Начало золотого века русской культуры

Содержание

Слайд 2

Почему культуру первой половины 19 века называют золотым веком русской культуры?

Почему культуру первой половины 19 века называют золотым веком русской культуры?

«В

отличие от многих развитых культур Западной Европы, где формирование классики было связано с началом эпохи Возрождения (14-16 вв.)… в России классическая культура начала формироваться относительно поздно – вместе с процессом пробуждения национального самосознания русского народа (на рубеже 18-19 вв.). Поэтому проблемы национального самосознания в классической русской культуре выходили на первый план».
И.В. Кондаков
Слайд 3

Демократизация культуры – Лицей – Автономия университетов – Основные понятия урока (работа со словарём).

Демократизация культуры –
Лицей –
Автономия университетов –

Основные понятия урока (работа со словарём).

Слайд 4

1. Почему культура – «особое историческое явление»? Работа с текстом с.

1. Почему культура – «особое историческое явление»?

Работа с текстом с. 110-111.

2. Что

влияло на русскую культуру?

Отображает изменения, которые происходили в жизни и сознании общества в определённую эпоху;
Хранит традиции;
Выражает национальный характер.

Сословное неравенство;
Чиновничий произвол;
Бесправие общества.

Слайд 5

«Золотой век русской культуры» … Дайте определение: период культурного прогресса, отмеченный

«Золотой век русской культуры» …

Дайте определение:

период культурного прогресса, отмеченный небывалым ростом национального

самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., крепостничества и реформ 1861 г. по его отмене.
Слайд 6

Найдите и запишите в тетрадь определение понятия «демократизация культуры» – Работа

Найдите и запишите в тетрадь определение понятия «демократизация культуры» –

Работа с текстом с.

111.

Доступность культуры для всех слоёв общества, включая зависимые низы.

В чем проявлялась демократизация:

Получение образования;
Рост интереса к искусству и науке;
Потребность читать журналы и книги.

Слайд 7

В первой половине XIX в. расширился круг людей, имевших возможность воспользоваться

В первой половине XIX в. расширился круг людей, имевших возможность воспользоваться

благами образования. Сначала это было среднее и мелкое дворянство, затем – разночинцы и отдельные представители низших сословий. Возрос интерес к литературе, искусству, театру, периодическим изданиям, наукам. Чтение журналов и книг, рассматривавшееся ранее как дань моде, становилось потребностью образованной части российского общества.
Слайд 8

Александр I надеялся правильным воспитанием формировать нужное для власти общественное мнение.

Александр I надеялся правильным воспитанием формировать нужное для власти общественное мнение. В

стране сложилась стройная система высшего и среднего образования:
Средние школы;
Лицеи;
Высшие учебные заведения.
В 1802 г. правительство учредило Министерство народного просвещения.
Слайд 9

С 15 мая 2018 года.

С 15 мая 2018 года.

Слайд 10

При университетах — центрах российского образования — открываюсь гимназии, в уездных

При университетах — центрах российского образования — открываюсь гимназии, в уездных

городах — училища.
Последнее звено в системе образования представляли одногодичные приходские училища.
Открывались и специализированные высшие учебные заведения: Педагогический и Лесной институты.
Слайд 11

Получили распространение лицеи (6 лет) – Работа с текстом с. 112.

Получили распространение лицеи (6 лет) –

Работа с текстом с. 112.

Отличительной чертой всех

учебных заведений стал…

Привилегированные учебные заведения гуманитарной направленности (готовили дипломатов, чиновников, юристов). Выпускникам присваивали чины, что позволяло поступить на статскую / военную службу.

Жёсткий контроль государства за системой образования на любой ступени, чтобы не допустить зарождения оппозиции в среде молодёжи.

Слайд 12

Слайд 13

В чём проявлялся контроль власти за образованием (конкретный пример)? Работа с

В чём проявлялся контроль власти за образованием (конкретный пример)?

Работа с текстом

с. 112.

1835 г. - уничтожение автономии университетов (независимости):
Сокращение числа студентов до 300 в каждом;
Запрет на работу иностранных профессоров;
Обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела.

Вывод: образование находилось на низком уровне, число образованных людей росло медленно.

Слайд 14

2. Развитие науки и техники.

2. Развитие науки и техники.

Слайд 15

В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское

В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское

кругосветное плавание, открыли несколько новых островов в Тихом океане.

В один из штормов произошло чрезвычайное происшествие – «Надежда» и «Нева» потеряли друг друга из виду. На этот случай они договорились встретиться у острова Пасхи. Лисянский прожал Крузенштерна у острова с 16 по 20 апреля, но «Надежда» так и не появилась, а «Нева» поплыла дальше. 10 мая у острова Нуку-Хива оба капитана снова встретились. Далее корабли поплыли по направлению к Гавайям. По пути экспедиция как открывала новые острова, так и обнаруживала, что ряд уже описанных прежними исследователями объектов не существует.
15 апреля из-за шторма корабли снова потеряли друг друга из виду. Было договорено, что в таком случае они должны встретиться на острове Святой Елены. «Надежда» направилась к месту встречи и оказалась там 3 мая. Здесь же Крузенштерн узнал о войне России и Франции. Так и не дождавшись прихода «Невы», капитан взял курс на Кронштадт. При этом во избежание встречи с французами он обошел Британские острова с запада. Лисянский после расставания с Крузенштерном решил, что ему хватит провианта на безостановочное плавание до России, поэтому он не стал заплывать на остров Святой Елены. От английского корабля он узнал о войне Франции и России, но все же решил плыть по Ла-Маншу, а не огибать Британию с Запада.
5 августа «Нева» прибыла в Кронштадт, а 19 августа вернулась и «Надежда».

Слайд 16

В 1819-1821 гг. М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен в ходе кругосветной

В 1819-1821 гг. М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен в ходе кругосветной

экспедиции открыли новый материк — Антарктиду.
Слайд 17

3. Новое в культуре народов России. На основе материала учебника определите

3. Новое в культуре народов России.

На основе материала учебника определите новые

явления в культуре народов России:

Работа с текстом с. 115.

Появление светской школы;
Формирование национальной интеллигенции;
Преодоление вековой замкнутости;
Появление национальной письменности и национальной литературы.

Слайд 18

Закрепление материала. 1. Какие факторы повлияли на развитие науки в России?

Закрепление материала.

1. Какие факторы повлияли на развитие науки в России?
2. Определите

сходство и отличие в образовательной политике императоров Александра I и Николая I.
Слайд 19

Читаем статью, отвечаем на вопросы: https://moya-planeta.ru/travel/view/pravila_zhizni_litseista_47080 Кого принимали в лицеисты, в

Читаем статью, отвечаем на вопросы:
https://moya-planeta.ru/travel/view/pravila_zhizni_litseista_47080
Кого принимали в лицеисты, в каком возрасте,

на каких условиях?
Какие предметы изучали лицеисты и чем занимались еще?
Как общались педагоги с лицеистами и использовали ли телесные наказания?
На что не имели права лицеисты?
Как в лицее наказывали за проступки?
Сколько длился учебный год, каникулы? В каких условиях жили лицеисты?
Как проходил учебный день в лицее? Система оценок? Как проходили экзамены?
Какая традиция была у лицеистов после окончания учебного заведения?
Что по-твоему мнению из лицея 19 века можно внедрить в современной школе, а что нет?
Слайд 20

1. Изменения в системе российского образования.

1. Изменения в системе российского образования.

Слайд 21

ГЛАВА IV. НАЧАЛО ЗОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1825—1855 гг Почему культуру

ГЛАВА IV. НАЧАЛО ЗОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1825—1855 гг

Почему культуру первой половины

XIX в. называют золотым веком русской культуры?

1. Литература первой половины XIX в.

Слайд 22

ГЛАВА IV. НАЧАЛО ЗОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1825—1855 гг Почему культуру

ГЛАВА IV. НАЧАЛО ЗОТОГО ВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1825—1855 гг

Почему культуру первой половины

XIX в. называют золотым веком русской культуры?

1. Архитектура.

Слайд 23

Господствующим направлением в отечественной архитектуре первой половины XIX в. был классицизм.

Господствующим направлением в отечественной архитектуре первой половины XIX в. был классицизм.


Он выражал:
идеи мощи государства;
гордости гражданина за свою страну. Именно тогда формировался облик столичных и губернских городов России.
Слайд 24

Слайд 25

Адмиралтейство (здание перестроено по проекту Захарова).

Адмиралтейство (здание перестроено по проекту Захарова).

Слайд 26

Биржа на стрелке Васильевского острова (Тома де Томон).

Биржа на стрелке Васильевского острова (Тома де Томон).

Слайд 27

Театральная площадь в Москве, украшенная зданиями Большого и Малого театров (Бове).

Театральная площадь в Москве, украшенная зданиями Большого и Малого театров (Бове).

Слайд 28

Здание Московского университета (Жилярди).

Здание Московского университета (Жилярди).

Слайд 29

Исаакиевский собор (О. Монферран).

Исаакиевский собор (О. Монферран).

Слайд 30

Александровская колонна (О. Монферран).

Александровская колонна (О. Монферран).

Слайд 31

Слайд 32

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Крепостной графа Строганова, он получил «вольную» и

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Крепостной графа Строганова, он получил «вольную» и учился

зодчеству у известных архитекторов - В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.

В 1801-1811 гг. по проекту Воронихина возводили Казанский собор в Петербурге.
При сооружении купола собора впервые в России использовали металлические конструкции.

Слайд 33

Слайд 34

Архитектор К.И. Росси создавал в Петербурге ансамбли улиц и площадей. Образцы

Архитектор К.И. Росси создавал в Петербурге ансамбли улиц и площадей.
Образцы его

творений - здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Сената и Синода.
Слайд 35

Здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади.

Здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади.

Слайд 36

Здания Сената и Синода.

Здания Сената и Синода.

Слайд 37

Михайловский дворец (ныне Русский музей) бывшая резиденция князя Михаила Павловича, сына Павла I.

Михайловский дворец (ныне Русский музей) бывшая резиденция князя Михаила Павловича, сына Павла I.

Слайд 38

Александринский театр.

Александринский театр.

Слайд 39

Зодчие 30-40-х гг. XIX в. подготовили переход русской архитектуры к следующему

Зодчие 30-40-х гг. XIX в. подготовили переход русской архитектуры к следующему

этапу её развития — эклектике.
Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, китайскому, готическому искусству.
Ведущий, русско-византийский стиль возник на основе сплава традиций древнерусского зодчества и византийской архитектуры.
Яркий представитель этого стиля, пользовавшийся покровительством Николая I, - архитектор К.А. Тон.

Русско-византийский стиль был неразрывно связан с понятием народности, выражая идеи культурной самодостаточности России, а также её политической и конфессиональной преемственности по отношению к Византии.

Слайд 40

Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле.

Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле.

Слайд 41

Здания вокзалов Николаевской железной дороги в обеих столицах.

Здания вокзалов Николаевской железной дороги в обеих столицах.

Слайд 42

Начал строительство храма Христа Спасителя в Москве. Здание храма было разрушено

Начал строительство храма Христа Спасителя в Москве. Здание храма было разрушено

в 1931 г., воссоздано в 1999 г.
Слайд 43

2. Живопись и скульптура. Венецианов Алексей Гаврилович обратился к бытовому жанру:

2. Живопись и скульптура.

Венецианов Алексей Гаврилович обратился к бытовому жанру: изображал

сцены крестьянской жизни, людей, занятых нелёгким сельским трудом, делал зарисовки русского пейзажа.
Слайд 44

Девушка с теленком

Девушка с теленком

Слайд 45

На пашне. Весна.

На пашне. Весна.

Слайд 46

Спящий пастушок.

Спящий пастушок.

Слайд 47

Гумно. Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для

Гумно.

Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения,

молотьбы, веяния и другой обработки зерна. На гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы и молотится зерно.
Слайд 48

2. Живопись и скульптура. Европейскую славу и золотую медаль на выставке

2. Живопись и скульптура.

Европейскую славу и золотую медаль на выставке в

Париже принесла Карлу Павловичу Брюллову картина «Последний день Помпеи» (1833). Художник совместил в этом произведении типичную для романтизма динамику форм и выразительность движения с присущей классицизму устойчивостью композиции.
Слайд 49

Последний лень Помпеи. Руины города Помпеи после извержения Везувия произвели на

Последний лень Помпеи.

Руины города Помпеи после извержения Везувия произвели на художника огромное

впечатление. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году. Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком, после этого его называли «Карл Великий». Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар.
Слайд 50

Итальянский полдень.

Итальянский полдень.

Слайд 51

Всадница. В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга

Всадница.

В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать

портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. В качестве сюжета художник выбрал конную прогулку: Джованина подъезжает на коне к дому приемной матери, у подъезда которого ее восторженно встречает одетая в розовое платье и зеленые туфельки ее младшая сестра Амалиция. Известно, что Амалицию Самойлова взяла на воспитание от ее отца итальянского композитора Джованни Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой – четкой версии ее происхождения нет.
Слайд 52

2. Живопись и скульптура. Александр Андреевич Иванов. Создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты.

2. Живопись и скульптура.

Александр Андреевич Иванов. Создатель произведений на библейские и

антично-мифологические сюжеты.
Слайд 53

Явление Христа народу. Масштабную работу Иванов писал почти 20 лет. Иванов

Явление Христа народу.

Масштабную работу Иванов писал почти 20 лет. Иванов урезал

все свои расходы, чтобы только закончить работу. Поддержки и денег со стороны у него не было, потому что он твердо решил не зарабатывать искусством. Не писал на продажу ни одной картины, не создавал портреты на заказ, а в свою мастерскую пускал бесплатно.
Иванов вел аскетичный образ жизни. Его день начинался рано: в пять утра художник уже был на ногах и принимался за работу, в полдень на два часа прерывался, а затем трудился допоздна. Он любил работать в одиночестве, редко бывал в людных местах. 
Здоровье Иванова подрывала постоянная нужда. В конце 1850-х он вновь открыл мастерскую в надежде, что среди его гостей будут и благотворители. Многие устремились в студию художника, который 20 лет писал и совершенствовал одно полотно. Некоторые посетители жертвовали деньги. Среди тех, кто его поддерживал, была и вдовствующая императрица Александра Федоровна: она выделила художнику деньги на лечение. 
Иванов мечтал, что «Явление Христа народу» однажды станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который в тот момент строился в Москве. 
Император Александр II выкупил картину и назначил автору пожизненную пенсию. На полученные средства художник надеялся отправиться в путешествие на Восток и по возвращении создать серию картин на библейские темы. Но воспользоваться содержанием Иванов не успел. 15 июля 1858 года он скоропостижно скончался от холеры. 
Слайд 54

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.

Слайд 55

2. Живопись и скульптура. Во время учебы в Московском кадетском училище

2. Живопись и скульптура.

Во время учебы в Московском кадетском училище Павел

Андреевич Федотов достиг таких успехов, что оказался в числе четырёх лучших учеников. Однако страсть к живописи победила всё. 
Творчество Федотова известно своими жанровыми (бытовыми) картинами, высмеивающими пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, которые в русском искусстве XIX века были новаторством. С его именем связано рождение нового, реалистического искусства.
Слайд 56

Сватовство майора. Федотов вводит нас в купеческий дом. Дом, несомненно, богатый

Сватовство майора.

Федотов вводит нас в купеческий дом. Дом, несомненно, богатый –

одна люстра чего стоит. А картины! А росписи на потолке! А переливчатые ткани на платьях! К этому многообещающему приданому и собирается посвататься, как извещает нас название картины, некий майор. Вот, кстати, и он – в смежной комнате. Еще не вошёл в залу. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук. Почему же майор так заинтересован, если невесту он, скорее всего, через минуту увидит впервые и, значит, дело не в любовном томлении?
Нетрудно предположить типичнейший для своего времени сюжет: пора выходить в отставку, здоровье пошаливает, имение промотал, с чего жить-то? А тут оказия – богатейшее патриархальное семейство и дочка на выданье, в самом, если верить живописной правдивости Федотова, цвету. Семейство, конечно, тоже отнюдь не против. У него от предполагаемого брака – свои выгоды и резоны. Дворянин, да еще служивый, это и защита купцу от произвола и самоуправства чиновников и, главное, – фамилия, престиж. Но чтобы всё сладилось, разумеется, нужен посредник – без этого никак. Сваха! Её на холсте легко узнать по тому, что она, как и всякий медиатор, зависает в услужливой позе на границе двух миров – прихожей и залы. Или, если брать социальный аспект, мира купцов и мира дворянства.
Больше всех, как и положено, волнуется невеста и в последний момент срывается убежать из парадных покоев. Её отец с окладистой бородой слушает прибаутки свахи, а вот мать проявляет волю и сноровку: хватает чуть не сбежавшую невесту за фижмы. В выражении её лица красноречиво читается «Стоять, дурёха!» Сразу видно, на ком тут держится дом. Несмотря на декларируемый патриархат.
Слайд 57

Картина ещё известна как «Утро чиновника, получившего первый крестик» и «Последствия

Картина ещё известна как «Утро чиновника, получившего первый крестик» и «Последствия

пирушки». Работа над ней шла тяжело. «Это мой первый птенчик, которого я „нянчил“ разными поправками около девяти месяцев», — записал Федотов в дневнике.
Вот что написал в своем дневнике Федотов, когда пришел из Цензурного комитета, о картине: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чуть свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона» [(она беременна). Повязанный на голове платок говорит, что не замужем. Замужние женщины в те времена носили на голове повойник. Судя по животу, ждёт ребёнка. О том, кто его отец, можно только догадываться...] «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь».
Слайд 58

По прошествии многих лет критик Владимир Стасов и вовсе разразился гневной

По прошествии многих лет критик Владимир Стасов и вовсе разразился гневной

тирадой: «…перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чём уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из риноцерсовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена, как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь». Однако Федотов с ним был не согласен. Он называл своего героя «бедным чиновником» и даже «тружеником» «при малом содержании», испытывающим «постоянно скудность и лишения». С последним сложно спорить — интерьер его жилища, который одновременно спальня, кабинет и столовая довольно беден. Этот маленький человек нашёл себе кого-то ещё меньшего, над кем можно вознестись…
Слайд 59

Разборчивая невеста. В центре картины элегантно восседает дама средних лет, на

Разборчивая невеста.

В центре картины элегантно восседает дама средних лет, на ее

лице изображена учтивая снисходительность и обманчивое сомнение. Фигура ее слегка повернута к собеседнику, который держит ее за руку. Это положение свидетельствует о крайней заинтересованности женщины в кавалере, который приник к ней в коленопреклоненной позе. Ее руки добивается немолодой горбун, который с мольбой впивается в ее лицо. Он пытается понять, возможно ли, что такая прекрасная дама согласится связать с ним свою судьбу. 
Хотя он и шикарно одет — дорогой, отлично скроенный жакет скрывает его массивный горб на спине — он все-таки понимает, насколько невелики его шансы на успешное разрешение дела. Но как он ошибается. За процессом наблюдают родители женщины, они с явным нетерпением и надеждой бросают на нее взгляды. Кажется, эта невеста принимает уже не первого претендента на свою руку и выбора у нее уже не осталось. Она просто растягивает время перед тем, как согласиться вверить свою судьбу этого уродливому старику, который в порыве чувств даже выронил на пол свой блестящий цилиндр и перчатки.
Женщина и сама осознает необходимость согласия. Ее лицо имеет аловатый цвет. Это выдает обилие косметики, которую она наложила на лицо перед приемом жениха. Пудра и густые румяна на щеках призваны скрыть возрастные изменения на лице невесты и отвлечь внимание от сухой, стареющей кожи.
Слайд 60

Анкор, еще анкор! Темная комната, освещенная светом свечи и луны, которая

Анкор, еще анкор!

