Русская культура XVII в

Содержание

Слайд 2

XVII в. – период быстрого развития древнерусской культуры, и в тоже

XVII в. – период быстрого развития древнерусской культуры, и в тоже

время век ее завершения;
При сохранение основных черт традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое впоследствии найдет свое наивысшее отражение в реформах Петра Великого;
В культуре отчетливо выделяется две тенденции: проникновение западноевропейских влияний, прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т.е. освобождения от господства церкви.
Слайд 3

Время отмирания многих незыблемых традиций; Наиболее выразительное новшество – проникновение в

Время отмирания многих незыблемых традиций;
Наиболее выразительное новшество – проникновение в литературу

заведомого вымысла (классическая литература предыдущих столетий его не знала; в ней действовали исторические личности – князья, митрополиты, бояре => любой сознательный вымысел был невозможен, т.к. в историческом повествовании он означал бы ложь; книжное письмо – серьезное и священное занятие, для развлечения существовали устные «побасенки»);
Сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора;
Появляются произведения, герой которых – мелкий служилый дворянин или купец. В отношении подобных персонажей вымысел был допустим.

Литература

Слайд 4

«Повесть о Фроле Скобееве» : о похождениях дворянского сына; отличается занимательностью

«Повесть о Фроле Скобееве» :
о похождениях дворянского сына;
отличается занимательностью повествования, напоминающего

сюжеты средневековых западноевропейских «плутовских» романов;
любовная история переплетается с рассказом о плутовстве молодого дворянина, которыми он, в конечном итоге, обеспечивает себе безбедное существование и высокое положение в обществе;

Литература

Слайд 5

«Повесть о Савве Грудицине»: Главный герой – сын богатого купца; Его

«Повесть о Савве Грудицине»:
Главный герой – сын богатого купца;
Его история напоминают

историю Фауста: Савву в приключениях сопровождает и направляет сам дьявол, но в отличие от Фауста, малограмотный Савва попадает под власть беса сам того не понимая;
Беспутный купеческий сын предается разврату, игнорирует слезы и увещевания родителей, принимает участие в Смоленском походе, где с помощью беса демонстрирует большие успехи в военном деле;
За удовольствиями и славой приходит расплата – Савва заболевает; от болезни его спасает сама Богородица;
Жизнь свою Савва заканчивает в монастыре «в посту и молитве».

Литература

Слайд 6

«Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче» (пародия на

«Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче» (пародия на

судебную тяжбу: сын боярский Лещ «бьет челом» на «Ерша сына Щетинникова» ; в рыбьем царстве все как у людей: лжесвидетели (Сельдь), корпоративная солидарность рыбьей корпорации; судья - Сом за взятку решает дело в пользу Леща);
помимо развлекательного и нравоучительного, была сильна сатирическая и обличительная составляющая;
В произведениях высмеивались судебные порядки и продажность судей.

Литература

Слайд 7

Посвящена более традиционным для древнерусской культуры темам; Большой отклик вызвал кризис

Посвящена более традиционным для древнерусской культуры темам;
Большой отклик вызвал кризис «Смутного

времени» => самое яркое описание периода содержится в «Сказании» Авраамия Палицина (взгляд непосредственного участника событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного) и «Летописная книга» , написанная князем И.М. Катыревым-Ростовским в 1626 г.

«Высокая» литература

Слайд 8

Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский, 1629-1680 гг., выпускник Киево-Могилянской академии) –

Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский, 1629-1680 гг., выпускник Киево-Могилянской академии) –

представитель придворного направления в литературе;
Появление в литературе новх жанров – силлабической поэзии и драматургии;
Первый придворный поэт, стихи торжественные, несколько тяжеловесные, прообраз хвалебной оды;
В центре композиции образ царя-самодержца, живое воплощение политического могущества и славы России ;

«Высокая» литература

Слайд 9

Пресветлый Орле Российския страны, честнокаменным венцем увенчаны, Орле преславный, высоко парящий

Пресветлый Орле Российския страны,
честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий
славою Орлы

вся превосходящий.
Вскую превыше облак водородных
париши крилы перий словоплодных?
Что в пространстве воздуха велика
суть стремления тобою толика?
Яко исполнь есть весь Орызонт славы
всемирных концев от твоея главы.
Глава та небес самых достизает,
простертость крилу вес мир окривает.
Ногама скиптри царьския держиши
в море, на земли властельно стоиши…

С. Полоцкий «Орел Российский»

Слайд 10

Симеон Полоцкий также писал вирши на самые разнообразные темы; Сторонник просвещения,

Симеон Полоцкий также писал вирши на самые разнообразные темы;
Сторонник просвещения, многие

свои произведения он посвящал обличению разнообразных пороков (пьянства, гордыни, алчности) и демонстрации наглядных положительных примеров;
Заинтересованность вопросами воспитания => пьеса «Комедия притча о блудном сыне» (в основе Библейская история, посвященная проблеме отцов и детей).

Литература

Слайд 11

Юрий Крижанич (1618-1683 гг.) – хорват, прибывший в Россию в 1659

Юрий Крижанич (1618-1683 гг.) – хорват, прибывший в Россию в 1659

г., европейски образованный человек, магистр философии;
«Беседы о правлении» – трактат о «политической мудрости». Наиболее предпочтительная форма правления – «самовластие», правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя умными советниками => залог покоя и согласия в стране.

Литература

Слайд 12

Количественные и качественные изменения: н смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению

Количественные и качественные изменения: н смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению

у наставников) приходят настоящие учебные заведения;
Епифаний Славинецкий (переводчик, поэт и публицист) создал школу при Кремлевском Чудовом монастыре;
1687 – Славяно-греко-латинская академия во главе с греческими монахами, выпускниками Падуанского университета братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами.
Обучение в академии включало прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии.

Образование

Слайд 13

1692 г – иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими

1692 г – иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими

произведениями, продолжавшими традицию Симеона Полоцкого;
Букварь снабжен картинками: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось;
Трансформацию претерпел житийный жанр: возникают жития, значительно отступающие от сложившегося трафарета: «Житие Юлиании Лазаревской» (Ульянии Осорьиной), писанное ее сыном , муромским дворянином Калистратом Осорьиным (житие + биографическая повесть: главная героиня светская женщина; природа святости в бесконечной доброте и любви к людям; аскеза – отказ от преимуществ, которые давала принадлежность к господствующему классу);

Образование + Литература

Слайд 14

«Житие протопопа Аввакума» (с житием связывает только название); Биография наиболее влиятельного

«Житие протопопа Аввакума» (с житием связывает только название);
Биография наиболее влиятельного и

яркого вождя старообрядческой оппозиции Аввакума (1620-1682 гг.)
Живой, почти разговорный язык, совершенно нехарактерный для богословской литературы;
Житие писалось во время многолетнего заключения в тюрьме в Пустозерске;
Повествование от первого лица; с силой и самоиронией протопоп рисует свои злоключения; характерная черта Аввакума – чувство огромного духовного превосходства; яростно клеймит патриарха Никона – «носатого и брюхатого борзого кобеля», «адова пса».

Литература

Слайд 15

Начало XVII в. – общий характер архитектуры еще мало отличался от

Начало XVII в. – общий характер
архитектуры еще мало отличался от

архитектуры конца XVI в.;
Церковь Покрова в Рубцове, 1619-1625

Архитектура. Этапы развития

Слайд 16

Дивная церковь в Угличе

Дивная церковь в Угличе

Слайд 17

Церковь Покрова в Медведкове

Церковь Покрова в Медведкове

Слайд 18

Середина XVII в. – подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства;

Середина XVII в. – подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства;

(запрет на шатровые храмы как неканонические, шатром украшается колокольня);
церковь Троицы в Никитниках, 1634 г.;
церковь Рождества Богородицы в Путинках, 1652 г.;
Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, 1658 г.;

Архитектура. Этапы развития

Слайд 19

Церковь Троицы в Никитниках, 1631-1634 гг.

Церковь Троицы в Никитниках, 1631-1634 гг.

Слайд 20

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.)

Слайд 21

Слайд 22

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Слайд 23

Идея: воссоздать комплекс святых мест Палестины; Первым зодчим храма был сам

Идея: воссоздать комплекс святых мест Палестины;
Первым зодчим храма был сам патриарх

Никон;
Образец: модель храма Гроба господня, подаренная Никону в 1649 г. Иерусалимским патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 г.
Слайд 24

Слайд 25

Церковь Ильи Пророка в Ярославле 1647-1650 гг.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле 1647-1650 гг.

Слайд 26

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, 1681-1687 гг.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, 1681-1687 гг.

Слайд 27

90-е гг. XVII в. – новый стиль «нарышкинское барокко» (использование элементов,

90-е гг. XVII в. – новый стиль «нарышкинское барокко» (использование элементов,

напоминающих о западноевропейском барокко + русская деревянная архитектура);
Расширение кругозора людей; светское начало и принципы рационализма проникают в культовую архитектуру, сочетаясь с праздничной декоративностью;
Мода на все, связанное с путешествиями => тропические растения, валюты на фасаде; восьмерик – маяк, шпиль – мачта;
Развитие строительной техники, улучшение кладки => увеличение размеров помещений;
Заказчики строительства – купцы и посадские общины.

Архитектура. Этапы развития

Слайд 28

резной белокаменный декор – важнейшая составляющая нарышкинского стиля, накладывался на ровную

резной белокаменный декор – важнейшая составляющая нарышкинского стиля, накладывался на ровную

гладь стены, подчеркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии;
Стиль манерен, театрален: колоны, фронтоны, окна-обманки и т.д.;
Виппер Р.Б.: « Для стиля характерна двойственность масштаба: одного грандиозного, монументального, другого – миниатюрного, узорного, детального».
Слайд 29

Церковь Покрова в Филях 1693 г.

Церковь Покрова в Филях 1693 г.

Слайд 30

Слайд 31

Спасская церковь в с. Уборы (1697 г., арх. Е. Бухвостов)

Спасская церковь в с. Уборы (1697 г., арх. Е. Бухвостов)

Слайд 32

Усадебный храм Нарышкина

Усадебный храм Нарышкина

Слайд 33

Церковь в Троице-Лыкове (1698-1704 гг.)

Церковь в Троице-Лыкове (1698-1704 гг.)

Слайд 34

Слайд 35

Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.)

Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.)

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Храм Живоначальной Троицы (1677-1683 гг.)

Храм Живоначальной Троицы (1677-1683 гг.)

Слайд 41

Церковь Ризоположения на Донской

Церковь Ризоположения на Донской

Слайд 42

Кижи

Кижи

Слайд 43

Надстраиваются шатры над башнями московского Кремля; В 30-х гг. на территории

Надстраиваются шатры над башнями московского Кремля;
В 30-х гг. на территории Кремля

сооружен Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков);
Конец 60-х гг. – загородная резиденция – деревянный дворец в селе Коломенском (не сохранился);
Дома для зажиточной части общества – палаты Аверкия Кириллова в Москве (1657 г.)

Светская архитектура

Слайд 44

Теремной дворец (1635-1636 гг.)

Теремной дворец (1635-1636 гг.)

Слайд 45

Слайд 46

Палаты Аверкия Кириллова (1657 г.)

Палаты Аверкия Кириллова (1657 г.)

Слайд 47

Печатный двор (1642-1679 гг., арх. Шарутин, Неверов)

Печатный двор (1642-1679 гг., арх. Шарутин, Неверов)

Слайд 48

Ростов Великий. Кремль. Архиерейский двор (1670-1683 гг.)

Ростов Великий. Кремль. Архиерейский двор (1670-1683 гг.)

