Наука, литература и искусство в XIX – начале XX вв

Содержание

Слайд 2

Вопросы: Развитие науки. Развитие культуры. «Эпоха конца века».

Вопросы:

Развитие науки.
Развитие культуры.
«Эпоха конца века».

Слайд 3

XIX столетие стало временем научных открытий, которые изменили не только жизнь,

XIX столетие стало временем научных открытий, которые изменили не только жизнь,

но и ход мировой истории.

Развитие науки

Слайд 4

Майкл Фарадей (1791 — 1867) 1831 г. – открыл электромагнитную индукцию

Майкл Фарадей
(1791 — 1867)
1831 г. – открыл электромагнитную индукцию

Луи Пастер
(1822

—1895)
Заложил основы микробиологии и иммунологии, разработал способы стерилизации и пастеризации продуктов, предложил метод предохранительных прививок.

Альфред Нобель
(1833 – 1896)
1867 г. – изобрел динамит.

Слайд 5

Чарльз Дарвин (1809 —1882) Выдвинул теорию эволюции и “естественного отбора” «Происхождение

Чарльз Дарвин
(1809 —1882)
Выдвинул теорию эволюции и “естественного отбора”

«Происхождение видов путём

естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859)
Слайд 6

Ге́нрих Герц (1857 — 1894) В 1888 г. доказал существование электромагнитных

Ге́нрих Герц
(1857 — 1894)
В 1888 г. доказал существование электромагнитных волн.

Он подробно исследовал отражение, интерференцию, дифракцию и поляризацию электромагнитных волн, доказал, что скорость их распространения совпадает со скоростью распространения света, и что свет представляет собой не что иное, как разновидность электромагнитных волн.

Вильге́льм Рентге́н
(1845 — 1923)
Первый в истории лауреат Нобелевской премии по физике
Открыл икс-излучение, получившее в последствии название рентгеновское (8 ноября 1895 г.).

Пётр Никола́евич Ле́бедев
(1866 — 1912)
В 1899 г. подтвердил теоретическое предсказание Максвелла о давлении света на твердые тела, а в 1907 году — и на газы
Создатель первой в России научной физической школы

Слайд 7

Мария Склодовская-Кюри (1867 – 1934) Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике

Мария Склодовская-Кюри
(1867 – 1934)
Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903)

и химии (1911), первый дважды лауреат премии в истории

Пьер Кюри
(1859—1906)
лауреат Нобелевской премии по физике (1903)

Совместно открыли радий (1898) и полоний (1898), исследовали явление радиоактивности

Слайд 8

«Искусство не есть изображение реальной действительности, а искание идеальной правды» Ж. Санд Развитие культуры

«Искусство не есть изображение реальной действительности, а искание идеальной правды»
Ж. Санд

Развитие


культуры
Слайд 9

Появился в конце XVIII в. В основе находится противостояние двух миров


Появился в конце XVIII в.
В основе находится противостояние двух миров -

идеального и реального.
Реальному миру противопоставляли мир поэтической мечты, культ рыцарства, лидера и вождя, романтического героя-лидера.

Романтизм

Слайд 10

Литература Жорж Санд Индиана (Indiana, 1832) Валентина (Valentine, 1832) Мельхиор (Melhior,

Литература

Жорж Санд
Индиана (Indiana, 1832)
Валентина (Valentine, 1832)
Мельхиор (Melhior, 1832)
Лелия (Lélia, 1833)
Кора (Cora,

1833)
Жак (Jacques, 1834)
Метелла (Métella,1834)
Леоне Леони (Leone Leoni, 1835)
Она и Он (Elle et lui, 1859)

Виктор Гюго
Кромвель (Cromwell, 1827)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Отверженные (Les Misérables, 1862).
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Джордж Гордон Байрон
1813 — Гяур (The Giaour)
1813 — Абидосская невеста
1814 — Корсар (The Corsair)
1814 — Лара (Lara)

Слайд 11

Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила (1817—1820) Кавказский пленник (1820—1821) Евгений

Александр Сергеевич Пушкин
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Евгений Онегин (1823—1832)
Борис Годунов

(1825)
Дубровский (1833)
Капитанская дочка (1836)
Сказка о царе Салтане (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)

Михаил Юрьевич Лермонтов
Мцыри (1838 – 1839)
Смерть поэта (1856)
Парус (1841)
Ветка Палестины (1839)
Бородино (1837)
Ангел (1840)

Слайд 12

Живопись Свобода, ведущая народ Э. Делакруа (1830)

Живопись

Свобода, ведущая народ
Э. Делакруа (1830)

Слайд 13

Мельница в Флэтфорде Джон Консте́бл (1817)

Мельница в Флэтфорде
Джон Консте́бл (1817)

Слайд 14

Странник над морем тумана. К. Д. Фридрих (1817—1818)

Странник над морем тумана.
К. Д. Фридрих (1817—1818)

Слайд 15

Плот "Медузы Т. Жерико (1816)

Плот "Медузы
Т. Жерико (1816)

Слайд 16

Реализм Появился в 1830 – 1840 гг. Критическое изображение недостатков и

Реализм
Появился в 1830 – 1840 гг.
Критическое изображение недостатков и болевых точек

общества.
Огромную влияние оказали научные открытия XIXв.
Слайд 17

Живопись «Груши». Карикатура на Луи-Филиппа Оноре́ Домье́ (1831)

Живопись

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа
Оноре́ Домье́ (1831)

Слайд 18

Восстание. Оноре Домье (1848)

Восстание.
Оноре Домье (1848)

Слайд 19

Веяльщицы. Г. Курбе (1853)

Веяльщицы.
Г. Курбе (1853)

Слайд 20

Оноре де Бальзак «Человеческая комедия» 1834 «История величия или падения Цезаря

Оноре де Бальзак
«Человеческая комедия» 1834
«История величия или падения Цезаря Бирото»(1837)
«Банкирский

дом Нусенгена»(1838)
Новатор: вводит новый роман – о социальных нравах, художественной истории современной ему Франции.

Чарльз Диккенс
Посмертные записки Пиквикского клуба (1836 — 1837)
Оливер Твист (1837 — 1839)
Николас Никльби (1838 — 1839)

Уи́льям Те́ккерей
«Ярмарка тщеславия» (1848)
«Ревекка и Ровена» (1850)

Литература

Слайд 21

Стендаль «Красное и черное» (1830) «Жизнь Анри Брюлара» (1835) Густав Флобер

Стендаль
«Красное и черное» (1830)
«Жизнь Анри Брюлара» (1835)

Густав Флобер
«Ноябрь» (1842)
«Воспитание чувств», (1843-1845)
«Госпожа

Бовари. Провинциальные нравы» (1857)
Слайд 22

Федор Михайлович Достоевский Бедные люди. Роман. (1845) Ползунков. (1848) Преступление и

Федор Михайлович Достоевский
Бедные люди. Роман. (1845)
Ползунков. (1848)
Преступление и наказание. Роман

в шести частях с эпилогом. (1866)
Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом. (1879-1880)

Лев Николаевич Толстой
Война и мир (1863)
Анна Каренина (1873—1877)
Детство (1852)
Отрочество (1854)
Юность (1857)

Слайд 23

«Эпоха конца века» (1871 – 1914 гг.)


«Эпоха конца века»
(1871 – 1914 гг.)

Слайд 24

Символизм термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским

Символизм
термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом

Жаном Мореасом .
возник во Франции в 1870-80-х гг. 
противовес буржуазному искусству – реализму и импрессионизму.
живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз.
обращается к сфере духа.
Слайд 25

Стефан Малларме (18 марта 1842 — 9 сентября 1898) Стихотворение «Лебедь»

Стефан Малларме (18 марта 1842 — 9 сентября 1898)

Стихотворение «Лебедь» :
«О, лебедь

прошлых дней, ты помнишь: это ты,
Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней:
Уже блестит зима безжизненных уныний,
А стран, где жить тебе, не создали мечты».
Слайд 26

Декаданс понятие декаданс вошло в употребление в 80-е гг. XIX в.

Декаданс

понятие декаданс вошло в употребление в 80-е гг. XIX в.
кризисное явление

европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков.
темы: мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Слайд 27

Артюр Рембо (20 октября 1854 - 10 ноября 1891) Предчувствие Глухими

Артюр Рембо (20 октября 1854 - 10 ноября 1891)
Предчувствие
Глухими тропами, среди густой

травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.
Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.
Март 1870
Слайд 28

Поль Верлен (30 марта 1844 – 10 января 1896) Сборники стихов:

Поль Верлен (30 марта 1844 – 10 января 1896)


Сборники стихов:

«Сатурналии»,
«Галантные празднества».
Стихотворения:
«Осенняя песня»,
«Поэтическое искусство». .
Слайд 29

