Содержание
- 2. Во второй половине 1860-х гг. в среде русской интеллигенции сформировалось убеждение в том, что образованное общество
- 3. «Не люби ты меня, а полюби ты мое» — вот что вам скажет всегда народ, если
- 4. Народничеству были присущи не только идеализация народа и стремление послужить ему, но и уверенность в том,
- 5. Интеллигенция, полагали народники, в долгу перед народом, поскольку и блага жизни, которыми она пользуется, и сама
- 6. Даже Михайловский, который считается народником-либералом, был радикальным противником наступающего капитализма и надеялся уберечь крестьянскую общину от
- 7. Пропагандистское направление. Считали, что задача интеллигенции – пропаганда идей социализма в крестьянской среде, дабы неизбежная вскоре
- 8. Наборня, где набрали газету «Вперед!». Петр Лавров первый слева
- 9. Петр Лавров (1823-1900) Пропагандистское направление революционного народничества Из работы Петра Лаврова «Государственный элемент в будущем обществе»:
- 10. Петр Лавров (1823-1900) Пропагандистское направление революционного народничества Из статьи Петра Лаврова в журнале «Вперед». 1876 год.:
- 11. Петр Лавров (1823-1900) Пропагандистское направление революционного народничества Пропагандистское направление. «Первым условием подготовления социальной революции в России
- 12. Бунтарское направление революционного народничества Михаил Бакунин (1814-1876) Бунтарское направление. Считали задачей интеллигенции не пропаганду социализма, а
- 13. Бунтарское направление революционного народничества Михаил Бакунин (1814-1876) Из книги Михаила Бакунина «Государственность и анархия»: «Народ -
- 14. Бунтарское направление революционного народничества Михаил Бакунин (1814-1876) Из книги Михаила Бакунина «Государственность и анархия»: «Каждая община
- 15. Заговорщическое направление революционного народничества Бунтарское направление. Считали, что народ, в силу невежества и «рабских инстинктов», не
- 16. Из программы журнала-газеты «Набат», написанной Петром Ткачевым. 1873 г.: «... Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться
- 17. Ткачев провозглашал свободу от общепринятой морали: «Мы должны признать за каждым человеком право относиться к предписаниям
- 18. Заговорщическое направление революционного народничества Петр Ткачев (1844-1886) Из статьи Петра Ткачева в газете «Вперед». 1875 г.:
- 19. Заговорщическое направление революционного народничества Петр Ткачев (1844-1886) Из статьи Петра Ткачева «Народ и революция». 1876 г.:
- 20. Заговорщическое направление революционного народничества Петр Ткачев (1844-1886) Из статьи Петра Ткачева «Народ и революция». 1876 г.:
- 21. Заговорщическое направление революционного народничества Петр Ткачев (1844-1886) Из открытого письма Петра Ткачева господину Фридриху Энгельсу. 1873
- 22. Кружок «чайковцев» На рубеже 60–70-х гг. стали складываться народнические кружки. Наиболее известен кружок «чайковцев», именуемый по
- 23. «Чайковцы» Из статьи «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» «чайковца» Петра Кропоткина. 1873 г.:
- 24. Пропаганда среди рабочих не давала быстрых результатов. Постепенно у молодых народников возникло нетерпеливо стремление развернуть пропаганду
- 25. Тысячи молодых разночинцев под видом фельдшеров, или бродячих мастеровых отправлялись в деревню пропагандировать крестьян и призывать
- 26. Арест пропагандиста. Художник Илья Репин. 1880-1889 гг.
- 27. Но тяжелее всего были не эти потери, а крах идеи. Среди участников «хождения в народ» были
- 28. Народники не были готовы признать веру в народ ложной. Они объясняли свою неудачу слабым знакомством с
- 29. В 1876 г. на базе нескольких народнических кружков была создана новая организация, принявшая старое название «Земля
- 30. Программа «Земли и воли» Главная цель организации – «анархия и коллективизм». Требования: «Переход всей земли в
- 31. Программа «Земли и воли» Практические задачи организации: «Помочь организоваться элементам недовольства, агитацией же усилить интенсивность этого
- 32. Участвовали свыше 400 студентов и рабочих. В соборе был отслужен молебен «во здравие раба Божьего Николая»
- 33. Противостояние полиции «Земля и Воля» сумела даже внедрить своего агента в III Отделение. Николай Клеточников приехал
- 34. Рост интереса к политике в условиях отсутствия в России политических прав подтолкнул народников к террору. Они
- 35. Преступление Засулич было столь очевидным, что ее решили судить обычным уголовным судом с участием присяжных, хотя
- 36. Дело Веры Засулич Вера Засулич (1849-1919) революционерка Судья Анатолий Кони в воспоминаниях об оправдании Веры Засулич:
- 37. В феврале 1879 г. Григорий Гольденберг убил харьковского генерал-губернатора кн. Дмитрия Кропоткина (двоюродного брата народника-революционера Петра
- 38. Харьков. Московская улица. Место убийство губернатора Дмитрия Кропоткина. Почтовая открытка конца XIX века. Григорий Гольденберг (1855-1880)
- 39. 2 апреля 1879 г. народник Александр Соловьев, специально приехавший в Петербург, стрелял в Александра II, гулявшего
- 40. Землевольцы опасались усиления репрессий. Действительно, после покушения Соловьева полиция усилила преследования, что вынудило народников почти свернуть
- 41. Раскол «Земли и Воли» Увлечение террором вызвало недовольство части землевольцев, которые считали, что «политика» лишь мешает
- 42. Структура организации: Члены «Народной Воли» делились на: членов ИК, агентов II ступени, агентов I ступени. «Народная
- 43. На липецком съезде будущие народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II. После раскола «Земли и Воли» народовольцы
- 44. Взрыв произошел под четвертым вагоном, везшим продукты к царскому столу. Пострадал и пустовавший вагон-ресторан. Жертв не
- 45. 5 февраля 1880 г. в момент, когда царь обычно обедал, прогремел взрыв. Случайно в этот день
- 46. «Охота на царя» Степан Халтурин (1857-1882) Взрыв 5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце
- 47. В 1879-1880 гг. «Народная воля» понесла серьезные потери. Прокурор Антон Добржинский сумел убедить Григория Гольденберга, арестованного
- 48. Цареубийство 1 марта 1881 г. Арест Желябова заставил народовольцев торопиться. После неудачи с подкопом на Малой
- 49. Невский проспект Екатерининский канал Итальянская улица Михайловский дворец Зимний дворец Михайловский манеж 1.3.1881 Убийство Александра II
- 50. В этот момент второй метальщик, Игнатий Гриневицкий, бросил бомбу прямо под ноги Александру II. Взрывом и
- 51. Последние слова Александра II: «Во дворец. Там умереть…» Цареубийство 1 марта 1881 г. Покушение Игнатия Гриневицкого
- 53. Не выдержав одиночного заключения, Рысаков выдал остальных участников покушения. Андрей Желябов, арестованный по другому делу, сам
- 54. Суд над первомартовцами
- 55. Суд над первомартовцами
- 56. Гельфман, ждавшая ребенка, была помилована (умерла в тюрьме после родов). Пятеро остальных осужденных были казнены 3
- 57. Реакция на смерть Александра II Ожидания народовольцев не оправдались. Гибель Александра II не только не вызвала
- 58. Тема «Революционное народничество в 1872-1881 гг.» Термины: Народничество * Чайковцы * Либеральное народничество * Революционное народничество
- 59. 1872 Исключение Бакунина из I Интернационала после конфликта с Марксом 1855 1856 1857 1858 1859 1860
- 61. Скачать презентацию
Во второй половине 1860-х гг. в среде русской интеллигенции сформировалось убеждение
Во второй половине 1860-х гг. в среде русской интеллигенции сформировалось убеждение
Так возникла идея «возвращения долга» народу. Более умеренные молодые интеллигенты видели путь служения народу в работе в земстве.
Более радикальные считали, что земство разменивается на мелочи и мечтали об освобождении народа от гнета посредством революции.
Но и у тех, и у других отношение к народу было восторженным, почти религиозным. Народ казался им не только страдальцем, но и носителем высшей нравственности.
Смысл термина «народничество»
Петр Лавров (1823-1900)
Из «Исторических писем» народника Петра Лаврова:
«Дорого заплатило человечество за то, чтобы несколько мыслителей в своем кабинете могли говорить о его прогрессе. Если бы <…> вычислить, сколько потерянных жизней <…> приходится на каждую личность, ныне живущую человеческой жизнью, наши современники ужаснулись бы при мысли, какой капитал крови и труда израсходован на их развитие… Я сниму с себя ответственность за кровавую цену своего развития, если употреблю это самое развитие на то, чтобы уменьшить зло в настоящем и будущем».
«Не люби ты меня, а полюби ты мое» — вот что
«Не люби ты меня, а полюби ты мое» — вот что
Полюбить, то есть пожалеть народ за его нужды, бедность, страдания, может и всякий барин, особенно из гуманных и европейски просвещенных. Но народу надо, чтоб его не за одни страдания его любили, а чтоб полюбили и его самого. Что же значит полюбить его самого? «А полюби ты то, что я люблю, почти ты то, что я чту» — вот что это значит и вот как вам ответит народ, а иначе, он никогда вас за своего не признает, сколько бы вы там об нем ни печалились. Фальшь тоже всегда разглядит, какими бы жалкими словами вы ни соблазняли его.».
Федор Достоевский.
Дневник писателя. 1877.
Федор Достоевский (1821-1881)
Народничеству были присущи не только идеализация народа и стремление послужить ему,
Народничеству были присущи не только идеализация народа и стремление послужить ему,
Капиталистическое производство народники считали чуждым России, вредным для благосостояния населения и народной нравственности. Они были склонны всячески преуменьшать уровень буржуазного развития России, а в тех случаях, когда оно было очевидно, объясняли его искусственным влиянием властей.
Смысл термина «народничество»
Владимир Короленко
(1853-1921)
Из мемуаров Владимира Короленко
«История моего современника»:
«Представление о «народе» со времени освобождения занимало огромное место в настроении всего русского общества... Уже самое происхождение из народа давало своего рода патент на обладание истинно народной мудростью...
Вот что тогда было широко разлито в сознании всего русского общества и из чего наше поколение, — в семидесятых годах подходившее к своему жизненному распутью,— сделало только наиболее последовательные и наиболее честные выводы.
Если общая посылка правильна, то вывод действительно ясен: нужно «отрешиться от старого мира», нужно «от ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови» уходить туда, где «работают грубые руки» и где, кроме того, зреет какая-то формула новой жизни...
Часть литературы легальной и вся нелегальная сделала из этого логические, нравственно наиболее честные выводы. А молодежь внесла присущий ей энтузиазм. И вот «революционное народничество» готово».
Интеллигенция, полагали народники, в долгу перед народом, поскольку и блага жизни,
Интеллигенция, полагали народники, в долгу перед народом, поскольку и блага жизни,
Стремление «возвратить долг народу» стало важнейшим побудительным мотивом деятельности народников.
Пути «возвращения долга» понимались ими по-разному.
Выделяют несколько направлений народничества
(см. схему)
Направления народничества
Народничество
Основные направления
Либеральное, умеренное
(Николай Михайловский)
Радикальное, революционное
(Николай Чернышевский)
Петр Ткачев
(1844-1886)
Петр Лавров
(1823-1900)
Михаил Бакунин
(1818–1876)
Николай Михайловский
(1842-1904)
Пропагандистское
(Петр Лавров)
Бунтарское
(Михаил Бакунин)
Заговорщическое
(Петр Ткачев)
Даже Михайловский, который считается народником-либералом, был радикальным противником наступающего капитализма и
Даже Михайловский, который считается народником-либералом, был радикальным противником наступающего капитализма и
Либеральные народники, идейным лидером которых являлся Николай Михайловский, видели задачу интеллигенции в оказании повседневной помощи крестьянам, а также в том, чтобы распространить среди крестьян идеалы социализма, подготовить крестьянство к мирному переходу к социалистическому коллективному ведению хозяйства.
Либеральное народничество
Николай Михайловский
(1842-1904)
Из текстов Николая Михайловского:
«Община дорога не сама по себе, как идол какой-нибудь. Подумайте, и осуществите что-нибудь лучше в смысле ограждения личности мужика от бурь промышленности, конкуренции, кто же стал бы тогда требовать ее сохранения»
«Я не революционер, всякому свое. Борьба со старыми богами (т.е. с самодержавием. – прим.) меня не занимает, потому что их песня спета, падение их дело времени. Новые боги (т.е. капитализм – прим.) гораздо опаснее и, в этом смысле, хуже. Смотря так на дело, я могу до известной степени быть в дружбе со старыми богами (надеяться на сотрудничество с самодержавием в вопросе предотвращения капитализма. – прим.) и, следовательно, писать в России»
Пропагандистское направление.
Считали, что задача интеллигенции – пропаганда идей социализма в крестьянской
Пропагандистское направление.
Считали, что задача интеллигенции – пропаганда идей социализма в крестьянской
Идейный лидер – Петр Лавров, бывший полковник, преподаватель математики в военной академии.
В 1860-х гг. за поддержку участников студенческих волнений сослан в Вологду. В 1870 г. бежал из ссылки за границу, жил в Швейцарии, Франции и Англии.
Пропагандистское направление революционного народничества
Петр Лавров (1823-1900)
Наборня, где набрали газету «Вперед!». Петр Лавров первый слева
Наборня, где набрали газету «Вперед!». Петр Лавров первый слева
Петр Лавров (1823-1900)
Пропагандистское направление революционного народничества
Из работы Петра Лаврова «Государственный элемент
Петр Лавров (1823-1900)
Пропагандистское направление революционного народничества
Из работы Петра Лаврова «Государственный элемент
«Социально-революционный союз должен организоваться таким образом, чтобы в его организации положено было основание солидарности разных частей России, восстание которых должно осуществить задачу революции... Задачи революции, лежащие на членах социально-революционного союза, настолько сложны и многочисленны, что этот союз не может представлять лишь небольшую кучку людей, которые все знают друг друга...»
«Революция не может упасть на общество, как снег на голову, совершенно неожиданно... члены социально-революционного союза данной территории (например, уезда) должны знать состояние и размещение запасов (в муке, в зерне, в скоте на убой и в рабочем скоте, в орудиях труда, в основных предметах потребления и т. п.), жилищ и угодий всякого рода на территории, на которой они работают... чтобы огромное большинство этого населения немедленно почувствовало улучшение своего положения...»
«Революция <...> должна начаться немедленным и неуклонным обращением всякого имущества частного, имущества групп, имущества государственного и имущества вообще. Уступки тут невозможны. Существование рядом, даже временное, социалистического строя и частной собственности представляют самую грозную опасность для нового социалистического строя, так как на другой же день после революции проснутся старые привычки и влечения монополии и хищничества и будут употреблены всевозможные усилия, чтобы удержать за личностями все то, что у них не будет взято в первую же минуту…»
Петр Лавров (1823-1900)
Пропагандистское направление революционного народничества
Из статьи Петра Лаврова в журнале
Петр Лавров (1823-1900)
Пропагандистское направление революционного народничества
Из статьи Петра Лаврова в журнале
«Первым условием подготовления социальной революции в России должна быть организация революционного меньшинства, понимающего задачи рабочего социализма, в среде общинных и артельных центров русского народа. Убежденные социалисты интеллигентного класса должны найти себе товарищей среди рабочего народа, действующих в общинах и артелях… Оттуда, в надлежащую минуту, должен одновременно в разных местах, по городам и селам, грянуть призыв, который, около понимающих и сочувствующих, поднимет массы, исторически подготовленные к перевороту своим бедствием. И под влиянием своих людей, давно им знакомых, давно близких, массы пойдут на бой, который будет иметь определенную цель, и революция будет иметь возможность совершиться действительно на началах рабочего социализма».
Петр Лавров (1823-1900)
Пропагандистское направление революционного народничества
Пропагандистское направление.
«Первым условием подготовления социальной революции
Петр Лавров (1823-1900)
Пропагандистское направление революционного народничества
Пропагандистское направление.
«Первым условием подготовления социальной революции
«Революция не может упасть на общество, как снег на голову, совершенно неожиданно...».
«Задачи революции, лежащие на членах социально-революционного союза, настолько сложны и многочисленны, что этот союз не может представлять лишь небольшую кучку людей, которые все знают друг друга...»
Петр Лавров.
Бунтарское направление революционного народничества
Михаил Бакунин (1814-1876)
Бунтарское направление.
Считали задачей интеллигенции не пропаганду
Бунтарское направление революционного народничества
Михаил Бакунин (1814-1876)
Бунтарское направление.
Считали задачей интеллигенции не пропаганду
Пропаганду социализма считали ненужной, бучи уверены, что «русский мужик – от природы социалист».
Идейный лидер – Михаил Бакунин, участник кружка Станкевича, эмигрант с 1848 г. В 1848 г. арестован австрийскими властями за участие в революции, в 1851 г. выдан России. В 1851–1857 гг. – в Петропавловской крепости и Шлиссельбурге. В 1857 г. сослан в Сибирь навечно.
В 1861 г. бежал из ссылки, через Японию и США добрался до Лондона. Сотрудничал в «Колоколе». С 1867 г. – в Швейцарии.
В 1868 г. создал анархистский «Международный альянс социалистической демократии», который вошел в I Интернационал как одна из секций. В 1872 г. исключен из I Интернационала из-за конфликта с Карлом Марксом. Один из ведущих теоретиков анархизма в мире.
Бунтарское направление революционного народничества
Михаил Бакунин (1814-1876)
Из книги Михаила Бакунина
«Государственность и
Бунтарское направление революционного народничества
Михаил Бакунин (1814-1876)
Из книги Михаила Бакунина
«Государственность и
«Народ - не доктринер и не философ. У него нет ни досуга, ни привычки заниматься одновременно многими вопросами. Увлекаясь одним, он забывает все другие. Поэтому наша прямая обязанность поставить перед ним главный вопрос, от разрешения которого, более чем от всех других, зависит его освобождение. Но этот вопрос указан самим положением его, всей его жизнью - этот вопрос экономически-политический, экономический в смысле социальной революции и политический в смысле разрушения государства
<…>
Разбой – одна из почетнейших форм русской народной жизни. Он был со времени основания московского государства отчаянным протестом народа против гнусного общественного порядка…».
Бунтарское направление революционного народничества
Михаил Бакунин (1814-1876)
Из книги Михаила Бакунина
«Государственность и
Бунтарское направление революционного народничества
Михаил Бакунин (1814-1876)
Из книги Михаила Бакунина
«Государственность и
«Каждая община составляет в себе замкнутое целое, вследствие чего - и это составляет одно из главных несчастий в России - ни одна община не имеет, да и не чувствует надобность иметь с другими общинами никакой самостоятельной органической связи. Соединяются же они между собою только посредством царя-батюшки, только в его верховной, отеческой власти.
Мы говорим, что это большое несчастье. Понятно, что такое разъединение бессилит народ и обрекает все его бунты, почти всегда местные и бессвязные, на неизбежное поражение и тем самым упрочивает торжество деспотической власти
<…>
Значит, одною из главных обязанностей революционной молодежи должно быть установление всеми возможными средствами и во что бы то ни стало живой бунтовской связи между разъединенными общинами. Задача трудная, но не невозможная, так как история указывает нам, что в смутные времена, напр., в лжедмитриевской междуусобице, в стеньки-разинской и пугачевской революции, а также и в новгородском бунте, в начале царствования императора Николая, сами общины, собственным движением, стремились к установлению этой спасительной связи…».
Заговорщическое направление революционного народничества
Бунтарское направление.
Считали, что народ, в силу невежества и
Заговорщическое направление революционного народничества
Бунтарское направление.
Считали, что народ, в силу невежества и
Поэтому задача интеллигенции – не подготовка народной революции, а непосредственный захват власти силами небольшой конспиративной организации.
Идейный лидер – Петр Ткачев, участник ишутинского и нечаевского кружков.
В 1861–1873 гг. пять раз арестован, шесть лет провел в заключении. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. В 1875–1881 гг. издавал в Женеве журнал «Набат».
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из программы журнала-газеты «Набат», написанной Петром Ткачевым. 1873 г.:
«... Ближайшая,
Из программы журнала-газеты «Набат», написанной Петром Ткачевым. 1873 г.:
«... Ближайшая,
Осуществить ее всего легче и удобнее посредством государственного заговора... Но всякий признающий необходимость государственного заговора тем самым должен признать и необходимость дисциплинированной организации революционных сил... организации, основанной на централизации власти и децентрализации революционных функций... Революционеры, не упуская из виду цели заговора, не должны ни на минуту забывать, что удачное достижение этой цели неосуществимо без прямой или косвенной поддержки народа...».
Заговорщическое направление революционного народничества
Ткачев предлагал «терроризировать правительство».
Он был уверен, что захват власти не составит труда, поскольку самодержавие не имеет опоры, «висит в воздухе».
Петр Ткачев
(1844-1886)
Ткачев провозглашал свободу от общепринятой морали: «Мы должны признать за каждым
Ткачев провозглашал свободу от общепринятой морали: «Мы должны признать за каждым
Это роднило Ткачева с Нечаевым и его «Катехизисом революционера».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из статьи Петра Ткачева
«Люди будущего и герои мещанства»:
«Есть, например, правило, запрещающее обманывать. Но случаи обмана весьма разнообразны: в одном случае от обмана не страдает ничей интерес, в другом — страдает интерес одного лица или нескольких лиц, в третьем — интерес целой партии или сословия, в четвертом — целого народа и т.п.
Разумеется, важность несоблюдения правила, запрещающего обманывать, в каждом из этих случаев различна. Итак, если мы не хотим ... превратить свою нравственность в сухую мертвую формалистику, мы должны признать за каждым человеком право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом случае прямого применения, не догматически, а критически».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из статьи Петра Ткачева в газете «Вперед».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из статьи Петра Ткачева в газете «Вперед».
«Представление о «народе» со времени освобождения занимало огромное место в настроении всего русского общества. Он как туча лежал на нашем горизонте, в него вглядывались, старались уловить формы, роившиеся в этой туманной громаде, разглядеть или угадать их. При этом разные направления видели разное, но все вглядывались с интересом и тревогой и все апеллировали к «народной мудрости». Не говоря о славянофилах, в системе которых народ занимал такое огромное место, но даже Катков и консерваторы указывали на «мудрость народа», который, по их мнению, вполне сознательно поддерживает устои существующего строя… Для Достоевского народ был «богоносец», а Иван Аксаков еще в восьмидесятых годах любил в своей газете прибегать по разным поводам к речениям «русских мужичков», хотя бы эти «мужички» были, в сущности, толстосумы из крестьян, давно и с большим успехом перешедшие в купеческое звание. Это все равно. Уже самое происхождение из народа давало своего рода патент на обладание истинно народной мудростью. В одном рассказе Златовратского («Золотые сердца») выведен интеллигент из крестьян, медик Башкирцев. Он говорит почти нечленораздельно, но все чувствуют, что он знает что-то не известное мятущимся интеллигентам; и когда заговорит в нужную минуту, то скажет какое-то новое настоящее слово».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из статьи Петра Ткачева «Народ и революция».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из статьи Петра Ткачева «Народ и революция».
«Каковы же общественные идеалы нашего народа? Каковы его отношения к окружающей его действительности?
Его общественный идеал — самоуправляющаяся община, подчинение лица миру, право частного пользования, но не частного владения землей, круговая порука, братская солидарность всех членов общины — одним словом, идеал с ясно выраженным коммунистическим оттенком. Конечно, от форм жизни, обусловливающих этот идеал, еще очень далеко до полного коммунизма; коммунизм кроется в них, так сказать, в зерне, в зародыше. Это зерно может разрастись, но может и заглохнуть,— все зависит от того, в каком направлении будет развиваться наша экономическая жизнь. Если она будет развиваться в том направлении, в каком она развивается теперь,— в направлении буржуазного прогресса,— то нет сомнения, что нашу общину (а следовательно, и наши народные идеалы) постигнет судьба западноевропейской общины... Но если революция поставит вовремя плотину быстро несущимся волнам буржуазного прогресса если она остановит его течение и даст ему другое, совершенно противоположное направление, тогда, нет сомнения, при благоприятном уходе наша теперешняя община обратится мало-помалу в общину-коммуну».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из статьи Петра Ткачева
«Народ и революция».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из статьи Петра Ткачева
«Народ и революция».
«В настоящее же время она стоит, так сказать, на перепутье двух дорог: одна ведет к царству коммуны, другая — к царству индивидуализма; куда толкнет ее жизнь, туда она и пойдет. Если же жизнь не толкнет ее ни в ту, ни в другую сторону, она так навеки и останется на перепутье. В ней самой нет ничего такого, что бы могло двинуть ее вперед или назад; все ее элементы находятся в устойчивом равновесии. Вот почему она почти ни на волос не изменилась в течение нескольких веков, вот почему она, предоставленная самой себе, может просуществовать in status quo еще тысячи, миллионы лет... положительные идеалы нашего крестьянства еще не революционны; они не могут быть идеалами революции».
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из открытого письма Петра Ткачева господину Фридриху
Заговорщическое направление революционного народничества
Петр Ткачев
(1844-1886)
Из открытого письма Петра Ткачева господину Фридриху
«Наш народ невежествен... Но зато он в большинстве своем... проникнут принципами общинного владения; он ..., несмотря на свое невежество, стоит гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Европы, хотя последние и образованнее его... Наши высшие классы (дворянство и купечество) не образуют никакой силы — ни экономической (они слишком бедны для этого), ни политической (они слишком неразвиты и чересчур привыкли доверять во всем мудрости полиции). Наше духовенство совсем не имеет значения — ни в народе, ни вне его. Наше государство только издали производит впечатление мощи... Оно не имеет никаких корней в экономической жизни народа, оно не воплощает в себе интересов какого- либо сословия. Оно одинаково давит все общественные классы, все они одинаково ненавидят его... Наша общественная фирма обязана своим существованием государству, государству, висящему, так сказать, в воздухе, государству, которое не имеет ничего общего с существующим социальным строем и корни которого находятся в прошлом, а не в настоящем...».
Кружок «чайковцев»
На рубеже 60–70-х гг. стали складываться народнические кружки. Наиболее известен
Кружок «чайковцев»
На рубеже 60–70-х гг. стали складываться народнические кружки. Наиболее известен
Кружок «чайковцев» подчеркнуто отвергал «нечаевские» методы, строился на принципах равенства и полного доверия между участниками.
Чайковцы распространяли произведения Чернышевского, Лаврова, Маркса, вели пропаганду среди студентов и рабочих Петербурга.
Народнические кружки
Марк Натансон
(1850–1919)
лидер «чайковцев»
Князь Петр Кропоткин
(1842-1921)
«чайковец», позднее теоретик анархизма.
«Чайковцы»
Из статьи «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» «чайковца»
«Чайковцы»
Из статьи «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» «чайковца»
«…мы безусловно отрицаем введение в революционную организацию подчинения личностям, порабощения многих, одному или нескольким лицам, неравенство во взаимных отношениях членов одной и той же организации, взаимный обман и насилие для достижения своих целей. Нечего и говорить, конечно, что все подобные средства мы считаем совершенно позволительными и даже необходимыми во всех наших отношениях к представителям капитала и власти, с которыми вступаем в борьбу <…>
Прежде всего мы глубоко убеждены в том, что никакая революция невозможна, если потребность в ней не чувствуется в самом народе. Никакая горсть людей, как бы энергична и талантлива она ни была, не может вызвать народного восстания, если сам народ не доходит… до сознания, что ему нет другого выхода из положения… Поэтому главное - вести пропаганду среди крестьян, идти в народ <…>
Прежде всего, куда должна быть направлена наша деятельность, где должны мы по преимуществу распространять свои воззрения и подыскивать себе единомышленников: — в среде ли учащейся молодежи и вообще барства, или же в среде крестьянства и городских рабочих? <…>
Мы отвечаем на этот вопрос категорически и этот ответ считаем основным положением в нашей практической программе: непременно в среде крестьянства и городских рабочих».
Князь Петр Кропоткин
(1842-1921)
«чайковец», позднее теоретик анархизма.
Пропаганда среди рабочих не давала быстрых результатов.
Постепенно у молодых народников
Пропаганда среди рабочих не давала быстрых результатов.
Постепенно у молодых народников
Оно особенно усилилось после похода Сергея Кравчинского и Дмитрий Рогачева по деревням Тверской губернии.
Вернувшись, они убеждали других, что крестьянство готово к революции.
Весной 1874 г. началось массовое движение интеллигентной молодежи: «хождение в народ».
Начало «хождения в народ»
Сергей-Михайлович
Кравчинский (Степняк)
(1851–1895)
Дмитрий Рогачев
(1851–1894)
Тысячи молодых разночинцев под видом фельдшеров, или бродячих мастеровых отправлялись в
Тысячи молодых разночинцев под видом фельдшеров, или бродячих мастеровых отправлялись в
Крестьяне считали, что раз баре бунтуют, значит царь собирается отдать землю крестьянам.
Поэтому они сами хватали пропагандистов и сдавали их в полицию.
«Хождение в народ» провалилось.
Хождение в народ
Арест пропагандиста. Художник Илья Репин. Эскиз 1879 г.
Арест пропагандиста. Художник Илья Репин.
1880-1889 гг.
Арест пропагандиста. Художник Илья Репин.
1880-1889 гг.
Но тяжелее всего были не эти потери, а крах идеи. Среди
Но тяжелее всего были не эти потери, а крах идеи. Среди
«Хождение в народ» продемонстрировало, что крестьяне не приемлют ни тех, ни других.
Крестьяне мечтали об избавлении от малоземелья, но отнюдь не о всеобщем равенстве и совместном труде.
Хождение в народ
Около 4 тысяч участников «хождения в народ» оказались под арестом, сотни были приговорены к ссылке.
Сергей-Михайлович
Кравчинский (Степняк)
(1851–1895)
Из книги воспоминаний Сергея Степняка-Кравчинского «Подпольная Россия»:
«Социализм был его [народника] верой, народ – его божеством. Невзирая на всю очевидность противного, он твердо верил, что не сегодня-завтра произойдет революция… Неумолимая действительность нанесла жестокий удар по этой восторженной вере, показавши ему его бога, каков он есть, а не каким он рисовался воображению. По-прежнему он готов был на жертвы; но ему недоставало уже ни прежнего неудержимого пыла, ни прежней жажды борьбы. После первого разочарования он потерял всякую надежду на победу и если еще желал венца, то это был венец из терниев, а не из лавров. Подобно христианину первых веков, он шел на муки с ясностью во взоре и выносил их с полным спокойствием духа - даже с наслаждением, так как знал, что страдает за свою веру. Он был полон любви и ни к кому не питал ненависти, не исключая даже своих палачей.
Таков пропагандист 1872-1875 годов. В нем было слишком много идеализма, чтобы он мог устоять в предстоявшей трудной и жестокой борьбе. Он должен был измениться или исчезнуть».
Народники не были готовы признать веру в народ ложной. Они объясняли
Народники не были готовы признать веру в народ ложной. Они объясняли
От летучей пропаганды к оседлой
Из воспоминаний народника Сергея Ковалика:
«Оседлая пропаганда велась также в большинстве случаев лицами, не имеющими определенных занятий. Пропагандист поселялся обыкновенно в доме своих родных или сочувствующих ему знакомых. Сравнительно немногие из оседлых пропагандистов имели определенную профессию, занимая должности учителей и фельдшеров. К оседлым пропагандистам следует присоединить также небольшое число учителей, не вошедших окончательно в революционную партию, но сочувствовавших ей и распространявших между крестьянами революционные книги. Оседлая пропаганда по существу своему должна была вестись более осторожно и медленно, чем летучая. Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги. Эти последние в оседлой пропаганде играли гораздо большую роль, чем в летучей. Кроме того, оседлые пропагандисты не отказывались также от пропаганды среди лиц, принадлежавших к сельской интеллигенции…».
Сергей Ковалик (1846-1926)
революционер-народник, один из организаторов «хождения в народ».
В 1876 г. на базе нескольких народнических кружков была создана новая
В 1876 г. на базе нескольких народнических кружков была создана новая
Инициатором создания «Земли и Воли» явился Марк Натансон.
К числу видных землевольцев принадлежали также: Сергей Степняк-Кравчинский, Софья Перовская, Яков Стефанович, Лев Тихомиров, Вера Фигнер, Михаил Фроленко и другие.
«Земля и воля» 1870-х гг.
Вторую причину неудачи народники видели в полицейских преследованиях.
К выводу о необходимости борьбы за политические свободы, которой ранее они совсем не придавали значения.
Борьба за политические свободы требовала сплочения в единую организацию.
Александр Михайлов
(1855-1884)
Николай Морозов
(1854-1946)
Георгий Плеханов
(1856-1918)
Андрей Желябов
(1851-1881)
Программа «Земли и воли»
Главная цель организации – «анархия и коллективизм».
Требования:
«Переход всей
Программа «Земли и воли»
Главная цель организации – «анархия и коллективизм».
Требования:
«Переход всей
«Полнейшая свобода исповеданий».
«Разделение теперешней Российской империи на части в соответствии местным желаниям».
Политический идеал:
«Каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций он отдаст тому правительству, которое каждая из них образует для себя. Наша обязанность только стараться уменьшить возможно более эту долю».
Достижение поставленных целей:
«Только путем насильственного переворота, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее проникновение в народную жизнь разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания».
Программа «Земли и воли»
Практические задачи организации:
«Помочь организоваться элементам недовольства, агитацией же
Программа «Земли и воли»
Практические задачи организации:
«Помочь организоваться элементам недовольства, агитацией же
«Ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу государства, без чего не будет обеспечен успех никакого, даже самого хорошо задуманного, плана восстания».
Устав организации «Земля и воля»
Дезорганизаторская часть программы:
Сближение с «сектами религиозно-революционного характера» и «разбойничьими шайками»; «заведение связей и своей организации в войсках, главным образом среди офицеров, привлечение на свою сторону служащих правительственных учреждений, систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится ненавистный нам порядок».
Участвовали свыше 400 студентов и рабочих. В соборе был отслужен молебен
Участвовали свыше 400 студентов и рабочих. В соборе был отслужен молебен
На площади перед собором выступил Георгий Плеханов, завершивший свою речь словами «Да здравствует социальная революция, да здравствует “Земля и Воля”!».
Над толпой было развернуто красное знамя.
Казанская демонстрация 1876 года
Наиболее известная пропагандистская акция «Земли и Воли» – т.н. Казанская демонстрация, т.е. демонстрация у Казанского собора на Невском проспекте в Петербурге в 1876 году.
Казанская демонстрация.
Гравюра из журнала «L’llustrazione Italiana», № 4, 28 января 1877 года
Противостояние полиции
«Земля и Воля» сумела даже внедрить своего агента в
Противостояние полиции
«Земля и Воля» сумела даже внедрить своего агента в
Случай помог ему устроиться чиновником для письма в III Отделение. Ему, обладателю каллиграфического почерка, доверяли переписывать набело секретные документы. В течение двух лет до своего ареста Клеточников предупреждал землевольцев о готовящихся обысках и арестах, помогал выявлять провокаторов.
Николай Клеточников (1847–1883)
Николай Клеточников на судебном «процессе 20-ти» 1882 г.:
«До 30 лет я жил в глухой провинции, среди чиновников, занимавшихся дрязгами, попойками, вообще ведущими самую пустую, бессодержательную жизнь. Среди такой жизни я чувствовал какую-то неудовлетворенность, мне хотелось чего-то лучшего. Наконец попал в Петербург, но и здесь нравственный уровень общества не был выше. Я стал искать причины такого нравственного упадка и нашел, что есть одно отвратительное учреждение, которое развращает общество, которое заглушает все лучшие стороны человеческой натуры и вызывает к жизни все ее пошлые темные черты. Таким учреждением было III отделение. Тогда, гг. судьи, я решился проникнуть в это отвратительное учреждение, чтобы парализовать его деятельность. Наконец мне удалось поступить туда на службу».
Рост интереса к политике в условиях отсутствия в России политических прав
Рост интереса к политике в условиях отсутствия в России политических прав
Они надеялись, что громкие политические акты «разбудят» Россию.
Поначалу народнический террор носил характер мщения. В январе 1878 г. Вера Засулич покушалась на жизнь столичного градоначальника Федора Трепова, приказавшего высечь плетьми студента Боголюбова – подследственного по политическому делу (по закону сечь разрешалось только осужденных уголовных преступников).
Дело Веры Засулич
Вера Засулич
(1849-1919) революционерка
Преступление Засулич было столь очевидным, что ее решили судить обычным уголовным
Преступление Засулич было столь очевидным, что ее решили судить обычным уголовным
Власти не учли, сколь велико было в обществе возмущение приказом Трепова.
Адвокат Петр Александров в одну калитку переиграл прокурора Константина Кесселя.
31 марта 1878 года присяжные единогласно оправдали Веру Засулич. Судья Анатолий Кони утвердил оправдательный приговор.
Дело Веры Засулич
Вера Засулич (1849-1919)
революционерка
Федор Трепов (1812-1889)
петербургский генерал-губернатор в 1873-1878 гг.
Дело Веры Засулич
Вера Засулич (1849-1919)
революционерка
Судья Анатолий Кони в воспоминаниях об оправдании
Дело Веры Засулич
Вера Засулич (1849-1919)
революционерка
Судья Анатолий Кони в воспоминаниях об оправдании
«…Тому, кто не был свидетелем, нельзя себе представить ни взрыва звуков, покрывших голос старшины, ни того движения, которое, как электрический толчок, пронеслось по всей зале.
Крики несдержанной радости, истерические рыдания, отчаянные аплодисменты, топот ног, возгласы: "Браво! Ура! Молодцы! Вера! Верочка! Верочка!" – все слилось в один треск и стон, и вопль. Многие крестились; в верхнем, более демократическом отделении для публики, обнимались; даже в местах за судьями усерднейшим образом хлопали... Один особенно усердствовал над самым моим ухом. Я оглянулся, Помощник генерал-фельдцейхмейстера, Г. А. Баранцов, раскрасневшийся седой толстяк, с азартом бил в ладони. Встретив мой взгляд, он остановился, сконфуженно улыбнулся, но, едва я отвернулся, снова принялся хлопать...
В первую минуту судебные приставы бросились было к публике, вопросительно глядя на меня. Я остановил их знаком и, сказав судьям: "Будем сидеть", – не стал даже звонить. Все было бы бесполезно, а всякая активная попытка водворить порядок могла бы иметь трагический исход. Все было возбуждено... Все отдавалось какому-то бессознательному чувству радости... и поток этой радости легко мог обратиться в поток ярости при первой серьезной попытке удержать его полицейской плотиной. Мы сидели среди общего смятения, неподвижно и молча, как римские сенаторы при нашествии на Рим галлов»
В феврале 1879 г. Григорий Гольденберг убил харьковского
генерал-губернатора кн. Дмитрия Кропоткина
В феврале 1879 г. Григорий Гольденберг убил харьковского генерал-губернатора кн. Дмитрия Кропоткина
В марте 1879 г. Лев Мирский покушался на нового шефа жандармов Александра Дрентельна.
После оправдания Засулич террористические акты стали постоянными.
В марте 1878 г. был убит шеф одесских жандармов Борис Гейкинг.
В августе 1878 г. Сергей Степняк-Кравчинский среди бела дня зарезал шефа жандармов генерала Николая Мезенцова и скрылся.
Переход к террору
Николай Мезенцов (1827–1878)
шеф жандармов
Стилет Кравчинского, которым был убит Николай Мезенцов.
Харьков. Московская улица. Место убийство губернатора Дмитрия Кропоткина.
Почтовая открытка конца
Харьков. Московская улица. Место убийство губернатора Дмитрия Кропоткина.
Почтовая открытка конца
Григорий Гольденберг (1855-1880)
Террорист, убийца Дмитрия Кропоткина
Революционер Петр Кропоткин об убийстве своего двоюродного брата харьковского губернатора Дмитрия Кропоткина:
«<…> в Харькове был убит генерал-губернатор, мой двоюродный брат, Дмитрий Кропоткин, когда он возвращался из театра. Центральная тюрьма, где началась первая голодовка и где он прибег к искусственному кормлению, находилась в его ведении. В сущности, он был не злой человек; я знаю, что лично он скорее симпатизировал политическим; но он был человек бесхарактерный, притом придворный, флигель-адъютант царя, и поэтому предпочёл не вмешиваться, так как одно его слово могло бы остановить жестокое обращение с заключёнными. Но теперь он одобрил поведение тюремщиков, и харьковская молодёжь до такой степени была возмущена обращением с заключёнными, что по нём стреляли и смертельно ранили».
2 апреля 1879 г. народник Александр Соловьев, специально приехавший в Петербург,
2 апреля 1879 г. народник Александр Соловьев, специально приехавший в Петербург,
Шинель царя оказалась пять раз прострелена, но сам он остался невредим.
Покушение Александра Соловьева на Александра II
Дворцовая площадь
Зимний дворец
Александр II
(1818-1881)
Александр Соловьев (1846-1879)
Землевольцы опасались усиления репрессий.
Действительно, после покушения Соловьева полиция усилила преследования, что
Землевольцы опасались усиления репрессий.
Действительно, после покушения Соловьева полиция усилила преследования, что
Узнав о намерении Соловьева совершить цареубийство, «Земля и Воля» отказала ему в помощи, но разрешила отдельным своим членам помогать ему на свой страх и риск.
Помогать Соловьеву пытались Александр Михайлов и Николай Морозов, но неудачно – террорист был схвачен и по приговору суда повешен.
Александр Михайлов
(1855-1884)
Николай Морозов
(1854-1946)
Покушение Александра Соловьева на Александра II
Александр Соловьев (1846-1879)
Раскол «Земли и Воли»
Увлечение террором вызвало недовольство части землевольцев, которые считали,
Раскол «Земли и Воли»
Увлечение террором вызвало недовольство части землевольцев, которые считали,
В июне 1879 г. сторонники террора провели свой съезд в Липецке. Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд «Земли и Воли». Большинством голосов Воронежский съезд принял решение сочетать социалистическую пропаганду в деревне с «терроризированием правительства».
Плеханов, непримиримый противник террора, покинул съезд. В августе 1879 г. на петербургском съезде «Земли и Воли» принято решение о ее разделе на две организации: «Черный передел» и «Народную волю».
Черный передел
Противники террора – Плеханов, Засулич, Дейч, Аксельрод и др.
Георгий Плеханов
(1856-1918)
1879 Раскол «Земли и воли»
Земля и воля
Софья Перовская
(1853-1881)
Андрей Желябов
(1851-1881)
Народная воля
Сторонники террора – Желябов, Перовская, Фигнер, Кравчинский, Михайлов и др.
Структура организации:
Члены «Народной Воли» делились на: членов ИК, агентов II ступени,
Структура организации:
Члены «Народной Воли» делились на: членов ИК, агентов II ступени,
«Народная Воля» создала 10 подпольных типографий, печатала прокламации, газеты, программные документы.
Исполнительный Комитет
Отделения, боевые группы, офицерские организации.
«Народная воля»
Из программы «Народной Воли»:
«Мы должны поставить своей ближайшей задачей снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу».
На липецком съезде будущие народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II.
После раскола
На липецком съезде будущие народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II.
После раскола
В ноябре 1879 г. решено было подорвать царский поезд, шедший из Ливадии.
Были созданы три группы. Михаил Фроленко устроился сторожем на железную дорогу близ Одессы и готовил взрыв, но царь не поехал в Одессу.
Под Александровском (между Белгородом и Курском) Желябов купил участок земли у насыпи якобы для строительства кожевенного завода и заложил мину, но взрыв по неизвестной причине не произошел.
Третья группа ждала царский поезд под Москвой.
«Охота на царя»
Взрыв произошел под четвертым вагоном, везшим продукты к царскому столу. Пострадал
Взрыв произошел под четвертым вагоном, везшим продукты к царскому столу. Пострадал
Жертв не было, но мощность взрыва была ужасной: от двух вагонов остался, по словам очевидца, «мармелад какой-то».
Группа Софьи Перовской устроила подкоп под насыпь у Рогожско-Симоновской заставы.
Народовольцы по ошибке попустили царский поезд, и взорвали шедший позади поезд свиты.
«Охота на царя»
Взрыв на линии Московско-Курской железной дороги. После крушения свитского поезда.
Рисунок А. Бальдингера с наброска С.И. Грикова. Конец ноября 1879
Дом, из которого был осуществлен подкоп.
5 февраля 1880 г. в момент, когда царь обычно обедал, прогремел
5 февраля 1880 г. в момент, когда царь обычно обедал, прогремел
Случайно в этот день обед начался позже. Царя, входившего в столовую, отбросило назад.
Погибли 10 солдат, находившихся в караульном помещении.
В 1879 г. народоволец Степан Халтурин устроился на работу в Зимний дворец столяром. В течение нескольких месяцев он приносил динамит в свою каморку, находившуюся под царской столовой.
«Охота на царя»
Степан Халтурин (1857-1882)
Царская столовая после взрыва
«Охота на царя»
Степан Халтурин (1857-1882)
Взрыв 5 февраля 1880 г. в Зимнем
«Охота на царя»
Степан Халтурин (1857-1882)
Взрыв 5 февраля 1880 г. в Зимнем
В 1879-1880 гг. «Народная воля» понесла серьезные потери.
Прокурор Антон Добржинский
В 1879-1880 гг. «Народная воля» понесла серьезные потери.
Прокурор Антон Добржинский
В результате Гольденберг (он действительно поверил Добржинскому!) дал подробные показания, назвав около 150 членов «Народной Воли».
Осознав свое предательство, Гольденберг повесился в камере. В ноябре 1880 г. был арестован Александр Михайлов, в феврале 1881 г. – Андрей Желябов.
Преследование «Народной воли»
Григорий Гольденберг (1855–1880)
Григорий Гольденберг на очередном допросе, уже после дачи показаний на народовольцев:
«Помните, если хоть один волос упадет с головы моих товарищей, я себе этого не прощу».
Антон Добржинский:
«Уж не знаю, как насчёт волос, ну, а что голов много слетит, это верно»
Цареубийство 1 марта 1881 г.
Арест Желябова заставил народовольцев торопиться.
После неудачи
Цареубийство 1 марта 1881 г.
Арест Желябова заставил народовольцев торопиться.
После неудачи
Невский проспект
Екатерининский канал
Итальянская улица
Михайловский дворец
Зимний дворец
Михайловский манеж
1 марта 1881 г. по сигналу Софьи Перовской Николай Рысаков бросил бомбу в царскую карету на набережной Екатерининского канала.
Николай Рысаков (1861-1881)
Невский проспект
Екатерининский канал
Итальянская улица
Михайловский дворец
Зимний дворец
Михайловский манеж
1.3.1881 Убийство Александра II
Невский проспект
Екатерининский канал
Итальянская улица
Михайловский дворец
Зимний дворец
Михайловский манеж
1.3.1881 Убийство Александра II
В этот момент второй метальщик, Игнатий Гриневицкий, бросил бомбу прямо под
В этот момент второй метальщик, Игнатий Гриневицкий, бросил бомбу прямо под
Цареубийство 1 марта 1881 г.
Взрывом была повреждена карета, ранены конвойные. Царь остался невредим. Он подошел к схваченному Рысакову и сказал подбежавшему полицмейстеру: «Слава богу, я не ранен». Рысаков в ответ крикнул: «Еще слава ли Богу?!»
Покушение Николая Рысакова на Александра II. 1 марта 1881 г.
Игнатий Гриневицкий
(1856-1881)
Последние слова Александра II: «Во дворец. Там умереть…»
Цареубийство 1 марта 1881
Последние слова Александра II: «Во дворец. Там умереть…»
Цареубийство 1 марта 1881
Покушение Игнатия Гриневицкого на Александра II. 1 марта 1881 г.
Спустя несколько часов царь-освободитель Александр II скончался от ран. Гриневицкий умер в тюремной больнице. От взрыва пострадали еще около 20 человек, двое из них умерли.
Смертельно раненного Александра II укладывают в сани, чтобы везти во дворец.
Не выдержав одиночного заключения, Рысаков выдал остальных участников покушения.
Андрей Желябов,
Не выдержав одиночного заключения, Рысаков выдал остальных участников покушения.
Андрей Желябов,
Софья Перовская и Андрей Желябов
Суд над первомартовцами
Суд над первомартовцами
Суд над первомартовцами
Суд над первомартовцами
Суд над первомартовцами
Суд над первомартовцами
Гельфман, ждавшая ребенка, была помилована (умерла в тюрьме после родов).
Пятеро
Гельфман, ждавшая ребенка, была помилована (умерла в тюрьме после родов).
Пятеро
Суд приговорил Желябова, Перовскую, Рысакова, Тимофея Михайлова, изготовителя бомб Николая Кибальчича и хозяйку явочной квартиры Гельфман к повешению.
Казнь первомартовцев
Казнь первомартовцев. 3 апреля 1881 г.
Казнь первомартовцев. 3 апреля 1881 г.
Реакция на смерть Александра II
Ожидания народовольцев не оправдались.
Гибель Александра II
Реакция на смерть Александра II
Ожидания народовольцев не оправдались.
Гибель Александра II
Крестьяне же и вовсе считали, что господа убили царя в отместку за отмену крепостного права.
На Николая I – императора, которого считали деспотом – не было ни одного покушения. Царь-реформатор Александр II пережил семь покушений и погиб от восьмого.
Александр II на смертном одре. Художник Константин Маковский.
Тема «Революционное народничество в 1872-1881 гг.»
Термины:
Народничество * Чайковцы * Либеральное народничество
Тема «Революционное народничество в 1872-1881 гг.»
Термины:
Народничество * Чайковцы * Либеральное народничество
Имена:
Николай Михайловский * Петр Лавров * Михаил Бакунин * Петр Ткачев * Вера Засулич * Сергей Степняк-Кравчинский * Георгий Плеханов * Степан Халтурин * Вера Фигнер * Андрей Желябов * Софья Перовская * Николай Рысаков * Игнатий Гриневицкий *
1872
Исключение Бакунина из I Интернационала после конфликта с Марксом
1855
1856
1857
1858
1859
1860
1861
1862
1863
1864
1865
1866
1867
1868
1869
1870
1871
1872
1873
1874
1875
1876
1877
1878
1879
1880
1881
1882
1854
Общественные движения
1872
Исключение Бакунина из I Интернационала после конфликта с Марксом
1855
1856
1857
1858
1859
1860
1861
1862
1863
1864
1865
1866
1867
1868
1869
1870
1871
1872
1873
1874
1875
1876
1877
1878
1879
1880
1881
1882
1854
Общественные движения
18.2.1855
Смерть Николая I. Начало правления Александра II.
1.3.1881
Убийство Александра II. Начало правления Александра III.
1861-1864
Первый состав «Земли и воли»
1862-1864
Дело Чернышевского
1866
Покушение Каракозова на Александра II
1869-1871
Организация «Народная расправа»
(Сергей Нечаев)
1869
Убийство студента Иванова Сергеем Нечаевым
1863
Публикация романа Чернышевского
«Что делать?» в «Современнике»
1872
Публикация романа Достоевского «Бесы»
1869-1874
Кружок «чайковцев»
1874-1878
«Хождение в народ»
1878
Дело Веры Засулич
1877-1878
Процесс 193-х
(дело о пропаганде в империи)
2.4.1879
Покушение Соловьева на Александра II
1876-1879
Второй состав «Земли и воли»
1879
Раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел»
1879-1881
«Охота на царя»
1868
Вступление Бакунина в I Интернационал Карла Маркса
1876
Демонстрация «Земли и воли» у Казанского собора
1863-1864
Польское восстание
1863-1866
Кружок Ишутина
1857
Выход первого номера газеты «Колокол» («Вольная русская типография», Герцен, Лондон)
1855
Выход первого номера альманаха «Полярная звезда» («Вольная русская типография», Герцен, Лондон)
Рубеж 1860-х-1870-х Формирование народничества
1854-1862
Журнал «Современник» с Некрасовым, Чернышевским и Добролюбовым в редакции
1862
Приостановление издания «Современника» «за вредное направление»