Первобытное искусство История искусства

Содержание

Слайд 2

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение

очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени.
Слайд 3

В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда


В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда

большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра.
Слайд 4

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся

к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э.
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов


Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов

на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).
Слайд 8

С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и


С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и

пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый «большой дом» родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, по-видимому, кровлю из жердей.
Слайд 9

Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта


Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта

и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин.
Слайд 10

Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно


Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно

видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).
Слайд 11

интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции


интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции


Слайд 12

Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из


Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из

этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей — мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I)
Слайд 13

а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах


а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах

ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине.
Слайд 14

Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины,и поэтому изображения


Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины,и поэтому изображения

зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Наряду с развитием росписей и рисунков на кости и камне в


Наряду с развитием росписей и рисунков на кости и камне в

мадленское время идет дальнейшее развитие скульптуры из камня, кости и глины, а также, возможно, и из дерева. И в скульптуре, изображая животных, первобытные люди достигли большого мастерства.
Слайд 18

Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения в представлениях человека


Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения в представлениях человека

об окружающей действительности, связан с периодами мезолита, неолита и энеолита (медный век). От присвоения готовых продуктов природы первобытное общество в это время переходит к более сложным формам труда.
Слайд 19

Слайд 20

В это время человек овладевал все более разнообразными строительными материалами, учился,


В это время человек овладевал все более разнообразными строительными материалами, учился,

применяясь к различным условиям, возводить новые типы жилищ. Совершенствование строительного дела подготовляло сложение архитектуры как искусства.
Слайд 21

Слайд 22

Наряду с изображением животных в искусстве этого времени все более значительную


Наряду с изображением животных в искусстве этого времени все более значительную

роль начинает играть изображение людей в сценах охоты или военных столкновений. Деятельность людей, коллектива древних охотников становится теперь центральной темой искусства.
Слайд 23

Слайд 24

Очень важным новым явлением в искусстве рассматриваемого периода было широкое развитие


Очень важным новым явлением в искусстве рассматриваемого периода было широкое развитие

орнамента. В геометрических узорах, покрывающих глиняные сосуды и другие предметы, рождались и складывались навыки построения ритмической упорядоченной орнаментальной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности - прикладное искусство.
Слайд 25

Слайд 26

Особенной выразительностью и жизненной правдивостью отличаются деревянные сосуды и ложки в

Особенной выразительностью и жизненной правдивостью отличаются деревянные сосуды и ложки в

виде лебедей, гусей, болотной курочки. В изгибе шеи, в лаконичной, но удивительно верной передаче головы и клюва, в форме самого сосуда, воспроизводящей тело птицы, резчик-художник сумел с большим изяществом показать характерные особенности каждой из птиц.
Слайд 27

Последний этап истории первобытного общества характеризуется рядом новых явлений в искусстве.


Последний этап истории первобытного общества характеризуется рядом новых явлений в искусстве.

Дальнейшее развитие производства, введение новых форм хозяйства и новых металлических орудий труда медленно, но глубоко изменяло отношение человека к окружающей его действительности.
Слайд 28

К концу существования первобытного общества появился новый, ранее невиданный тип архитектурных сооружений — крепости.


К концу существования первобытного общества появился новый, ранее невиданный тип архитектурных

сооружений — крепости.
Слайд 29

Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития первобытного общества широкое


Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития первобытного общества широкое

развитие получили сооружения совсем иного рода, так называемые мегалитические (то есть выстроенные из громадных камней) постройки — менгиры, дольмены, кромлехи.
Слайд 30

менгиры

менгиры

Слайд 31

дольмены

дольмены

Слайд 32

кромлехи

кромлехи

Слайд 33

Дальнейшее развитие получили в этот период художественные ремесла.


Дальнейшее развитие получили в этот период художественные ремесла.

Слайд 34

В Западной Европе долго задержались поздние формы первобытного искусства. Таковы, например,

В Западной Европе долго задержались поздние формы первобытного искусства. Таковы, например,

памятники так называемого гальштадтского периода (10 - 5 вв. до н.э.): глиняные сосуды, покрытые геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде ведер (ситулы), покрытые несколькими поясами очень условно переданных бытовых и военных сцен, как, например, ситула из Вача
Слайд 35

Слайд 36