Русская литература и общественная жизнь на рубеже XIX-XX веков

Содержание

Слайд 2

Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А. А. Блок

Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
А. А. Блок

Слайд 3

Цели урока: дать общее представление о культурной ситуации рубежа эпох; исследовать

Цели урока:

дать общее представление о культурной ситуации рубежа эпох;
исследовать основные

аспекты общественной и культурной жизни России на рубеже XIX-XX вв.;
выявить влияние явлений общественной жизни на литературу данного периода;
Слайд 4

Были ли кризисными рубежи прежних двух столетий в русской истории, в общественном сознании?

Были ли кризисными рубежи прежних двух столетий в русской истории, в

общественном сознании?
Слайд 5

XIX век – Золотой век русской культуры

XIX век – Золотой век русской культуры

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть

Социальная структура феодального общества.

Российская империя на протяжении своего существования вплоть до

1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами.
Слайд 9

Дворянство

Дворянство

Слайд 10

«Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека,

«Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека,

по своему поведению резко отличающегося от того, что знала вся предшествующая история… Именно эта сторона их деятельности оставила наиболее глубокий след в русской культуре. Специфическое, весьма необычное в дворянском кругу поведение значительной группы молодых людей, находившихся по своим талантам, характеру, происхождению, своим личным и семейным связям, служебным перспективам в центре общественного внимания, оказало воздействие на целое поколение русских людей»
Слайд 11

«Дворянский» период русской культуры фактически заканчивается к 40–50-м годам XIX века,

«Дворянский» период русской культуры фактически заканчивается к 40–50-м годам XIX века,

когда в общественное движение, просвещение, науку, литературу и искусство приходят представители иной социальной группы — разночинцы.
Слайд 12

Представители культуры разночинцев Ф. М. Достоевский Н. А. Некрасов

Представители культуры разночинцев

Ф. М. Достоевский

Н. А. Некрасов

Слайд 13

Представители культуры разночинцев Ф. М. Достоевский Н. А. Некрасов В. Г. Белинский П. А. Федотов

Представители культуры разночинцев

Ф. М. Достоевский

Н. А. Некрасов

В. Г. Белинский

П. А. Федотов

Слайд 14

Оба поколения мыслящих русских людей объединял высокий потенциал духовной жизни —

Оба поколения мыслящих русских людей объединял высокий потенциал духовной жизни —

патриотизм, страстность идейных исканий, гуманизм, составившие идейную и нравственную основу русской культуры XIX века.
Слайд 15

Причины кризиса рубежной эпохи

Причины кризиса рубежной эпохи

Слайд 16

реформы, начатые в 1861 году; политический кризис, порождённый разложением монархической системы;

реформы, начатые в 1861 году;
политический кризис, порождённый разложением монархической

системы;
индустриальный переворот, одним из результатов которого стало обесценивание человеческой жизни;
революции 1905 и 1917 гг. и Первая мировая война (1914-1918)
Слайд 17

Декадентство как результат кризиса Декадентство, также декаданс – антиреалистическое направлениев литературе

Декадентство как результат кризиса

Декадентство, также декаданс – антиреалистическое
направлениев литературе и

искусстве конца XIX — нач. XX века, отличающееся упадочничеством, крайним индивидуализмом. Особенно ярко проявилось в поэтическом течении символизма и стиле модерн.
Слайд 18

Зигмунд Фрейд (1856-1939) австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее

известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.
Слайд 19

«Произошла какая-то непоправимая катастрофа в судьбе человека, катастрофа надрыва его человеческого

«Произошла какая-то непоправимая катастрофа в судьбе человека, катастрофа надрыва его человеческого

самочувствия, неизбежная катастрофа ухода от природной жизни, отрывания и отчуждения от природной жизни. Этот процесс есть страшная революция, происходящая на протяжении столетия, заканчивающая новую историю и открывающая новую эру» (Н. А. Бердяев)
Слайд 20

П. С. Гуревич (1933-2018): Культура развивается только через кризисы.

П. С. Гуревич
(1933-2018):
Культура развивается только через кризисы.

Слайд 21

Научные открытия рубежа XIX-XX веков

Научные открытия рубежа XIX-XX веков

Слайд 22

Век науки Мария Склодовская-Кюри Александр Степанович Попов Вильгельм Конрад Рентген Альберт Эйнштейн

Век науки

Мария Склодовская-Кюри

Александр Степанович Попов

Вильгельм Конрад Рентген

Альберт Эйнштейн

Слайд 23

Слайд 24

Луи Пастер (1822-1895)

Луи Пастер (1822-1895)

Слайд 25

Огюст и Луи Люмьер д/ф «Прибы́тие по́езда на вокза́л Ла-Сьота ́» (1896)

Огюст и Луи Люмьер

д/ф «Прибы́тие по́езда на вокза́л Ла-Сьота ́» (1896)

Слайд 26

Общественная жизнь России на рубеже веков. «ПЕРЕДЕЛАТЬ МИР» ИЛИ «ПЕРЕДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА»?

Общественная жизнь России на рубеже веков.

«ПЕРЕДЕЛАТЬ МИР» ИЛИ «ПЕРЕДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА»?

Слайд 27

Марксизм – экономическое и политическое учение, созданное немецкими экономистами и мыслителями

Марксизм – экономическое и политическое учение, созданное немецкими экономистами и мыслителями

Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века
Слайд 28

Основные идеи марксизма: упразднение частной собственности; упразднение эксплуатации одного человека другим;

Основные идеи марксизма:

упразднение частной собственности;
упразднение эксплуатации одного человека другим;
отказ от денежных

отношений;
общество должно быть бесклассовым;
религия – пережиток прошлого;
прийти к коммунизму можно лишь с помощью пролетарской революции;
установление диктатуры пролетариата – политической власти, защищающей интересы класса рабочих
Слайд 29

Марксизм в России Георгий Плеханов – основатель организации «Освобождение труда», первого

Марксизм в России

Георгий Плеханов – основатель организации «Освобождение труда», первого официального

марксистского движения в России, образованного в Женеве в 1883 году. Главной задачей этой организации было распространение идей К. Маркса в России со ставкой на интересы рабочего класса.
Слайд 30

В. И. Ленин (1870-1924) использовал теорию марксизма для достижения своих политических целей.

В. И. Ленин (1870-1924) использовал теорию марксизма для достижения своих политических

целей.
Слайд 31

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909)

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909)

Слайд 32

М. О. Гершензон Н. А. Бердяев С. Н. Булгаков Б. А.

М. О. Гершензон

Н. А. Бердяев

С. Н. Булгаков

Б. А. Кистяковский

П. Б. Струве

С.

Л. Франк
Слайд 33

Содержание сборника: М. О. Гершензон. Предисловие. Н. А. Бердяев. Философская истина

Содержание сборника:

М. О. Гершензон. Предисловие.
Н. А. Бердяев. Философская истина

и интеллигентская правда.
С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество.
М. О. Гершензон. Творческое самосознание.
Б. А. Кистяковский. В защиту права.
П. Б. Струве. Интеллигенция и революция.
С. Л. Франк. Этика нигилизма.
А. С. Изгоев. Об интеллигентной молодежи.
Слайд 34

Основные идеи: от идеи социальной революции к революции духовной; опасность фанатического

Основные идеи:

от идеи социальной революции к революции духовной;
опасность фанатического

служения каким бы то ни было теоретическим программам;
моральная недопустимость веры в универсальную значимость тех или иных общественных идеалов;
гибельность революционного пути для России.
Слайд 35

«Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся

«Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся

мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?» (Ф. Ницше)
Слайд 36

Интерпретации «Смерти Бога»: Культурологическая: разрушение традиционных европейских ценностей. Религиозная: принятие верующим

Интерпретации «Смерти Бога»:

Культурологическая: разрушение традиционных европейских ценностей.
Религиозная: принятие верующим человеком персональной

ответственности за свою жизнь.
Философская: развенчание идеи внешней причинности, поиск новых возможностей осмысления реальности.
«Смерть Бога» в философии постмодернизма означает освобождение объекта от внешних принудительных инстанций: в литературе текст освобождается от автора, в политике гражданин – от государства, в искусстве художник – от традиций, в философии мыслитель – от гегемонии логоцентризма и т. д.
Слайд 37

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над

пропастью.» (Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»)