Оскар Уайльд (16 октября 1854 — 30 ноября 1900) Роман «Портрет

Оскар Уайльд (16 октября 1854 — 30 ноября 1900)


Роман «Портрет Дориана

Грея»,
пьеса «Как важно быть серьезным»
«Баллада Редингской тюрьмы».
Слайд 30

Натурализм возник в конце XIX века. стремлением к точному воспроизведению действительности

Натурализм

возник в конце XIX века.
стремлением к точному воспроизведению действительности и

человеческого характера.
натуралисты стремились показывать изнанку жизни, ее темные, неприглядные, отвратительные стороны.
Слайд 31

«Чрево Парижа» «Жерминаль» «Деньги» Эмиль Золя

«Чрево Парижа»
«Жерминаль»
«Деньги»
Эмиль Золя

Слайд 32

Импрессионизм не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами.

Импрессионизм

не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами.
придавали большое

значение цвету и свету за счет рисунка и объема.
Слайд 33

Эдуард Мане Нана.

Эдуард Мане
Нана.

Слайд 34

Завтрак на траве.


Завтрак на траве.

Слайд 35

Побег.


Побег.

Слайд 36

Ренуар Портрет актрисы Жанны Самари.

Ренуар Портрет актрисы Жанны Самари.

Слайд 37

Розы в вазе.

Розы в вазе.

Слайд 38

Завтрак гребцов.

Завтрак гребцов.

Слайд 39

Две девушки в черном.

Две девушки в черном.

Слайд 40

Эдгар Дега Женщина в чане, моющая спину.

Эдгар Дега
Женщина в чане, моющая спину.

Слайд 41

Танцовщица.


Танцовщица.

Слайд 42

Репетиция балета.


Репетиция балета.

Слайд 43

Голубые танцовщицы.


Голубые танцовщицы.

Слайд 44

Гимнастика скаковых лошадей.


Гимнастика скаковых лошадей.

Слайд 45

Клод Моне Натюрморт с анемонами.

Клод Моне
Натюрморт с анемонами.

Слайд 46

Впечатление. Восходящее солнце.


Впечатление. Восходящее солнце.

Слайд 47

Пруд с лилиями.


Пруд с лилиями.

Слайд 48

Бульвар Капуцинок.


Бульвар Капуцинок.

Слайд 49

Постимпрессионизм Возник в конце XIX - начале XX в. Во Франции.

Постимпрессионизм

Возник в конце XIX - начале XX в. Во Франции.
Художники стремились

свободно и обобщенно передавать материальность мира.
прибегали к декоративной стилизации.
Слайд 50

Поль Сезанн Пьеро и Арлекин.

Поль Сезанн
Пьеро и Арлекин.

Слайд 51

Купальщицы.


Купальщицы.

Слайд 52

Дом с трещинами в стенах.


Дом с трещинами в стенах.

Слайд 53

Большая сосна.


Большая сосна.

Слайд 54

Винсент Ван Гог Подсолнухи.

Винсент Ван Гог
Подсолнухи.

Слайд 55

Звездная ночь.


Звездная ночь.

Слайд 56

Автопортрет с отрезанным ухом.


Автопортрет с отрезанным ухом.

Слайд 57

Ивы на закате.


Ивы на закате.

Слайд 58

Поль Гоген Две таитянки.

Поль Гоген
Две таитянки.

Слайд 59

Чудесный источник.


Чудесный источник.

Слайд 60

Женщина, держащая плод.


Женщина, держащая плод.

Слайд 61

Жёлтый Христос.


Жёлтый Христос.

Слайд 62

Брод.


Брод.

Слайд 63

Home Insurance Building первый небоскрёб (1885 год), Чикаго. Высота здания составила

Home Insurance Building
первый небоскрёб (1885 год), Чикаго.
Высота здания составила 42

метра, 10 этажей. В 1891 было достроено ещё два этажа и его высота составила 55 метров. Автор проекта — американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William Le Baron Jenney) — предложил новаторскую технологию строительства, при которой впервые был использован несущий каркас.

Архитектура

Слайд 64

Густав Эйфель Процесс строительства башни Эйфелева башня Строительные работы шли с

Густав Эйфель

Процесс строительства башни

Эйфелева башня
Строительные работы шли с 28 января

1887 года по 31 марта 1889 года, конструктор Гюстав Эйфель.
Первоначально Эйфелева башня возвышалась на 300,65 м над уровнем земли.
Вес металлической конструкции — 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн).