Памятники древнерусской архитектуры

Содержание

Слайд 2

Особенности архитектуры Киевская школа выступала хранителем древних традиций храмового зодчества Киевской

Особенности архитектуры

Киевская школа выступала хранителем древних традиций храмового зодчества Киевской Руси,

потому ее последователи в основном совершенствовали унаследованные пластичные решения.
Новгородская школа отличается от остальных тяжеловесностью и простотой линий. Отличительной чертой храмов этой школы есть декор, который характеризуется пятиглавием, кубовидностью, большим количеством арок и треугольников.
Черниговская школа: для сооружений характерна торжественность и статичность.
Полоцкая школа: появились плоские боковые апсиды.
Слайд 3

Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали

Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали

называть Богородицей Десятинной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный вариант крестово-купольного храма.

Церковь Успения
Пресвятой Богородицы

989-996

Слайд 4

Спасо-Преображенский собор в Чернигове ок. 1036 Представляет собой трехнефное здание, близкое

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

ок. 1036

Представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме

Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Слайд 5

Софийский собор в Киеве 1037 Большой пятинефный храм с крестово-купольной системой

Софийский собор в Киеве

1037

Большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов.

С восточной стороны имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию
Слайд 6

Софийский собор в Новгороде 1045-1050 Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм.

Софийский собор в Новгороде

1045-1050


Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. С трёх

сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.
Слайд 7

Софийский собор в Полоцке 1030-1060 Пятинефные храм с тремя апсидами. В

Софийский собор в Полоцке

1030-1060

Пятинефные храм с тремя апсидами.
В качестве строительного

материала использовали плинфу. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с "утопленным рядом", когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.
Слайд 8

Золотые ворота в Киеве Остатки Золотых ворот. Фотография конца XIX века.

Золотые ворота в Киеве

Остатки Золотых ворот. Фотография конца XIX века.

1019-1026

Представляют собой

крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилоны, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья.
Слайд 9

Георгиевская церковь в Киеве Храм относился к типу крестово-купольных 4-столпных. Фундаменты

Георгиевская церковь в Киеве

Храм относился к типу крестово-купольных 4-столпных. Фундаменты были

выполнены из разнородного бутового камня на растворе с цемянкой. Поверхность фундамента выровнена шиферными плитами, выше идет кладка в смешанной технике из камня и плинфы со скрытым рядом.

Ирининская церковь в Киеве

Разрушены во время Батыева нашествия