Преднаучный период истории науки

Слайд 2

Раздел 2. История науки Тема 2. Преднаучный период истории науки

Раздел 2. История науки
Тема 2. Преднаучный период истории науки

Слайд 3

Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний Наука в античный период.

Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний
Наука в античный период.
Если классификация

наук — это их расчленение «по вертикали», то периодизация — это их развертывание «по горизонтали», в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов). Исследуя историю любого материального или духовного явления (в том числе и науки), следует иметь в виду, что это сложный диалектический поступательный процесс «появления различий», включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов, фаз и т. п. Поэтому задача познания состоит в том, чтобы добиться понимания действительного исторического процесса в его различных фазах, установить специфику этих фаз, их сходство и отличия, их границы и связь между ними.
Вопрос о периодизации истории науки является дискуссионным.
Один из подходов разработан В.С. Степиным: две стадии (1-я — характеризует зарождающуюся науку /преднаука/; 2-я — наука в собственном смысле слова), которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.
Слайд 4

Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука), где зарождаются

Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука), где зарождаются

элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а средние века до XVI – XVII веков, является исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Преднаука же изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Деятельность мышления — идеализированная схема практических действий. Наука начинается, когда формируется особый тип знания — теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов.
Причины возникновения науки в XVI–XVII вв.:
- общественно-экономические условия (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил);
- социальные условия (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления);
- определенный уровень развития самого знания, т.е. «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению.
Слайд 5

В отличие от традиционной философии наука Нового времени кардинально поставила вопросы

В отличие от традиционной философии наука Нового времени кардинально поставила вопросы

о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов. В общественной жизни стал формироваться новый образ мира и стиль мышления, разрушивший предшествующую картину мироздания, и приведший к оформлению принципиально нового понимания мира с ориентацией на механистичность и количественные методы. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания — мысленный эксперимент.
Характерные черты нового стиля мышления: отношение к природе как самодостаточному естественному, объекту, лишенному антропоморфно-символического элемента; отказ от принципа конкретности; становление принципа строгой количественной оценки; инструменталистская трактовка природы и ее атрибутов — пространства, времени, движения, причинности и т.д.; признание в динамике универсального метода описания поведения окружающих явлений. В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью.
Слайд 6

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и

частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:
1. Отделение науки от философии.
2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук — механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.
3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.
Классификация этапов развития науки:
1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Имеет парадигму механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
Слайд 7

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.). Парадигма относительности, дискретности, квантования,

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.). Парадигма относительности, дискретности, квантования,

вероятности, дополнительности.
3. Постнеклассичесая наука (вторая половина XX — начало XXI вв.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы.
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. Т.е. предпосылки науки создавались в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Эвклида — это не наука в целом, а только одна из ветвей математики.
Т.о, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука в собственном смысле слова (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии.