Общественное движение в России при Александре II и политика правительства

Содержание

Слайд 2

Отношение общества к Великим реформам Проведение масштабных реформ 1860 – 1870-х

Отношение общества к Великим реформам

Проведение масштабных реформ 1860 – 1870-х гг.

оказало огромное воздействие на просвещённые круги общества.
К началу 1860-х гг. все слои общества сходились в главном – в поддержке царя и его реформаторской деятельности, в готовности объединить силы ради перемен к лучшему.
Размышления о судьбах и путях развития России приобрели особую остроту: и либералы, и консерваторы спорили о направлениях и методах преобразования российской действительности.
Слайд 3

Консервативное направление Консерватизм – политическая идеология, которая на первое место ставит

Консервативное направление
Консерватизм – политическая идеология, которая на первое место ставит верность

традициям и порядок; защищает частную собственность как основу стабильности в обществе; считает неизбежными несправедливость и неравенство в мире; выступает за поддержку государства, патриотизм и распространение религиозных ценностей, которые должны, согласно консерватизму, обеспечить справедливость и высокоморальное поведение человека.
Консерватизм может быть как реакционным, так и умеренным.
Слайд 4

Консервативное направление Приверженцы консервативной идеологии в России, как и прежде, опирались

Консервативное направление

Приверженцы консервативной идеологии в России, как и прежде, опирались на

«теорию официальной народности». Они считали, что в России необходимо сохранить неограниченную монархию, привилегированное положение дворянского сословия, укрепить религиозность, общинные институты и патриархальный образ жизни. Во внешней политике России консерваторы развивали идею панславизма (необходимости объединения всех славянских народов).
Идеи консерваторов выражала газета «Московские ведомости», её редактором был бывший либерал Михаил Никифорович Катков.
Консервативное течение имело поддержку среди представителей всех сословий (дворянства, духовенства, купечества, крестьянства). Многие деятели правительства были приверженцами консерватизма (Дмитрий Андреевич Толстой, Пётр Андреевич Шувалов).
Слайд 5

Консервативное направление Михаил Никифорович Катков, публицист, журналист, критик, редактор газеты «Московские

Консервативное направление

Михаил Никифорович
Катков, публицист,
журналист, критик,
редактор газеты
«Московские
ведомости»

Дмитрий Андреевич
Толстой, обер-прокурор
Святейшего Синода
(1865 – 1880),

министр
народного просвещения
(1866 – 1880)

Пётр Андреевич
Шувалов, шеф
жандармов и начальник
III Отделения СЕИВК
(1866 – 1874); «Пётр IV».

Слайд 6

Либеральное направление Либерализм – политическая идеология, которая на первое место ставит

Либеральное направление

Либерализм – политическая идеология, которая на первое место ставит свободу

человека; отстаивает принцип «разрешено всё, что не запрещено законом»; защищает частную собственность как основу личной свободы и свободу торговли; провозглашает необходимость социальных реформ для сглаживания противоречий в обществе; ратует за внедрение в жизнь принципов разделения властей, независимости суда и др., так как они, согласно либерализму, обеспечивают свободу выбора и ответственность человека и тем самым служат основой для утверждения справедливости в обществе и базой для высокоморального поведения человека.
Слайд 7

Либеральное направление В России продолжают деятельность либералы-западники. В 1850-х гг. появляется

Либеральное направление

В России продолжают деятельность либералы-западники. В 1850-х гг. появляется «Письмо

к издателю» – программный документ русского либерализма, авторы – Константин Дмитриевич Кавелин и Борис Николаевич Чичерин.
Содержащиеся в нём
требования классические
для либерализма (свобода
слова, совести, печати,
гласность суда); отсутствует
как преждевременное
требование народного
представительства.

К. Д. Кавелин

Б. Н. Чичерин

Слайд 8

Либеральное направление В 1850-х – начале 1860-х гг. близки по некоторым

Либеральное направление

В 1850-х – начале 1860-х гг. близки по некоторым позициям

к классическим либералам некоторые видные славянофилы. Славянофилы признают православие, самодержавие и крестьянскую общину необходимыми условиями русской жизни, но не допускают вмешательства государственной власти в частную жизнь и общинный быт, требуют свободы слова (Александр Иванович Кошелев, Константин Сергеевич Аксаков).
Прогрессивные дворяне (предводитель Тверского дворянства Алексей Михайлович Унковский) выдвигают идею народного представительства, но это не находит поддержки у др. либералов.
Слайд 9

Либеральное направление Подъём либерального движения наблюдается в конце 1870-х – начале

Либеральное направление

Подъём либерального движения наблюдается в конце 1870-х – начале 1880-х

гг., центром его становятся некоторые земства, стремившиеся добиться расширения своих прав, введения гражданских свобод, участия земских деятелей в политической жизни всей России.
Земский конституционализм не находит сочувствия у властей.

