Общественное движение в годы правления Николая I

Содержание

Слайд 2

Основные понятия: Повторить: Либерализм Консерватизм Революционное учение Выучить: Социалистическая идеология

Основные понятия:

Повторить:
Либерализм
Консерватизм
Революционное учение
Выучить:
Социалистическая идеология

Слайд 3

1. Особенности общественного движения 30-50-х годов Причины возникновения общественного движения и

1. Особенности общественного движения 30-50-х годов

Причины возникновения общественного движения и состав

его участников:
1. нерешённость главных вопросов России о сохранении крепостного права и помещичьего землевладения, самодержавия и Россия оставалась империей – «тюрьмой народов»
2. в условиях великого поворота от аграрного общества к индустриальному необходимо было решить вопрос о направлении дальнейшего развития России.
Интеллигенция, писатели, поэты, студенты, образованная часть общества, профессура, редакторы газет, дворянство и разночинцы
Слайд 4

Особенности общественного движения 30-50-х годов 1. Развивалось в условиях реакции 2.

Особенности общественного движения 30-50-х годов

1. Развивалось в условиях реакции
2. Правительственное реформаторство

зашло в тупик и не решило ни одного главного вопроса. Произошёл разрыв между правительственным реформаторством и революционным новаторством
3. Сформировалось консервативное направление, сформулировавшее собственную идеологию
4. Оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли
Результат исканий: в условиях реакции Николаевской России реализовать свои идеи на практике было невозможно. Начался процесс формирования общественного сознания и подготовка его к будущим переменам
Слайд 5

2. Направления общественной мысли

2. Направления общественной мысли

Слайд 6

Слайд 7

3. Кружки 20-30-х годов сторонников революционных преобразований Конец 20-30 годов можно

3. Кружки 20-30-х годов сторонников революционных преобразований

Конец 20-30 годов можно назвать

кружковым периодом общественного движения
Состав участников кружков – студенчество разных чинов и сословий
Преследования со стороны властей приводили кружки к распаду
Наиболее заметными кружками в России были кружки братьев Критских в Московском университете и кружок Н.П.Сунгурова, которые вынашивали планы вооружённого восстания
Кружок Н.В.Станкевича объединил и западников, и славянофилов, и революционеров.
Кружок Огарева и Герцена был разгромлен в 1834 году
Слайд 8

4. Революционное движение 1. Александр Иванович Герцен и Николай Огарёв Герцен

4. Революционное движение

1. Александр Иванович Герцен и Николай Огарёв
Герцен разработал идеологию

«общинного социализма» в России:
Крестьянская поземельная община – главная ячейка социализма. Главное условие – освобождение крестьян и ликвидация самодержавия
Слайд 9

2. Виссарион Григорьевич Белинский Кружок «Литературного общества 11-го нумера» Печатался в

2. Виссарион Григорьевич Белинский

Кружок «Литературного общества 11-го нумера»
Печатался в журналах «Телескоп»,

«Молва», «Современник»
Подвергал критике Уварова и его теорию официальной народности
Выступал как один из признанных духовных вождей революционного лагеря
Слайд 10

«Письмо к Н.В.Гоголю» Резко критиковал самодержавие и крепостничество Видел главную задачу

«Письмо к Н.В.Гоголю»

Резко критиковал самодержавие и крепостничество
Видел главную задачу общественного движения

в «уничтожении крепостного права, телесных наказаний, призывал к строгому исполнению законов»
Письмо к Гоголю стало фундаментом для формирования мировоззрения образованной молодёжи
Слайд 11

Первые революционные организации социалистов М.В. Буташевич-Петрашевский – кружок разгромлен властями и

Первые революционные организации социалистов

М.В. Буташевич-Петрашевский – кружок разгромлен властями и участники

приговорены к каторге и ссылке.
Главные особенности революционной идеологии:
утрата надежды на реформирование России «сверху»
революционное насилие правомерно и необходимо
идейной основой будущей революции и устройства жизни страны после победы революции видели социалистические учения
Слайд 12

П.Я Чаадаев «Апология сумасшедшего» 1837 год. Выражал веру в историческую будущность

П.Я Чаадаев

«Апология сумасшедшего» 1837 год. Выражал веру в историческую будущность России,

включённой в западный христианский мир
Основные произведения:
«Философские письма» (1829-1831) – опубликованы в журнале «Телескоп»