Роль церкви государственно-правовой жизни средневековой Европы

Содержание

Слайд 2

1. Легитимизация христианской церкви и оформление теократической доктрины Этапы легитимизации христианской

1. Легитимизация христианской церкви и оформление теократической доктрины

Этапы легитимизации христианской церкви

В

4 - 7 веках - соперничество Римской и Византийской церквей
Слайд 3

В 5 веке в сочинении Августина «Град Божий» обоснованы утверждения: -

В 5 веке в сочинении Августина «Град Божий» обоснованы утверждения:
-

история человечества подчинена божественному провидению, плану, который Богу известен, а людям нет;
- носителем ценностей Града Божьего является церковь
- Град земной - все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, несовершенны и греховны как результат греховности человека, его извращенной свободной воли;
- светская власть и церковная различны, каждая независима, но церковная власть является высшей, духовная сфера выше мирской, т.к. церковь – это единственный посредник между богом и людьми.
- светская и церковная власти должны оказывать друг другу поддержку: государство призвано защищать церковь от ее врагов, еретиков, а церковь воспитывает паству в духе лояльности

Оформление теократической доктрины как общественно-политической идеологии церкви

Слайд 4

К 7 веку оформилась церковная юрисдикция и установлен иммунитет священнослужителей. Церковь

К 7 веку
оформилась церковная юрисдикция и установлен иммунитет священнослужителей.
Церковь

создала политические, финансовые, дипломатические, судебные органы.
Церковь стала мощной экономической организацией.

В 754-756 гг. сформировалось папское государство (Ватикан): король франков Пипин Короткий изгнал лангобардов и отдал Римской церкви отвоёванные у них земли.

При Каролингах церковь обладала ок.1/3 всей территории франкской империи.
В начале 9 века король Людовик Святой признал папский суверенитет.

С конца 9 до конца 11 века – упадок папского государства

В 1054 г. христианская церковь разделилась на римско-католическую (западную) и православную (восточную)

Слайд 5

2. Церковная организация Западной церкви Устройство папского государства Избираемый глава государства

2. Церковная организация Западной церкви

Устройство папского государства

Избираемый глава государства – папа.

Неограниченный монарх.
С нач. 9 века избирался пожизненно.

Церковный собор – съезд духовенства

Конклав - собрание кардиналов, избирающее папу.

Нунции - наместники папы на местах, которым подчинены епископы и аббаты, возглавлявшие монастыри, обладавшие религиозной и судебной властью, правом толкования Священного Писания и религиозных норм.

В распоряжении папы - капитулы - военно-политические отряды монахов-крестоносцев.

Клир - профессиональные священнослужители.
Отношения внутри клира:
- строго иерархичные,
- авторитарные,
- закрытые от мирян.

Монашеские (духовно-рыцарские) ордена – строго централизованные организации, с собственными уставами

Слайд 6

Отношения римской католической церкви и европейских государств В 11 веке шла

Отношения римской католической церкви и европейских государств

В 11 веке шла борьба

за инвеституру между церковью и светской властью.
В результате в 1122 г. был заключён Вормсский конкордат, окончивший борьбу за инвеституру: избранные капитулами прелаты (высшие должности) получали духовную инвеституру от папы, а светскую — от императора.

В 13 веке Папа Григорий VII обосновал «теорию двух мечей» - концепцию соотношения власти духовной и мирской (один меч у самой церкви, другой вручается ею монархам)
Утверждалось:
- право церкви доминировать над монархами, и даже право низлагать монархов и отлучать их от церкви
- право церкви вмешательство во внутренние дела государств
- право налагать запрет на богослужение в городах и государствах (интердикты)

Слайд 7

3.1. Источники церковного права 3. Каноническое право (понятие «каноническое право» утвердилось в 11-12 веках)

3.1. Источники церковного права

3. Каноническое право (понятие «каноническое право»

утвердилось в 11-12 веках)
Слайд 8

«Отцом науки канонического права» был Грациан (1139–1142 гг.). На основе объединения

«Отцом науки канонического права» был Грациан (1139–1142 гг.).
На основе объединения

предписаний Библии, решений церковных соборов, текстов из папских Енциклик и булл, отрывков из трудов "отцов церкви", норм римского и обычного права он создал т. н. «Декрет» («Кодекс») - первый общий свод канонического права католической церкви.

Декрет Грациана состоит 3848 глав-канонов, объединённых в разделы, в каждом из которых разбирался определенный правовой вопрос или казус. Каждый раздел начинается с введения, обозначающего правовой вопрос или проблему, затем приводятся главы - каноны «за» и «против» с комментариями, и завершается раздел аргументированным решением.
С 70-80-х гг. ХII века ссылки на Декрет Грациана появились в церковных актах. Известно ок. 600 списков Декрета Грациана и более 200 его ранних печатных изданий.