Иван Ильич
Петрункевич

Дмитрий Иванович
Шаховской

Фёдор Измайлович
Родичев

Сергей Андреевич
Муромцев

Слайд 10

Либеральное направление Ещё с середины XIX в. и позже благодаря реформам

Либеральное направление

Ещё с середины XIX в. и позже благодаря реформам в

системе образования начинает складываться особый общественный слой – разночинцы.
Разночинцы – «люди разного чина и звания», межсословная категория населения в России; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, обедневшего дворянства.
Учебных заведений среднего и высшего уровня становилось всё больше, доступ в них открывался более широким слоям общества, недели ранее, поэтому получить образование могли теперь не только дворяне, но и выходцы из разных сословий.
Слайд 11

Либеральное направление В итоге, получив образование, разночинцы отрывались от прежней своей

Либеральное направление
В итоге, получив образование, разночинцы отрывались от прежней своей социальной

среды и искали своё место в обществе. Как правило, разночинцы – это мелкие чиновники, студенты, люди интеллектуальных профессий (разночинная интеллигенция).
Разночинцы критически смотрели на российскую действительность и были полны энергии её изменить. Они активно поддержали крестьянскую и земскую реформы, становились мировыми посредниками, работали в земствах, трудились земскими учителями, врачами, агрономами.
Слайд 12

Радикальное направление Радикализм – обобщающее обозначение политических учений и действий, которые

Радикальное направление
Радикализм – обобщающее обозначение политических учений и действий, которые направлены

на решительное, как можно более полное изменение политической системы и общества в целом, на разрыв с господствующими ценностями и нормами.
Представители крайних радикальных течений могут использовать и используют для достижения своих целей насилие и террор.
Слайд 13

Радикальное направление Многие либерально настроенные деятели, прежде всего, разночинцы, в 1860

Радикальное направление

Многие либерально настроенные деятели, прежде всего, разночинцы, в 1860 –

1870-е гг. изменили свою позицию по отношению к правительству. Если ранее они поддерживали правительственные реформы, то теперь постепенно стали переходить к их критике и искать другие пути изменений в стране, более радикальные – революционные (смена власти, восстания, заговоры и т. п.). Многие разночинцы стали радикалами. Появилась прослойка тех, кто был настроен на активную борьбу с режимом.
Среди разночинцев распространялись
настроения нигилизма (от лат. nihil – ничто).
Одним из наиболее ярких выразителей
идеологии нигилизма стал литературный
критик Дмитрий Иванович Писарев. В своих
статьях он отрицал общепринятые ценности,
идеалы, моральные нормы.
Слайд 14

Радикальное направление Причины усиления радикальных настроений в обществе: Выявление недостатков и

Радикальное направление

Причины усиления
радикальных настроений в обществе:
Выявление недостатков и противоречий крестьянской реформы

1861 г., разочарование в её итогах.
Непоследовательность правительства в претворении реформ в жизнь.
Преувеличенное представление о массовом недовольстве крестьян реформой 1861 г., враждебном отношении крестьян к властям.
Слайд 15

Радикальное направление Складываются кружки, небольшие организации радикально настроенных деятелей. Большое влияние

Радикальное направление

Складываются кружки, небольшие организации радикально
настроенных деятелей. Большое влияние на них

оказывают
труды теоретиков – Александра Ивановича Герцена и
Николая Гавриловича Чернышевского.
Автор теории Идейный вождь революционеров, автор русского (общинного) романа «Что делать?»; развивал идеи
социализма. об общинном социализме, выступал за пропаганду революционных настроений среди крестьян.

