Русская культура в XVI вв

Содержание

Слайд 2

Русская культура в XVI вв. Основная идея – укрепление государства, единство и централизация

Русская культура в XVI вв.

Основная идея – укрепление государства, единство и централизация


Слайд 3

Особенности русской культуры в XVI в. Особенности: в XVI в. продолжается

Особенности русской культуры в XVI в.

Особенности: в XVI в. продолжается процесс

формирование русской национальной культуры и русского национального самосознания.
Начинается разрушение средневекового религиозного мировоззрения.
Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия культур в рамках национального государства.
Идет развитие и углубление культурных связей с другими народами. Усиливается западное влияние.
Появляются новые стили, жанры, направления в культуре.
Идет накопление научных
Возрастает интерес к человеку, происходит проявление личностного начала в творчестве.
Наблюдается распространение грамотности и просвещения. Для сферы просвещения важным событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента.
В 1564 г. началось книгопечатание в России (первая печатная книга «Апостол»).
Складывание политической идеологии централизованного государства «Москва – третий Рим».
В XVI в. архитектуре утвердился национальный стиль, московский шатровый, который получил яркое воплощение в царском дворце в Коломенском под Москвой.
Происходило формирование публицистики. Важную роль в этом сыграла переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, где официальной идеологии (единое государство во главе с монархом, культ царя) противостоят идеи ограничения монархии, социальной несправедливости.
Обычаи и нравы определялись «Домостроем».
Слайд 4

Литературные произведения «Повесть о белом клобуке» - памятник древнерусской литературы XV—XVI

Литературные произведения

«Повесть о белом клобуке» - памятник древнерусской литературы XV—XVI вв., сочинение

о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима».
«Повесть о зачале Москвы» (автор Филофей) - прославление самодержавия. (начало XVI в.).
«Сказание о князьях владимирских» (начало XVI в.) - обосновывается преемственность русских великих князей и царей от римских и византийских императоров.
Слайд 5

Литературные произведения Исторические повести: «Повесть о Молодинском сражении» 1572 г., «Повесть

Литературные произведения

Исторические повести: «Повесть о Молодинском сражении» 1572 г.,
«Повесть о

прихождении Стефана Батория на Псков» в 1581 г.,
«Сказание о царстве Казанском» 1552 г.
«Че́тьи-мине́и» митрополита Макария (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» (греч. μηνιαίος длящийся месяц» (собрание русских святых, расположенных по месяцам года).
Слайд 6

Лицево́й летопи́сный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный

Лицево́й летопи́сный свод

(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод

событий мировой и особенно русской истории, создан в 40—60-х годах XVI века специально для царской библиотеки в единственном экземпляре.
Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.
Слайд 7

Литературные произведения Степенная книга (1562 – 1653 гг., автор - Афанасий

Литературные произведения

Степенная книга (1562 – 1653 гг., автор - Афанасий -

попытка систематического изложения русской истории. Охватывает время от княжения Владимира Святославича до Ивана IV .
В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти.
«Хронограф» - обзор всемирной истории 1512 г.
Слайд 8

Письменность и литература Публицистика Полемика иосифлян и нестяжателей: - Сочинения Иосифа

Письменность и литература Публицистика

Полемика иосифлян и нестяжателей:
- Сочинения Иосифа Волоцкого, направленные против

еретиков;
- Произведения Вассиана Патрикеева («Прение с Иосифом Волоцким»)
Произведения Ивана Пересветова («Сказание о книгах»
«Повесть о Петре и Февроньи» (автор Ермолай-Еразм)
Переписка Ивана IV с кн. Андреем Курбским
(1564 -1577)
Слайд 9

Письменность и литература Публицистика Из первого послания князя Курбского Ивану Грозному:

Письменность и литература Публицистика

Из первого послания князя Курбского Ивану Грозному:
«Зачем, царь …

на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и в чародействе, и в ином непотребстве (…) Или ты, царь, мнишь, что бессмертен…»
Слайд 10

Письменность и литература Публицистика Из ответа Ивана Грозного: «Никого мы из

Письменность и литература Публицистика

Из ответа Ивана Грозного:
«Никого мы из своей земли не

изгоняли, кроме тех, кто изменил православию. Убитые же и заточенные… получили наказание по своей вине…
А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить…»

О какой политике Ивана Грозного идет речь в переписке ?

