Преподобный Нил Сорский (1433–1508)

Содержание

Слайд 2

Нил Сорский почитается в Церкви как преподобный отец, один из основоположников скитского подвижничества на Руси.

Нил Сорский почитается в Церкви как преподобный отец, один из основоположников

скитского подвижничества на Руси.
Слайд 3

Предварительные сведения Све­де­ния о жиз­ни Н. С. край­не скуд­ны. Родился он

Предварительные сведения

Све­де­ния о жиз­ни Н. С. край­не скуд­ны.
Родился он в 1433 году.
Про­ис­хо­дил

из се­мьи моск. дья­ков.
По­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. 
Согласно его собственному признанию, он был поселянином и невеждой.
Такая оценка могла быть озвучена им и в связи с глубочайшим чувством смирения.
Высокая образованность дают повод думать, что он, всё же, имел боярское происхождение.
В круг его учеников входили: князь Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полев (принадлежавший к роду Смоленских князей) и другие известные лица.
Слайд 4

Монашество Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он

Монашество

Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической

жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова.
Слайд 5

Пос­ле 1475 Н. С. от­пра­вил­ся па­лом­ни­ком в Кон­стан­ти­но­поль и на Афон

Пос­ле 1475 Н. С. от­пра­вил­ся па­лом­ни­ком в Кон­стан­ти­но­поль и на Афон
Воз­мож­но, по­се­щал

так­же Па­ле­сти­ну; в афон­ских мо­на­сты­рях изу­чал прак­ти­ку «ум­но­го де­ла­ния»
Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к уединенному жительству, полюбил священное Христа ради безмолвие.
К 1489 вер­нул­ся на Русь.
В 15 вер­стах от Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., на р. Со­ра, ос­но­вал скит в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми древ­не­го скит­ско­го жи­тель­ст­ва
Слайд 6

Сор­ский скит был ос­вя­щён в честь празд­ни­ка Сре­те­ния Гос­под­ня. Ке­льи, в

Сор­ский скит был ос­вя­щён в честь празд­ни­ка Сре­те­ния Гос­под­ня.
Ке­льи, в

ко­то­рых мо­на­хи жи­ли стро­го по од­но­му, стоя­ли на не­боль­шом уда­ле­нии друг от дру­га.
На служ­бу ино­ки со­би­ра­лись два­ж­ды в не­де­лю: с суб­бо­ты на вос­кре­се­нье и со сре­ды на чет­верг (ес­ли на не­де­ле слу­чал­ся дву­на­де­ся­тый празд­ник, то все­нощ­ная со сре­ды на чет­верг от­ме­ня­лась).
Осн. вре­мя по­свя­ща­лось мо­лит­ве, ру­ко­де­лию, чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тво­ре­ний от­цов Церк­ви; об­щих по­слу­ша­ний в ски­ту не бы­ло, т. к. ус­тав за­пре­щал мо­на­хам дол­гое пре­бы­ва­ние вне ке­льи. 
Слайд 7

В 1491 году Нил Сорский, сыскавший к тому времени известность и

В 1491 году Нил Сорский, сыскавший к тому времени известность и уважение,

участвовал на Соборе, исследовавшем дело о ереси жидовствующих.
Жидовствующие еретики явили в своем учении одну из наиболее страшных ересей, явившихся на территории Руси. Они отрицали Троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и икон.
В це­лях борь­бы с ере­сью Н. С. в со­труд­ни­че­ст­ве с Ни­лом По­ле­вым соз­дал па­рад­ный спи­сок Крат­кой ре­дак­ции «Кни­ги на ере­ти­ков»
Све­ряя раз­ные спи­ски, он ис­прав­лял ошиб­ки, вос­ста­нав­ли­вал ла­ку­ны в тек­стах.
Со временем очаги этой ереси были подавлены общими услиями ревностных Православных защитников.
Слайд 8

Спор о монастырских владениях В 1503 уча­ст­во­вал в цер­ков­ном со­бо­ре, на

Спор о монастырских владениях

В 1503 уча­ст­во­вал в цер­ков­ном со­бо­ре, на ко­то­ром

Иван III Ва­силье­вич по­ста­вил во­прос о се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных и мо­на­стыр­ских зе­мель.
Будучи сторонником строгой монашеской жизни, причём предпочитающим скитскую жизнь, он решительно выступал против того, чтобы монастыри владели поместьями, селами.
Со­глас­но не­ко­то­рым ис­точ­ни­кам, Н. С. всту­пил в по­ле­ми­ку с Ио­си­фом Во­лоц­ким.
Слайд 9

преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515) Цер­ков­ный дея­тель, ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Рус. пра­во­слав­ной

преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515)
Цер­ков­ный дея­тель, ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.
Отстаивал право

монастырей на владение значительной земельной и материальной собственностью.
Слайд 10

Блаженная кончина Перед своей смертью святой Нил Сорский дал последние наставления

Блаженная кончина

Перед своей смертью святой Нил Сорский дал последние наставления братиям.
Относительно своих будущих

похорон он говорил, что не достоин почетного погребения, как грешник, призывал учеников бросить его тело в пустыне, на съедение зверям, или зарыть с презрением в яме. При этом добавлял, что как он старался не пользоваться честью на земле, в этой жизни, так хотел бы, чтобы было и после его смерти.
7 апреля 1508 года святой мирно отошел к Богу. Святые мощи находятся в его пустыни, под спудом.
Ка­но­ни­зи­ро­ван в 1650-х гг.;