А. И. Герцен

Н. Г. Чернышевский

Слайд 16

Радикальное направление Социализм – политическая идеология, которая на первое место ставит

Радикальное направление

Социализм – политическая идеология, которая на первое место ставит общественные

интересы и стремление к идеалу; выступает за коренное переустройство общества, за построение общества социальной справедливости.
Теория русского (общинного) социализма А. И. Герцена:
В России сохранилось ядро, на основе которого можно построить социализм, – крестьянская община, её идеи, ценности и традиции (идея равного права людей на землю, крестьянское самоуправление, природный коллективизм русского крестьянина). Существование общины и крепкие общинные традиции – залог успешного развития России в сторону идеального устройства общества и социализма, минуя капитализм.
Слайд 17

Радикальное направление 1861 – 1864 гг. – организация «Земля и воля»

Радикальное направление

1861 – 1864 гг. – организация «Земля и воля» (первая).
Цели:

добиться освобождения крестьян
на справедливых условиях получения
ими земли и воли; готовить крестьянскую
революцию; добиваться созыва
бессословного народного собрания.
1862 г. – властями арестованы лидеры организации.
1863 г. – ожидаемого крестьянского восстания не произошло.
1864 г. – «Земля и воля» (первая) распалась.
Слайд 18

Радикальное направление В первой половине 1860-х гг. в Москве и Петербурге

Радикальное направление

В первой половине 1860-х гг.
в Москве и Петербурге
сложилась организация
Николая Андреевича

Ишутина –
Ивана Александровича Худякова.
«Ишутинцы» (1863 – 1866 гг.) выступали за подготовку крестьянской революции, надеялись на социалистические изменения в России.
Вначале Ишутинский кружок присоединился к «Земле и воле» (первой), затем действовал самостоятельно.
Слайд 19

Радикальное направление 4 апреля 1866 г. член ишутинской организации бывший студент

Радикальное направление

4 апреля 1866 г. член ишутинской организации бывший студент Дмитрий

Владимирович Каракозов по собственной инициативе совершил неудачное покушение на Александра II, считая, что цареубийство послужит толчком к революции и установлению в дальнейшем социалистического строя.
Каракозов был казнён, а ишутинская организация разгромлена.
Слайд 20

Радикальное направление В 1869 г. приходской учитель Сергей Геннадьевич Нечаев основал

Радикальное направление

В 1869 г. приходской учитель
Сергей Геннадьевич Нечаев
основал революционное общество
«Народная расправа».

Он составил
«Катехизис революционера» – свод
правил для сторонников революции.
«Катехизис революционера» призывал революционеров подчинить всё своё существо делу революции, бороться с правительством любыми средствами, не рассчитывая на поддержку «тёмных» крестьянских масс, подпольно, путём заговоров и террора. «Народная расправа» была ликвидирована, не просуществовав и года, а её участники отданы под суд.
Слайд 21

Революционное народничество в 1870-е гг. В 1870- е гг. в радикальном

Революционное народничество в 1870-е гг.

В 1870- е гг. в радикальном движении

общественной мысли сложилось особое направление – народничество.
Народничество – особенное политическое течение русской интеллигенции, сторонники которого в самом широком смысле проповедовали идею «сближения» интеллигенции с народом в поисках своих корней, своего места в мире.
В истории народничества выделяется несколько направлений; в 1870-х гг. наибольшей популярностью пользовалось революционное народничество.
Слайд 22

Революционное народничество в 1870-е гг. Революционные народники были убеждены, что всё

Революционное народничество в 1870-е гг.

Революционные народники были убеждены, что всё человечество

неизбежно должно прийти к социализму.
На Россию возлагались особые надежды из-за общинных отношений в русской деревне. Периодические переделы земли, поддержка членами общины друг друга, решение жизненно важных вопросов всем миром – всё это позволяло им рассматривать общину как зародыш социализма, как залог относительно быстрого и безболезненного перехода к новому строю. Привлекательно выглядела идея о возможности, опираясь на общину, достичь социализма, минуя капитализм и свойственные ему обнищание крестьянства и образование буржуазии. Чтобы решить эту задачу, народники считали достаточным освободить общину: передать в распоряжение крестьян всю землю, снять с них бремя непосильных налогов, избавить от контроля со стороны государства.
Слайд 23

Революционное народничество в 1870-е гг. Таким образом, народники взяли за основу

Революционное народничество в 1870-е гг.


Таким образом, народники взяли за основу теорию

русского (общинного) социализма.
Но, сходясь в основных установках, теоретики народничества предлагали различные средства для претворения их в жизнь.
В пореформенной России в рамках революционного народничества существовало три основных течения (направления).
Слайд 24

Революционное народничество в 1870-е гг. В пореформенной России в рамках революционного

Революционное народничество в 1870-е гг.

В пореформенной России в рамках революционного народничества

существовало три основных течения (направления):
Бунтарское, Пропагандистское, Заговорщическое,
теоретик теоретик теоретик