Темная комната, освещенная светом свечи и луны, которая проникает

через небольшое окошко, кровать, полотенце и солдатский котелок на стене, вот убогий ее интерьер.
За окном холодный ветер и снег, там зима, в комнате тепло и хорошо, но, пожалуй, также холодно, как и во дворе в сердце человека, который лежит на кровати. Скорее всего, это солдат, расквартированный на зимнюю квартиру в крестьянскую избу. Он офицер, поскольку в комнате живет один, а также потому признаку, что у него имеется собака, игра с которой и изображена на картине. Вдали от своих товарищей, от шума и суеты светской жизни солдат скучает, ему нечем себя занять, книг он не читает, спать ему не хочется, а прогулкам по свежему воздуху мешает мороз за окном. Эта комната на долгие месяцы стала смыслом его жизни, превратилась во всю его жизнь, и теперь он просто не знает, что ему еще сделать. 
«Анкор, еще, Анкор», что в буквальном переводе с французского означает: «Еще, еще, еще», этим он понуждает собаку к действию, но ничего не изменяется, поскольку так они играют уже на протяжении целого вечера.
Слайд 61

Иван Петрович Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

Иван Петрович Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

Слайд 62

В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов. Скульптуры колесницы Славы на арке Главного штаба.

В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов. Скульптуры колесницы Славы на арке Главного штаба.

Слайд 63

П.К. Клодт. Скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту.

П.К. Клодт. Скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту.

Слайд 64

Слайд 65

Мост был открыт в ноябре 1841-го, свет увидели первые две группы

Мост был открыт в ноябре 1841-го, свет увидели первые две группы

бронзовых фигур, которые поразили всех (на другой, восточной стороне моста были установлены их точные гипсовые копии). "Толпами собираются люди у нового Аничкова моста" - писали газеты. В 1842-1843 Клодт отлил бронзовые копии фигур, чтобы заменить оставшиеся две гипсовые группы, но их увидел восхищенный прусский король Фридрих Вильгельм, и Николай I распорядился сделать ему подарок, статуи увезли в Берлин, они были установлены у главных ворот королевского дворца. В 1843-1844 года Клодт вновь отливает бронзовые копии "Укротителей", но уже другой гость Николая I, король Сицилии Фердинанд II, увидев коней Клодта, пожелал видеть их у себя в Неаполе. Весной 1846 года они были отправлены туда, где и сегодня стоят у входа в дворцовый сад. Наконец, в 1850-1851 годах Клодт устанавливает последних бронзовый коней, но уже не копии первых двух, как ранее, а две новые группы. Его 18-ти летний труд был завершен. Конные группы объединены сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженного коня, передан их страх, гнев, разъяренность, и наконец, повиновение. Первые модели коней 28-ти летний скульптор лепил с двух чистокровных арабских жеребцов из конюшни Николая I, одного из которых звали Амалатбек. Строение коня было воссоздано с абсолютной точностью, видны все его мускулы и складки кожи. По легенде, посетивший мастерскую император, увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов".
Слайд 66

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду.

Слайд 67

Памятник Николаю I. Памятник знаменит тем, что опирается только на две

Памятник Николаю I.

Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки

опоры - ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и  "Медный всадник" опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности). Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.
Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851).
Слайд 68

Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в

Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в

туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. 
Слайд 69

3. Музыка и театр. Одной из форм проведения досуга образованными людьми

3. Музыка и театр.

