Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

Содержание

Слайд 2

Средневековые университеты Университет – сообщество учителей и школяров

Средневековые университеты

Университет – сообщество учителей и школяров

Слайд 3

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому

в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет.
Слайд 4

"семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявших из двух циклов--"тривиум" (trivium--"перекресток

"семь свободных искусств"

(septem artes liberales), состоявших из двух циклов--"тривиум" (trivium--"перекресток трех

путей знаний") и "квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания"). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
Слайд 5

Грамматика Риторика Диалектика

Грамматика
Риторика
Диалектика

Слайд 6

Музыка Арифметика Геометрия Астрономия

Музыка
Арифметика
Геометрия
Астрономия

Слайд 7

Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на

Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на

весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах.
Слайд 8

Формы обучения Lectio (лекция)--полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной

Формы обучения

Lectio (лекция)--полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в

статутах, в определенные часы.
Repetitio (повторение) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений.
Disputatio (диспут)--одна из самых распространенных форм преподавания. Руководство университетов придавало им очень большое значение.
Слайд 9

Структура университета

Структура университета

Слайд 10

Вера, разум, опыт Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard,

Вера, разум, опыт

Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат.

Petrus Abaelardus; 1079— 21 апреля 1142) — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
Слайд 11

Учение Абеляра Бог дал человеку все силы для достижения благих целей,

Учение Абеляра

Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно,

и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера,, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.
Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.
Слайд 12

Бернар Клервоский (Bernard de Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis, 1091 Фонтен,

Бернар Клервоский (Bernard de Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis, 1091 Фонтен,

Бургундия — 20 или 21 августа 1153, Клерво) — французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво (с 1117).
Слайд 13

Знание – сила Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon); 22 января 1561

Знание – сила

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon); 22 января 1561

— 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
Слайд 14

Вершина средневековой философии Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая

Вершина средневековой философии

Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая

философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Основные проблемы
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)
Слайд 15

Фома́ Акви́нский— философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor

Фома́ Акви́нский— философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor

Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Слайд 16

Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и

Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и

человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении