Публицистика XVI в. И. Пересветов

Содержание

Слайд 2

Публицистика – произведения посвященные актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества

Публицистика – произведения посвященные актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества

XVI

век называют веком публицистики. Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Все это они нашли отражение в публицистических произведениях.
Слайд 3

В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о князьях владимирских", которое

В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о князьях владимирских", которое

в отличие от "Повести временных лет" выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа.
Слайд 4

Источники этих легенд и время их появления неизвестны; по мнению А.

Источники этих легенд и время их появления неизвестны; по мнению А.

А. Зимина, они возникли в связи с венчанием на престол Дмитрия (внука Ивана III) в 1498.
По предположению А. Л. Гольдберга, автором сказания был Дмитрий Герасимов, согласно И. Жданову — легенда была создана ранее Пахомием Сербом.
Легенды в начале XVI века были записаны в «Послании» митрополита Спиридона. Неизвестный автор или авторы составили «Сказание о князьях Владимирских» на основе «Послания» в начале XVI века (до 1527 года).

Версии о происхождении «Сказание о князьях Владимирских»

Слайд 5

«Москва — третий Рим» В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея

«Москва — третий Рим»

 В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около

1510 г.) выдвигалась идея «Москва — третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима — собственно Рим и Константинополь — погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва
Слайд 6

Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти

Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти

царя и вообще об устройстве Русского государства.
Слайд 7

Писатель и публицист XVI века. Один из представителей русской общественно-политической мысли

Писатель и публицист XVI века.
Один из представителей русской общественно-политической мысли середины

XVI века.
Защитник дворянства, а также известен сочинениями против бояр.
Некоторые историки считают, что Пересветова не существовало и это псевдоним Ивана IV Васильевича Грозного или Алексея Фёдоровича Адашева

Иван Семёнович Пересветов

Слайд 8

Считается, что Пересветов - выходец из русских земель, входивших в Великое

Считается, что Пересветов - выходец из русских земель, входивших в Великое

княжество Литовское.
Род свой вел от монаха Троице-Сергиевой лавры Пересвета (участника Куликовской битвы 1380), но документальных подтверждений этому нет.
В 20-30-х годах XVI века служил в польско-литовских войсках, а в конце 1538 г. или начале 1539 г., через Молдавию въехал на Русь.
В конце 1549 года Пересветов передал свои сочинения, написанные от имени «Петра, молдавского воеводы» Ивану IV Грозному.

Биография И. С. Пересветова

Слайд 9

«Малая челобитная» (царю Ивану IV). «Большая челобитная» с программой политических реформ.

«Малая челобитная» (царю Ивану IV).
«Большая челобитная» с программой политических реформ.
«Сказание о

Магмете-султане»
«Сказание о царе Константине»
«Сказание о взятии Константинополя турками», переделка «Сказания о Царьграде» Нестора Искандера.
Сочинения И.С. Пересветова написаны простым, энергичным языком, почти совершенно чуждым элементов церковно-славянской речи, без обычных для его современников цитат из «Священного Писания».

Сочинения Ивана Пересветова

Слайд 10

России нужна «правда», но ввести её можно только суровостью и даже

России нужна «правда», но ввести её можно только суровостью и даже

жестокостью – «грозой». Вместе с тем Пересветов далек от восхваления деспотизма. Царь – это не просто самовластный государь, у него есть обязанности перед своими «воинниками». Именно ими он «силен и славен».
На Руси крушение Византии объясняли как результат отступления от чистого православия вследствие заключения Флорентийской унии. И. С. Пересветов: виновники поражения Византии – вельможи, которым последние византийские императоры дали слишком много власти.

Взгляды И. С. Пересветова

Слайд 11

Свой политический идеал Пересветов воплощает в грозном самодержавном мудром владыке Магмете-султане.

Свой политический идеал Пересветов воплощает в грозном самодержавном мудром владыке Магмете-султане.
В

«Сказании о Магмете-султане» в замаскированной форме представлена целая политическая программа, предвосхищающая собой позднейшие государственные реформы Ивана Грозного, в частности учреждение опричнины.

«Сказание о Магмете-султане»

Слайд 12

Памфлет построен на прозрачной исторической аллегории: императору Константину противопоставляется Магмет-султан. Магмет-султан

Памфлет построен на прозрачной исторической аллегории: императору Константину противопоставляется Магмет-султан.


Магмет-султан - турецкий царь. Пересветов выставляет его образцом справедливого царствования.
В «Сказании» создаётся образ идеального монарха-правдолюбца, превосходящего христианских государей в справедливости.

«Сказание о Магмете-султане»

Слайд 13

Магмет-султан проводит ряд реформ: Магмет-султан отменил наместничество как систему кормлений. Взамен

Магмет-султан проводит ряд реформ:
Магмет-султан отменил наместничество как систему кормлений. Взамен этого

ввел денежную плату за службу.
Назначил он судей во все царство, а судебные пошлины повелел взимать к себе в казну, чтобы судьи не искушались и судили справедливо. Идеал Пересветова – справедливый суд, отправляемый по своду законов специально назначаемыми царем судьями, находившимися на жаловании.
Несправедливые судьи подлежали суровому наказанию. Так, спустя некоторое время проверил царь Магмет судей своих, как они судят, и доложили царю, что они за взятки судят. Тогда царь обвинять их не стал, но повелел их жестоко наказать - с них с живых кожу содрать.

«Сказание о Магмете-султане»

Слайд 14

4. Служилые люди – опора царя. Именно ими он «силен и

4. Служилые люди – опора царя. Именно ими он «силен и

славен». Приближать к себе советников и воевод царь должен не по знатности, а по военным заслугам.
5. Для того, что бы его «воинники» не предавали его и сражались до конца, он приказал: “А кто не захочет честно умереть на игре смертной с недругом моим за мое государево великое жалованье,… тот все же умрет здесь от моей государевой опалы, да еще чести лишится сам и дети его, и будет ославлен как воинник, который бьется пятясь”.
6. Пересветов выступает за отмену служилого холопства. Магмет-султан постановил и завещал другим царям после него, чтоб все люди служили по своей воле, кто у кого хочет. И запретил их обращать в холопов, с тем чтобы все служили добровольно.

«Сказание о Магмете-султане»

Слайд 15

7. В области финансов – строгая централизация: все доходы дорлжны поступать

7. В области финансов – строгая централизация: все доходы дорлжны поступать

в казну, прежде всего, на нужды войска, а не самого царя.
8. Магмет-султан ориентируется на отрицательный опыт византийского императора Константина, при котором вельможи творили бесчинства, и делает всё так, чтобы не повторить его судьбу.
В царстве Магмета-султана торжествует порядок, и вельможи боятся царского гнева, под страхом смерти, чиновники не смеют нарушить закон. 

«Сказание о Магмете-султане»

Слайд 16

Магмет-султан широко использует библейские цитаты, мотивируя свои методы и цели. Царь

Магмет-султан широко использует библейские цитаты, мотивируя свои методы и цели. Царь

глубоко верит в бога, все свои действия он обосновывает, пользуясь цитатами из Библии, часто повторяя, что Божий суд самый справедливый.

«Сказание о Магмете-султане»

Слайд 17

Образ Магмета-султана открывается нам с двух сторон: Он жестокий правитель и

Образ Магмета-султана открывается нам с двух сторон:
Он жестокий правитель и каратель,

но с другой стороны - добрый христианин, знающий Библию и руководствующийся христианскими принципами.
Смысл данного сказания заключается в том, что только власть самодержца, способного любого не пощадить, «нашед виноватого», может оградить подданных от неправосудия вельмож и сделать государство сильным.

«Сказание о Магмете-султане»

Слайд 18

На основе данного сказания, а так же других сочинений И.С.Пересветова можно

На основе данного сказания, а так же других сочинений И.С.Пересветова можно

сделать выводы о его общеполитической позиции:
Пересветов считает, что управление войском лучше всего строить при помощи десятских, сотских и тысяцких, что позволит укрепить моральное состояние воинов и сделать их надежной опорой государя. Он предвосхищает в памфлете учреждение опричнины
Так же Пересветов предлагает провести ряд преобразований и во внутреннем управлении: в местном аппарате, суде, государственной казне. Он считает необходимым уничтожить систему «кормлений»,  и предлагает все налоги с городов, волостей, вотчин, поместий собирать в пользу государства, а сборщикам платить жалованье. Тем самым наместник превращается в государственного чиновника.
Пересветов выступает как беспощадный обличитель вельмож и бояр, которые разорили царство Русское своей алчностью, насилием, несправедливым судом и постоянными раздорами.

И. С. Пересветов

Слайд 19

В своих произведениях Пересветов нигде не выступал против крепостного права на

В своих произведениях Пересветов нигде не выступал против крепостного права на

Руси. Но он смело высказывался против наиболее тяжелых форм крепостной зависимости — кабалы и холопства, называя их порабощением.
Пересветов призывал царя опираться на незнатных служилых людей — воинников — и щедро раздавать им земли, населенные крепостными крестьянами.

И. С. Пересветов

Слайд 20

И. С. Пересветов Публицистические памфлеты Ивана Пересветова явились той политической программой,

И. С. Пересветов

Публицистические памфлеты Ивана Пересветова явились той политической программой, которая

частично была осуществлена Иваном Грозным.