Одной из форм проведения досуга образованными людьми в

начале XIX в. было музицирование. Тогда же расцвёл жанр городской песни-романса с его мелодичностью, простотой и теплотой.
Слайд 70

Начало новой эры в русской музыке связано с именем М.И. Глинки.

Начало новой эры в русской музыке связано с именем М.И. Глинки.

Он создал первые национальные оперы, а также симфонические и инструментальные произведения. Оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» определили два основных направления оперного искусства — народно-героическое и легендарно-фантастическое.
Слайд 71

Новаторство Глинки получило развитие в творчестве А.С. Даргомыжского. Его произведения (опера

Новаторство Глинки получило развитие в творчестве А.С. Даргомыжского. Его произведения (опера

«Русалка», романсы), сложные для исполнения, насыщенные речитативами, являются подлинными шедеврами русской музыкальной классики.
Слайд 72

Театральное искусство первой половины XIX в. связано в основном с деятельностью

Театральное искусство первой половины XIX в. связано в основном с деятельностью

Малого театра в Москве и Александрийского в Петербурге. На сцене этих театров играли замечательные актёры — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, П. М. Садовский.
Слайд 73

4. Литература и художественная культура народов России. Формирование национальной светской интеллигенции

4. Литература и художественная культура народов России.

Формирование национальной светской интеллигенции способствовало

возникновению и дальнейшему развитию художественной литературы народов, населявших Российскую империю.
Грузинский писатель и общественный деятель И. Чавчавадзе позже отмечал: «Русская литература сыграла решающую роль на пути нашего прогресса и оказала большое влияние на всё, что составляет наши духовные силы...». О необходимости сближения культур народов России говорил и казахский просветитель Ч. Валиханов: «Без русских — это без просвещения, в деспотии и темноте».
Слайд 74

Развитие украинской литературы связано с творчеством Тараса Григорьевича Шевченко. При noддержке

Развитие украинской литературы связано с творчеством Тараса Григорьевича Шевченко. При noддержке

художников А.П. Брюллова и А.Г. Венецианова он получил вольную, освободился от крепостной зависимости.
Шевченко выступал против крепостничества и проповеди национальной исключительности. Часть своих произведений он написал на русском языке, подчёркивая тем самым давние культурные связи между двумя славянскими народами (на русском языке написал свой роман «Пан Халявский» и украинский писатель Г.Ф. Квитка).
Находясь в ссылке в Оренбургской губернии, Шевченко создал ряд интересных рисунков, в которых показал быт казахского народа.

Художники решились на небывалый шаг. Весной 1938 года устроили в Аничковом дворце лотерею, выигрышем которой стала картина Карла Брюллова «В. И. Жуковский». На вырученные от лотереи 2500 рублей и купили свободу Тарасу Шевченко. Молодой человек в этом же году приступил к обучению в Академии художеств.
стихи Шевченко признали вредными и опасными, особенно его поэму «Сон», где он с сатирой отзывался об императоре с императрицей.
Весной 1847 года решением, подписанным императором, Тараса Шевченко определили на военную службу в Оренбургский край со строгим запретом рисовать и писать.
Шевченко вернулся в Петербург, прожил там до лета 1859 года. Его очень хорошо приняли в семье графа Толстого, где он был частым гостем.

Слайд 75

Первая половина XIX в. дала Грузии несколько замечательных поэтов: А. Чавчавадзе,

Первая половина XIX в. дала Грузии несколько замечательных поэтов: А. Чавчавадзе,

Г. Орбелиани и Н. Бараташвили.
Новую армянскую и азербайджанскую литературу представляли X. Абовян (роман «Раны Армении») и М. Ахундов. Удивительна судьба мальчика-чеченца, спасённого в годы Кавказской войны русским солдатом Захаром. Генерал А. П. Ермолов отправил мальчика к своему брату в Петербург, где тот получил фамилию Захаров. П. 3. Захаров окончил Академию художеств и первым из выходцев стал академиком живописи.