Содержание
- 2. Регулярное хозяйство с севооборотами Новые пахотные орудия труда (соха-косуля) Животноводство(освоение великолепных заливных лугов) и увеличение конского
- 3. Вопрос? 1)крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов; 2)крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных
- 4. 2. Города, ремёсла, торговля в условиях централизованного государства. Карта XIV-XV вв.(показать города) Упадок городов: Города: Крупные:
- 5. 3. Государство и Православная Церковь Вопрос? Укажите неверный ответ: В XVв. – первой половины XVIв. Церковь
- 6. 4. Церковь и еретики. Ересь (особое вероучение) Ересь стригольников Казнь Стригольников Древнерусская миниатюра Одной из первых
- 7. Другое мнение, что в настоящее время не имеется документальных сведений о начале ереси стригольников, как назвала
- 8. В лице жидовствующих мы имеем дело со сложным и широким явлением, сыгравшим немаловажную роль в событиях
- 9. Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот - появляется постоянный и с каждым
- 10. Борьба с еретиками. Когда ересь из Новгорода докатилась до Москвы еретики стали поговаривать, что следовало бы
- 11. В условиях конца 15 в. когда жил Нил Сорский, церковная организация не имела под собой почвы
- 12. Собор 1503 г., созванный для разрешения вопроса о вдовых священниках, показал иосифлянам, что медлить нельзя, центр
- 13. Церковь только разыскивает еретиков , прибегая к приемам сыска и пыткам; когда еретики будут открыты, церковь
- 14. Борьба с еретиками на Руси. Иосиф Волоцкий – церковный деятель, публицист, православный святой, возглавил борьбу с
- 16. Скачать презентацию
Регулярное хозяйство с севооборотами
Новые пахотные орудия труда (соха-косуля)
Животноводство(освоение великолепных заливных лугов)
Регулярное хозяйство с севооборотами
Новые пахотные орудия труда (соха-косуля)
Животноводство(освоение великолепных заливных лугов)
Понятие: Деревня (от глагола «драть») раздирали целину
Северо – Восточная Русь – деревни от3-4 до 7-8 дворов
Понятие: Починки – маленькие поселения в 1-3 двора
Вывод: русские люди начали освоение собственной страны – это внутренняя колонизация.
Главная фигура – крестьянин (от слова «христианин»)- член сельской общины
Понятие:
трехполье
1.Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъёма сельского хозяйства, укрепления военной мощи государства.
Вопрос? 1)крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов;
2)крестьянская община
Вопрос? 1)крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов;
2)крестьянская община
Укажите:
- правильны оба утверждения;
неправильны оба утверждения;
правильно одно и неправильно другое.
Вопрос? “Судебник” Ивана III 1497 г. Сроки перехода крестьян ограничивались
и прежде. Что было новым по Судебнику?
Ответ :
Сроки перехода по всей стране.
Плата пожилого.
( Пожилое = около рубля = 200 пудов ржи = 14 пудов мёда)
Вопрос? Какие повинности несли русские крестьяне?(Барщина была развита слабо – на барской пашне работали холопы. Преобладал натуральный оброк)
2. Города, ремёсла, торговля в условиях централизованного государства.
Карта XIV-XV вв.(показать города)
Упадок
2. Города, ремёсла, торговля в условиях централизованного государства.
Карта XIV-XV вв.(показать города)
Упадок
Ростов, Суздаль, Москва, Новгород, Псков
Дмитров, Звенигород Тверь, Ярославль,
Вологда, Кострома,
Нижний Новгород,
Коломна, Рязань, Смоленск.
восстановление ремёсел
помочи (помощь в постройке дома)
Торговля (гости, сотни, полусотни)
3. Государство и Православная Церковь
Вопрос? Укажите неверный ответ:
В XVв. – первой
3. Государство и Православная Церковь
Вопрос? Укажите неверный ответ:
В XVв. – первой
а) мощной религиозной и нравственной силой; (отказ принять унию с католичеством)
б) богатым землевладельцем;
в) средоточием культурных ценностей;
г) придатком царской власти.
С середины XVв. Русская Православная Церковь –
автокефальная (самостоятельная; организация, независимая от
константинопольского Патриарха)
4. Церковь и еретики.
Ересь (особое вероучение)
Ересь стригольников
Казнь Стригольников
Древнерусская миниатюра
Одной из
4. Церковь и еретики.
Ересь (особое вероучение)
Ересь стригольников
Казнь Стригольников
Древнерусская миниатюра
Одной из
Другое мнение, что в настоящее время не имеется документальных сведений о
Другое мнение, что в настоящее время не имеется документальных сведений о
В лице жидовствующих мы имеем дело со сложным и широким явлением,
В лице жидовствующих мы имеем дело со сложным и широким явлением,
Жидовтвующие
Убийство жидовствующими Князя Андрея Боголюбского
Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот -
Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот -
Борьба с еретиками.
Когда ересь из Новгорода докатилась до Москвы еретики
Борьба с еретиками.
Когда ересь из Новгорода докатилась до Москвы еретики
Вместо беспощадной казни для них всех, как того требовал Геннадий, они были отлучены от церкви и преданы проклятию. Против ряда видных еретиков применили типичноинквизиторскую кару: еретиков посадили задом наперед на лошадей (в Испаниисажали на ослов, но в Новгороде ослов не нашлось), надели на головы"бесовские" колпаки с рогами, а на грудь каждому повесили надпись: "се естьсатанино вьинство". После этого их провезли по всему городу, и каждыйвстречный должен был плевать в проповедников свободы воли – это былонаказанием за "гордыню". Затем некоторые были казнены, многие сосланы вотдаленные монастыри. Иосифляне прибегли к методу интриг и заговоров, но и тут поначалу их ждал неуспех. Они поддержали вторую жену Иоанна Софью, приверженцы которой составили в 1497 г. заговор на жизнь Дмитрия, но заговор был раскрыт. Вся борьба сосредоточилась при дворе. Иосифляне добивались влияния на князя. В 1499 г.интрига, которую вела Софья, увенчалась успехом. Князь вернул свое расположение Софье и ее сыну Василию, а вожди старобоярской партии попали в опалу. Ряполовскому отрубили голову, а Патрикеевых постригли в монахи и сослали в заволжские скиты. Но борьба на этом не окончилась. Напротив, сосланные еретики нашлидля себя поддержку, т.к.скиты существенно отличались от остальныхмонастырей, а "заволжские старцы" были защитниками и ярыми противниками монастырского землевладения. Основателем заволжского направления был современник Иосифа Волоцкого - Нил Сорский.
В условиях конца 15 в. когда жил Нил Сорский, церковная организация
В условиях конца 15 в. когда жил Нил Сорский, церковная организация
Иосифляне начинали сознавать, что для сохранения монастырских имуществ недостаточно борьбы только на почве религиозной идеологии что нужно учесть перемену социально-политической обстановки и вместо угрозы князю бунтами сделать ему политические уступки , церковь должна была пойти навстречу стремлениям московских царей, санкционировать "самодержавие" московского князя,церковь должна была признать единым главой над
собой московского князя .После формального избрания Симона на соборе епископов 1495 г. по указанию великого князя во время торжественного посвящения нового митрополит великий князь собственноручно "продал его епископам" и повелел ему "принять жезл пастырства и взойти на седалище старейшинства".Это указало иосифлянам линию поведения. Не прекращая борьбы с еретиками, иосифляне постепенно переносят ее на чисто политическую почву.
Сожжение Еретиков
Собор 1503 г., созванный для разрешения вопроса о вдовых священниках, показал
Собор 1503 г., созванный для разрешения вопроса о вдовых священниках, показал
Иосиф заявил, что заволжских старцев научили еретики, внушив им мысль о необходимости пощады еретикам; после этого Иосиф излагает целую инквизиционную теорию сотрудничества светской и духовной власти в деле преследования ереси.
Иосиф Волоцкий
Церковь только разыскивает еретиков , прибегая к приемам сыска и пыткам;
Церковь только разыскивает еретиков , прибегая к приемам сыска и пыткам;
Вилка еретика
Борьба с еретиками на Руси.
Иосиф Волоцкий – церковный деятель, публицист, православный
Борьба с еретиками на Руси.
Иосиф Волоцкий – церковный деятель, публицист, православный
возглавил борьбу с новгородско-московской ересью(т.н. ересь “Жидовстующих”).
Иосиф Волоцкий выступал за самое жесткое обращение с еретиками, полагая, что даже покаявшихся еретиков нужно держать в темнице , а упорствующих – казнить. Лютой казни, по его мнению, заслуживают даже те православные, которые не донесли о еретиках властям.
Иосифляне – последователи церковно – политического учения, созданного Иосифом Волоцким. Защитники церковного землевладения.
Нестяжатели – сторонники отказа от церковной собственности, имущества.
Не поддерживали еретических взглядов, но допускали всё же более или менее свободное толкование церковной литературы. Они склонялись к мнению, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться. “Не подобает нам судити никого, ни верна, ни неверна, но подобает молитися о них, а в заключение не посылати.”