Правовое положение групп населения в странах Древнего Востока

Содержание

Слайд 2

Характерные черты древневосточного общества Сословное неравенство (политико-правовой статус личности от рождения);

Характерные черты древневосточного общества

Сословное неравенство (политико-правовой статус личности от рождения);
Наличие

института рабовладения (рабы – объекты права);
Наибольшая экономическая ценность - земля, основные субъекты землевладения - храмы, общины;
Неразрывная связь права и морали с религией => высокое положение в обществе жрецов;
Сохранение общинного строя.
Слайд 3

Население делилось на юридически свободных и юридически несвободных. Свободные: 1) крестьяне;

Население делилось на юридически свободных и юридически несвободных.
Свободные: 1) крестьяне; 2)

ремесленники; => несли налоговое бремя (литургия – государственная повинность). 3) писцы (на них лежала ответственность за сбор подати); 4) воины (получали жалованье или земли за службу).
Несвободные: рабы (частновладельческие и государственные). Основной источник рабства – плен. Был развит институт пекулия.

Население Древнего Египта

Слайд 4

Основное деление: свободные (крестьяне-общинники, городские жители) и несвободные. Законы Хаммурапи исходят

Основное деление: свободные (крестьяне-общинники, городские жители) и несвободные.
Законы Хаммурапи исходят из

разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: 1) авилум – свободные члены «общин»; 2) мушкенум (Юридически свободен, но экономически зависим. ) 3) вардум (вардум – раб, амтум – рабыня)

Население Древней Вавилонии

Слайд 5

Авилум – члены общины Члены общин имели право на участки общинной

Авилум – члены общины

Члены общин имели право на участки общинной земли.
Цари

не вмешивались во внутреннюю жизнь общин, но собирали с них различные налоги.
Всякий общинник - «авилу» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) имел власть. Только он был полноправным собственником семейного имущества.
Жена в целом считалась собственностью мужа. И жена, и муж имели право на развод, однако для мужа оно было шире.
Женщина являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам»
Слайд 6

Мушкенум – это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее

Мушкенум – это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее

не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности, по-аккадски «ильк»).
Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в ЗХ существенно дешевле. За увечье мушкенуму – только мина серебра (а не воздаяние по принципу Талиона)
Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже (ст. 15-16), аналогично имуществу дворца или храма

Мушкенум, экономически зависимые

Слайд 7

Рабы считались имуществом, объектом права Существует институт пекулия Источники рабства в

Рабы считались имуществом, объектом права
Существует институт пекулия
Источники рабства в Вавилоне: плен,

рождение, купля, самопродажа (срочное рабство - долговая кабала могла длиться только 3 года)
Статус рабыни. Ее предназначение – конкубинат. Ее дети приравнивались к законнорожденным. Если признания отца не последовало, после смерти господина они получали только свободу
Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от свободной, ст.75)

Вардум – люди, имевшие хозяев

Слайд 8

Воинам за военную службу дается надел (поле, сад и дом). Воин

Воинам за военную службу дается надел (поле, сад и дом). Воин

не имеет право продать надел, сдать в аренду, передать по наследству.
Жрецы - обязанность сбора податей с местностей и передача их в центр. Дамкары - лица, собиравшие подати.
Община Вавилонии. Задача общины - организация юридически свободного крестьянства для сооружения необходимых ирригационных построек. Литургия и несение повинностей, являлись необходимым условием для нахождения в общине

Воины и жрецы

Слайд 9

Варна – один из главных разрядов населения в Древней Индии, положение

Варна – один из главных разрядов населения в Древней Индии, положение

человека в древнеиндийском обществе. Отсутствие у варны собственных органов, руководящих ею, -> варна не является юридическим образованием, поэтому ≠ сословию.
Предназначение варны – исполнение дхармы.
Варны: Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры + Неприкасаемые

ВАРНОВОЕ ДЕЛЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Слайд 10

Род деятельности: • Изучение Вед (8-16 лет) и их толкование; •

Род деятельности:
• Изучение Вед (8-16 лет) и их толкование;
• Жертвоприношение для

себя и других;
• Раздача и получение милостыни.
Запреты:
• Богатеть (в случае нарушения смертная казнь);
• Касаться оружия (кроме случаев необходимой обороны; + заниматься военным делом в случае нужды);
• Заниматься торговлей (разрешалось в случае нужды, но только определенными товарами);
• Денежные операции только через посредников.

Брахманы: лучшие среди людей, странствующие и семейные жрецы

Слайд 11

Кшатрии: изначально отдельный класс воинов, но со временем опростились и разделились

Кшатрии: изначально отдельный класс воинов, но со временем опростились и разделились

на различные касты. Царь должен быть из варны кшатриев! Создали науку военного искусства.
Род деятельности:
Изучение Вед (с 11 лет, совершеннолетие в 22 года); Охрана подданных;
Раздача милостыни;
Жертвоприношение (свои особенные виды: например, жертвоприношение коня);
Неприверженность мирским утехам.

Кшатрии

Слайд 12

Род деятельности: Изучение Вед (с 12 лет, совершеннолетие в 24 года);

Род деятельности:
Изучение Вед (с 12 лет, совершеннолетие в 24 года);
Раздача милостыни;
Жертвоприношение;
Пастьба

скота и земледелие;
Торговля, ростовщичество.

Вайшьи

Шудры

Среднее положение между свободным и рабом
Предназначение: служба трем первым варнам « со смирением»; все виды деятельности, не отнесенные к занятиям дваждырожденных. Раздача милостыни;
Запрет: изучать Веды, делать жертвоприношения, говорить с брахманами.

Слайд 13

Неприкасаемые (dasavarna) –представители потомков неарийцев, с юридической точки зрения свободные! Выполняли

Неприкасаемые (dasavarna) –представители потомков неарийцев, с юридической точки зрения свободные!
Выполняли самую

грязную работу; Могли одеваться только в лохмотья; Свое появление в населенном пункте предвещали звуком трещотки и тд.
Источники неприкасаемости:
❖ По рождению;
❖ Тяжкое преступление (убийство брахмана и т.д);
❖ Отказ от соблюдения и почитания Вед;
❖ Выполнение некоторых видов занятий (временная неприкасаемость);
❖ Варвары и иностранцы.

Неприкасаемые

Слайд 14

Рабы: вечные и срочные (остальные источники). Рабами не могли быть арии!

Рабы: вечные и срочные (остальные источники). Рабами не могли быть арии!
Источники

рабства по данным шастр:
По рождению; Купленный;
Полученный в дар; Полученный по наследству;
Имеющий питание во время голода (раб за пищу);
Заложенный хозяином;
Сделанный рабом на время (скорее всего, должник);
Захваченный в плен в битве; Выигранный в кости или пари;
Предложивший себя в качестве раба без всякой компенсации;
Касты (jaty): племена, основанные на рождении и унаследованной от родителей профессии. Отличаются от варн четкой организацией и структурой.
Причины появления:
Смешение варн; • Углубление разделения труда

Несвободные

Слайд 15

Господствующий слой древнекитайского общества включал в себя чиновную аристократию, жречество, военную

Господствующий слой древнекитайского общества включал в себя чиновную аристократию, жречество, военную

знать.
Правящий класс существовал за счет эксплуатации рабов и с помощью взимания ренты (налогов) с общинников-крестьян. Рента взималась сначала как отработка, а затем как присвоение части урожая с крестьянских наделов.
Значительную часть населения составляли свободные общинники-земледельцы. Низшей прослойкой древнекитайского общества были рабы. Источником рабства было пленение на войне, обращение в рабство за долги, обращение в рабство в качестве наказания за тяжкие преступления и т.д. Рабы не могли иметь семьи и своего имущества

Население Древнего Китая

Слайд 16

Источники Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран: Учебник:

Источники

Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В

2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидкова – Москва
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 томах. Том 1. Древний мир и Средние века / сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – Москва
Гринько, М. А. История государства и права зарубежных стран : учебно-методическое пособие / М. А. Гринько, Л. Л. Кофанов, О. Л. Лысенко ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова. — Москва