
3. Квалитативные (регулярно-акцентная) системы ритма (тактовая)
Слайд 19

Множество ладовых систем Диатоника (мажоро-минор, лидийский, фригийский, дорийский и пр. лады)

Множество ладовых систем

Диатоника (мажоро-минор, лидийский, фригийский, дорийский и пр. лады)
Пентатоника
Хроматика
22-хтоновые системы

древней Индии
Множество неотрефлексированных систем узкого диапазона
Слайд 20

Тембровые системы

Тембровые системы

Слайд 21

Чарльз Айвз (США, 1874-1954) «Ткань существования сплетается в единое целое. Вы

Чарльз Айвз (США, 1874-1954)

«Ткань существования сплетается в единое целое. Вы не

можете, задвинув искусство в угол надеяться, что оно будет <в этом углу> жизненным, реальным и значимым… Оно рождается непосредственно из сердцевины опыта жизни, размышлений о жизни и ее проживания»
Слайд 22

ДЗ Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Введение. Гл 2.1, 3.1.

ДЗ

Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Введение. Гл

2.1, 3.1.