Слайд 49

Направления: Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры Андрея

Направления:
Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры Андрея Рублева

и Дионисия – «годуновская школа»:
официальное направление в искусстве, выполнение заказов царского двора;
многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы;
сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов;
фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях;
излюбленный тип лица - с острым носиком и маленькими зоркими глазами.

Живопись

Слайд 50

«Богоматерь о тебе радуется» с праздниками, XVI в., годуновская школа

«Богоматерь о тебе радуется» с праздниками, XVI в., годуновская школа

Слайд 51

Образ Троицы из Ипатьевского монастыря

Образ Троицы из Ипатьевского монастыря

Слайд 52

Возникает новое художественное направление – «строгановская школа»: непревзойденное изящество и утонченная

Возникает новое художественное направление – «строгановская школа»:
непревзойденное изящество и утонченная изысканность

рисунка;
небольшие по размерам иконы;
тщательная проработка мелких деталей;
икона, прежде всего, должна быть красивой;
представитель – Прокопий Чирин.

Живопись

Слайд 53

«Богоматерь на престоле со св. Григорием Богословом, Никитой, Марфой и Евпраксией»

«Богоматерь на престоле со св. Григорием Богословом, Никитой, Марфой и Евпраксией»

Слайд 54

«Избранные святые»

«Избранные святые»

Слайд 55

«Никита Воин»

«Никита Воин»

Слайд 56

«Иоанн Предтеча – ангел пустыни»

«Иоанн Предтеча – ангел пустыни»

Слайд 57

«Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич»

«Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич»

Слайд 58

Симон Федорович Ушаков (1626-1686 гг.): Отказ от традиции изображения схематичных плоскостных

Симон Федорович Ушаков (1626-1686 гг.):
Отказ от традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных

образов, идущей из византийского искусства;
Придание изображению сходства с реальной жизнью, т.к. люди хотят видеть Бога и святых, изображенными правдиво;
Живопись – это зеркало;
Сюжеты икон вполне традиционные, но решение их новаторское: изображения объемные с соблюдением всех анатомических пропорций;
«Слово к любителю иконного писания» (воззрения на живопись Симона Ушакова).

Живопись

Слайд 59

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил

Слайд 60

«Архангел Михаил, попирающий дьявола»

«Архангел Михаил, попирающий дьявола»

Слайд 61

«Богоматерь Елеуса Кикская» и «Богоматерь Одигитрия»

«Богоматерь Елеуса Кикская» и «Богоматерь Одигитрия»

Слайд 62

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря»

Слайд 63

«Троица»

«Троица»

Слайд 64

Слайд 65

«Спас нерукотворный»

«Спас нерукотворный»

Слайд 66

Расписывали много, но иначе чем раньше; Изображения измельчены и с большим

Расписывали много, но иначе чем раньше;
Изображения измельчены и с большим трудом

читаются на расстоянии;
Фрески покрывают стены одним сплошным узором, в котором жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом;
Отличительные особенности – декоративизм, праздничность и постоянный интерес к человеку и его повседневной жизни;
Акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труда человека => темы священного писания – увлекательные новеллы;
Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина.

Фресковая живопись

Слайд 67

Фрески в церкви Ильи Пророка в Ярославле

Фрески в церкви Ильи Пророка в Ярославле

Слайд 68

Фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле

Фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле

Слайд 69

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле

Слайд 70

Слайд 71

Фрески церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Страшный суд

Фрески церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Страшный суд

Слайд 72

Фрески церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Страшный суд

Фрески церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Страшный суд

Слайд 73

Значительное явление в изобразительном искусстве XVII в.; Парсуна – персона, портрет;

Значительное явление в изобразительном искусстве XVII в.;
Парсуна – персона, портрет;
Парсуна похожа

на икону (условное изображение), но уже просматриваются индивидуальные черты;
Парсуны царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича; князя Скопина-Шуйского.

Живопись. Парсуна.

Слайд 74

Иван Грозный

Иван Грозный

Слайд 75

Князь М.В. Скопин-Шуйский

Князь М.В. Скопин-Шуйский