Слайд 11

Быт Домострой Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник

Быт

Домострой

Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник русской

литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру
Слайд 12

А) «...15. Како детей своих вос­пи­та­ти во вся­ком на­ка­за­нии и стра­се

А) «...15. Како детей своих вос­пи­та­ти во вся­ком на­ка­за­нии и стра­се

божии
А по­шлеть Бог у кого дети сы­но­ве или дщери, ино имети по­пе­че­ние отцу и ма­те­ри о чадех своих снаб­ди­ти их и вос­пи­та­ти в добре на­ка­за­нии и учити стра­ху Божию и веж­ству и вся­ко­му бла­го­чи­нию и по вре­ме­ни и детем смот­ря и по воз­рас­ту учити ру­ко­де­лию ма­те­ри дщери а отцу сы­но­ве кто чево до­сто­ин каков кому про­суг Бог даст лю­би­ти их и бе­ре­чи и стра­хом спа­са­ти уча и на­ка­зуя и раз­су­жая раны воз­ло­га­ти на­ка­зуи дети во юно­сти по­ко­ит тя на ста­рость твою, и хра­ни­ти и блю­сти о чи­сто­те те­лес­нои и от вся­ка­го греха отцем чад своих якоже зе­ни­цу ока и яко своя душа аще что дети со­гре­ша­ют от­цо­вым и ма­тер­ним не­бре­же­ни­ем им о тех гре­сех ответ дати в день Страш­на­го Суда, а дети аще не бре­го­мы будут в не­на­ка­за­нии отцов и ма­те­реи аще что со­гре­шат или что со­тво­рят и отцем и ма­те­рем з детми от Бога грех а от людеи укор и по­смех, а дому тщета а себе скорбь и убы­ток а от судеи про­да­жа и со­ро­мо­та аще у бо­го­бо­яз­ни­вых ро­ди­те­леи, и у ра­зум­ных и бла­го­раз­суд­ных чада вос­пи­та­ни в стра­се Божии и в добре на­ка­за­нии и в бла­го­рас­суд­ном уче­нии вся­ко­му ра­зу­му и ве­штву и про­мыс­лу и ру­ко­де­лию, и те чада с ро­ди­те­ли сво­и­ми бы­ва­ют от Бога по­ми­ло­ва­ни а от освя­щен­на­го чину бла­го­сло­ве­ны а от доб­рых людеи хва­ли­ми, а в со­вер­ше­не воз­расте доб­рые люди с ра­до­стию и з бла­го­да­ре­ни­ем женят сынов своих по своеи вер­сте по суду Божию а дщери за их дети за­мужь вы­да­ют, и аще от та­ко­вых ко­то­рое чадо Бог воз­мет в по­ка­я­нии и с при­ча­сти­ем то от ро­ди­те­лю без­сквер­ная жерт­ва, к Богу при­но­сит­ся и в веч­ныя кровы все­ля­ют­ся а имеют дерз­но­ве­ние у Бога ми­ло­сти про­си­ти и остав­ле­ния, гре­хов и о ро­ди­те­лех своих.

Домострой (Сильвестр) XVI в.

Слайд 13

литература фольклор «Сказка о Борме - Ярыжке», «Повесть о Вавилонском царстве».

литература фольклор

«Сказка о Борме - Ярыжке»,
«Повесть о Вавилонском царстве».
«Умный мальчик-судья»,
«Огненный змей».
«Мудрая

дева»
Слайд 14

Книгопечатание В 1552 г. Иван IV, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил

Книгопечатание

В 1552 г. Иван IV, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил

начать книгопечатание.
В 1563 г. по приказу Ивана IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны.
Для работы над первым печатным изданием царь привлек самых образованных люди того времени – Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца
В 1564 г. дьякон Иван Федоров издал первую печатную книгу «Апостол»
В 1565 г. издал «Часослов».
И. Федоров работал над первым славянским учебником «Азбука». Азбука вышла в 1574 году.

Вспомнить, когда книгопечатание появилось в Западной Европе?

Иван Федоров самостоятельно разработал процесс книгопечатания. Изготовил старославянский шрифт. Достиг высокого качества книгопечатания.

Слайд 15

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного

искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
Слайд 16

Творчество Дионисия. Живопись Ведущий московский иконописец конца XV — начала XVI

Творчество Дионисия. Живопись

Ведущий московский иконописец конца XV — начала XVI

веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Работы Дионисия – иконы Успенского собора Московского Кремля, фрески Феропонтова монастыря.
Творчество Дионисия отличается красочностью, декоративностью, пышной торжественностью.

Митрополит Петр

Богоматерь с архангелами
Михаилом и Гавриилом

Слайд 17

Живопись. Иконопись В живопись проникают жанровые мотивы, имеются черты реализма. Икона

Живопись. Иконопись

В живопись проникают жанровые мотивы, имеются черты реализма. Икона «Церковь

воинствующая» (сер. XVI в.) – в аллегорической форме воспевает взятие Казани — икона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.
Слайд 18

Архитектура Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым

Архитектура

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в

русском храмовом зодчестве.
Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Слайд 19

Архитектура Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Храм является шедевром мировой архитектуры,

Архитектура

Церковь Вознесения Господня в Коломенском.
Храм является шедевром мировой архитектуры, первым

каменным шатровым храмом в России.
Возведена в Коломенском в 1528—1532 гг. (предположительно итальянским архитектором Петром Фрязином) в честь рождения Ивана IV.
Слайд 20

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия

Блаженного

— православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Шатровый стиль.
Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора. Третья версия – западный мастер

Слайд 21

Задание: Сравните крестово-купольный храм и храм, построенный в шатровом стиле

Задание: Сравните крестово-купольный храм и храм, построенный в шатровом стиле

Слайд 22

Задание: Вспомните, какие территории и когда вошли в состав Московского государства?

Задание:
Вспомните, какие территории и когда вошли
в состав Московского государства?

Архитектура Строительство крепостей


В XVI в. территория Московского государства быстро расширяется. На рубежах русского государства строятся крепостные сооружения: крепость на Соловецких островах, стены и башни Астраханского Кремля, Смоленская крепость (арх. Федор Конь)