Развитие театра и балета в послевоенные годы

Содержание

Слайд 2

Театр Большой, сложный творческий путь прошли в послевоенные годы столичные театры.

Театр

Большой, сложный творческий путь прошли в послевоенные годы столичные театры.

Творчество московских

театров в целом в первый послевоенный сезон не могло полностью удовлетворить идейные и художественные запросы зрителей.
В 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».
Слайд 3

Московский драматический театр, 1945 г. Театр драмы и комедии, 1945 г.

Московский драматический театр, 1945 г.

Театр драмы и комедии, 1945 г.

Московский драматический

театр им. А.С. Пушкина, 1951 г.

Театр «Современник», 1957 г.

Слайд 4

Буклет пьесы Б. Чирскова «Победители», поставленной в МХАТ в 1947 г.

Буклет пьесы Б. Чирскова «Победители», поставленной в МХАТ в 1947 г.

(режиссёры В. Станицын и Г. Конский), посвящена битве на Волге. Ум, волю, выдержку, талант передового советского командира прекрасно передал в роли генерала Муравьева Н. Боголюбов. Стойкость простого русского человека, воина, готового стоять насмерть за каждый дом осажденного города, отчетливо воплотилась в образе лейтенанта Федорова, созданном И. Кудрявцевым.

Спектакль «Спутники» В. Пановой, поставленный в театре им. М.Н. Ермоловой в 1947 г. заключался в показе высоких моральных качеств простых советских людей, с особой силой проявившихся в дни Великой Отечественной войны.

Слайд 5

В начале 50-х годов ряд московских театров пережил творческий кризис. На

В начале 50-х годов ряд московских театров пережил творческий кризис. На

деятельности театров пагубно сказалась теория бесконфликтности, получившая распространение в советской драме. Ослабление идейной активности неизбежно влекло за собой спад художественного мастерства, появление штампов в актерском и режиссерском искусстве.
С середины 50-х гг. в стране начинаются процессы внутреннего оздоровления. Театр стремится к преодолению разрыва между жизнью и сценой, правдивому отображению явлений действительности, высоте и разнообразию эстетических поисков.
Слайд 6

Режиссура становится активной действенной силой. В театре плодотворно работают три поколения

Режиссура становится активной действенной силой. В театре плодотворно работают три поколения

режиссеров:
Создают замечательные спектакли мастера, творчество которых началось в конце 20-х — 30-х гг.: Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, А. Д. Попов, В. Н. Плучек, В. М. Аджемян, К. К. Ирд, Э. Я. Смильгис, Ю. И. Мильтинис.
Рядом с ними режиссеры, начавшие свой путь в конце 30-х — начале 40-х гг.: Л. В. Варпаховский, А. А. Гончаров, Б. И. Равенских, Г. А. Товстоногов, А. Ф. Амтман-Бриедит, Г. Ванцевичюс.
Заявляют о себе молодые режиссеры: О. Н. Ефремов, А. В. Эфрос, В. Х. Пансо, М. И. Туманишвили, Т. Кязимов, А. М. Мамбетов, Р. Н. Капланян.
Слайд 7

Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького

Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького

Слайд 8

60-е годы стали временем очищения классики от расхожих сценических штампов. Режиссеры

60-е годы стали временем очищения классики от расхожих сценических штампов. Режиссеры

искали в классическом наследии современное звучание, живое дыхание прошлого. Новаторское прочтение классики подчас было отмечено откровенной полемичностью режиссерской трактовки и иногда связанными с этим художественными издержками. Однако в лучших постановках театр поднимался до подлинных сценических открытий.
Спектакли «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в постановке Ю.А. Завадского;
«Три сестры» Чехова в постановке Г.А. Товстоногова;
«Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого в постановке Л.Е. Хейфица и многие др.
Слайд 9

Балет В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. балетные коллективы страны

Балет

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. балетные коллективы

страны и хореографических училищ не прекращали работы. Были созданы новые спектакли:
В театре им. Кирова (эвакуировался в Пермь) - "Гаянэ" (1942, балетм. Анисимова),
В театре им. Станиславского и Немировича-Данченко - "Лола" (1943, балетм. Бурмейстер),
И Большом театре (эвакуировался в Куйбышев) - "Алые паруса" Юровского (1942, балетм. А.И. Радунский, Н.М. Попко, Л.А. Поспехин) и др.
Слайд 10

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. наступил кризис официально поддерживаемого

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. наступил кризис официально поддерживаемого

драмбалета.

Балетмейстеры, приверженные этому направлению, предпринимали тщетные попытки сохранить его, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов.

Например, сцены наводнения в "Медном всаднике" Захарова, 1949

Слайд 11

50-е годы стали ярким и переломным моментом в истории советского балета.

50-е годы стали ярким и переломным моментом в истории советского балета.


Огромное значение принесли работы:

Владимир Викторович Васильев

Наталия Дмитриевна Касаткина

Игорь Дмитриевич Бельский

Слайд 12

Юрий Николаевич Григорович Обогатил классический танец свободной пластикой. Ему удалось вплести

Юрий Николаевич Григорович

Обогатил классический танец свободной пластикой. Ему удалось вплести

движения из реальной жизни в образный танец так органично, что его основные постулаты не были нарушены: произошло обогащение танца внешними источниками, которые не были изначально ему присущи, а были заимствованы из движений труда, бытовой жизни, физкультуры.
Слайд 13

'Легенда о любви'. Большой театр. Балетм. Ю. Григорович В.Васильев и Е.Васильева

'Легенда о любви'. Большой театр. Балетм. Ю. Григорович

В.Васильев и Е.Васильева в

сцене балета ‘Щелкунчик’.

'Горянка'. Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. О. Виноградов

'Ленинградская симфония'. Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. И. Бельский

Слайд 14

Следует упомянуть положительный момент периода 1930-1950-х гг. – открытие театров. До

Следует упомянуть положительный момент периода 1930-1950-х гг. – открытие театров.

До конца 1920-х балетное искусство было сосредоточено в отдельных крупных культурных центрах таких как Москва, Петербург. Постепенно появляются театры во всех республиках СССР.

'Отелло'. Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Балетм. В. Чабукиани

'Рассвет'. Молдавский театр оперы и драмы им. А. С. Пушкина. Балетм. В. Варковицкий

Слайд 15

'Золушка'. Большой театр. Балетм. Р. Захаров 'Девичья башня'. Азербайджанский театр оперы

'Золушка'. Большой театр. Балетм. Р. Захаров

'Девичья башня'. Азербайджанский театр оперы и

балета им. М. Ахундова. Балетм. Г. Алмасзаде

'Сакта свободы'. Театр оперы и балета Латвийской ССР. Балетм. Е. Чанга

Слайд 16

Список использованной литературы: Театр в СССР. URL: https://yunc.org/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 Театр и кино.

Список использованной литературы:
Театр в СССР. URL: https://yunc.org/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
Театр и кино. URL:

https://www.freepapers.ru/6/teatr-i-kino-v-poslevoennye/196043.1180830.list1.html
Советский балет первой половины 20 века: традиции, новаторство, имена. URL: http://velikayakultura.ru/russkiy-balet/sovetskiy-balet-pervoy-polovinyi-20-veka-traditsii-novatorstvo-imena
Советский балет. URL: http://dancelib.ru/baletenc/item/f00/s02/e0002607/index.shtml
Автореферат диссертации «Творчество балетмейстера И.Д. Бельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950-60 годов», Абызова Л.И., 2006 г.