Оформление канонического права

Слайд 9

3.2. Сферы канонического права Брачно-семейное право (сформировалось на основе монополии церкви

3.2. Сферы канонического права

Брачно-семейное право (сформировалось на основе монополии церкви

на совершение таинств брака)
- моногамность брака, основанного на согласии супругов-единоверцев;
- препятствия к браку
- порядок и процедуру заключения брака через проведение таинств обручения, венчания;
- отношения супругов в браке: равенство супругов перед Богом, признание мужа главой семьи;
- законнорожденность детей
- возможность расторжения брака (брак считался нерасторжимым; раздельное проживание супругов в случае доказанной измены или жестокости; в исключительных случаях развод разрешался)

Наследственное право (сформировалось на основе юрисдикции церкви над завещаниями)
- обязательность завещания: завещание трактовалось как последняя воля, направленная на спасение души, поэтому смерть без завещания считалось как разновидностью греха;
- порядок составления завещания в форме письменного документа, скреплённого подписями завещателя, свидетелей, священника;
- право священника распорядиться частью имущества (до 1/3) на благо души умершего;
- право наследника право отказаться от наследства;
- запрет уничтожать имущество одинокого умершего, не оставившего завещания, его следовало направить на богоугодное дело.

Слайд 10

Регулирование договорного права (сформировалось на основе юрисдикции над клятвами) - утвердились

Регулирование договорного права (сформировалось на основе юрисдикции над клятвами)
- утвердились формулы

клятвенного заверение как гарантия устного договора,
- утверждался принцип эквивалентного обмена или справедливой цены (осуждались «постылая прибыль» (чрезмерная), ростовщичество.

Карательное право (сформировалось на основе юрисдикции церкви над грехами) («Лучше убить 60 невиновных, чем дать ускользнуть одному виновному»)
- различались понятия
*греха (религиозного преступления),
*преступного греха (вреда церкви и обществу: преступления мирян против религии (ересь, святотатство, колдовство), клевета, половые и брачные преступления)
*мирского преступления (находилось в подсудности светской власти),
- разработано понятие вины: различие умысла и неосторожности; классификация умыслов, анализ побуждений
- разработана система наказаний:
*санкции против духовных лиц (разжалование, лишение сана, отлучение)
*санкции против мирян - епитимьи (религиозных искупления - пост, возмещение вреда, совершение богоугодных дел, публичное покаяние, битьё поклонов, чтение молитв, раздача милостыни),
отлучение от церкви (временное - интердикт; вечное – анафема)

Церковная и светская юрисдикции переплетались, церковь фактически вмешивалась в юрисдикцию государства.

Каноническое право – один их элементов правового партикуляризма

Слайд 11

4. Суд инквизиции Формирование инквизиции В 6 веке учреждён церковный суд

4. Суд инквизиции

Формирование инквизиции
В 6 веке учреждён церковный суд для

борьбы с ересями
В 11 в. церковь установила своё право на отпущение грехов (продажа индульгенций)
В 1215 г. учреждены специальные комиссии для проведения розыска (инквизиция) и
расследования еретической греховности на местах в составе епископа и 2 монахов
В 1232 г. все дела о ереси переданы в рассмотрение ордена монахов-доминиканцев
В 1252 г. созданы специальные церковные трибуналы для борьбы с еретиками, врагами церкви и религии и защиты устоев христианства; инквизиция добилась права пытать всякого подозреваемого

Состав суда инквизиции
* судьи-инквизиторы (монахи) имели неограниченные полномочия и подчинялись непосредственно Папе; в случае неповиновения им местные церковные и светские власти могли быть преданы проклятию.
* в состав суда включены: нотариус, понятые, врач, палач, юристы-квалификаторы (с серед.16 в.), оценивающие улики и определяющие виновность подследственного.

Слайд 12

Инквизиционный процесс

 Инквизиционный процесс

Слайд 13

5. Реформация, возникновение протестантских течений 15-16 века - Реформация - разнородное

5. Реформация, возникновение протестантских течений

15-16 века - Реформация - разнородное общественное

движение с целью преобразования господствовавшей католической церкви, которое проявилось во многих странах Западной и Центральной Европы

Немецкий богослов Мартин Лютер (1483—1546) - создатель первого победившего в борьбе с католицизмом учения, ставшего одним из течений протестантизма (лютеранства)
В 1517 г. Лютер первым открыто выступил против католицизма: в своих знаменитые 95 тезисов обличал папу и католиков как слуг дьявола. В 1520 г. публично сжег папскую буллу об отлучении его от католической церкви
- отрицал догмат о спасающей силе церкви, отверг роль духовенства как посредника между людьми и Богом.
- выступил за самостоятельность светского правления от церковного, первым (!) обосновал принцип независимости государственной власти от церкви
- считал необходимой полную автономию религиозной организации общества
- требовал избавить гражданское право от опеки канонического права.

кальвинизм
Жан Кальвин (150..—1564) провел реформу церкви:
- духовное сословие католической церкви было упразднено,
- церковные общины стали возглавлять пресвитеры (старшины) из мирян, им помогали проповедники, имевшие соответствующую подготовку, но не сан.
- пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая управляла религиозной жизнью общины.