Русское искусство. Архитектура. 18 век

Содержание

Слайд 2

Реформы Петра I Для России эпоха Средневековья завершилась лишь в конце

Реформы Петра I

Для России эпоха Средневековья завершилась лишь в конце XVII

века. За одно столетие русское искусство проделало путь, который западные страны прошли за 300 лет.
Стремительный темп развития во многом связан с реформами Петра I, которые затронули не только политику, экономику, но и искусство. Петр I стремился поставить русское искусство в один ряд с западноевропейским, просветить русских людей, окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами.
Поскольку своих мастеров в России было мало, Петр приглашал иностранных художников, отправлял талантливых молодых людей учиться за границу. Во второй четверти XVIII века «петровские пенсионеры» возвращались в Россию, привозя с собой новый художественный опыт.
Слайд 3

«Восковая персона» Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1725. Дерево, воск, металл,

«Восковая персона» Петра I. Скульптор Б.К. Растрелли. 1725. Дерево, воск, металл,

эмаль. Государственный эрмитаж, Санкт-Петербург

«Восковая персона» Петра I – уникальная скульптура Петровской эпохи, созданная Б.К. Растрелли уже после смерти императора. Фигура, сделана из дерева и воска. Она облачена в подлинные одежды, сшитые для Петра в 1724 г. Как свидетельствуют описания современников, костюм «Восковой персоны» был выполнен ко дню торжественной коронации Екатерины I.

Слайд 4

И. Никитин Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ Холст,

И. Никитин Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ Холст,

масло. Диаметр 55 (круг) Санкт-Петербург

Императорские портреты дарились иностранным послам, высшей знати вменялось иметь в своих домах императорские портреты.

Слайд 5

М. В. Ломоносов В литературе в это время главное место занял

М. В. Ломоносов

В литературе в это время главное место занял жанр

торжественной оды. Большим ее мастером стал известный ученый-естествоиспытатель М. В. Ломоносов.
В своих одах Ломоносов создает образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и о духовном росте своих подданных.
Слайд 6

Особенности русского искусства XVIII века Переход от религиозного к светскому искусству

Особенности русского искусства XVIII века

Переход от религиозного к светскому искусству (развивается

жанр портрета, появляются образцы гражданской архитектуры)
Усиливается контакт с западноевропейскими странами. Петр I привлекает ко двору иностранных архитекторов, живописцев, скульпторов. Так в Россию проникают новые стили: из Италии – барокко, из Франции – классицизм. Петр I отправлял талантливых молодых людей учиться за границу, закупал за границей произведения искусства.
В искусстве одновременно развиваются различные стили – барокко, рококо, классицизм и в конце века сентиментализм.
Развиваются новые жанры в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. Ведущее значение имеет жанр портрета.
Слайд 7

Графика В искусстве Петр I видел подспорье научному и техническому прогрессу.

Графика

В искусстве Петр I видел подспорье научному и техническому прогрессу. Для

выполнения иллюстраций в научных книгах, чертежей, проектов лучше всего подходила гравюра, которая получила широкое распространение при Петре I.
Самым знаменитым русским гравером начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов. Его работы запечатлели военные победы Петра I, перспективы строящегося Петербурга.
Слайд 8

Панорама строящегося Санкт-Петербурга

Панорама строящегося Санкт-Петербурга

Слайд 9

Васильевский остров

Васильевский остров

Слайд 10

Ворота Петропавловской крепости

Ворота Петропавловской крепости

Слайд 11

Слайд 12

Архитектура Главным событием стало основание новой столицы – Санкт-Петербурга. В 1703

Архитектура

Главным событием стало основание новой столицы – Санкт-Петербурга.
В 1703 г.

на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость и Петропавловский собор.
Слайд 13

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. 1703—1740 .

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. 1703—1740 .

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Петровские ворота. Д. Трезини 1708

Петровские ворота. Д. Трезини 1708

Слайд 17

Петропавловский собор 1712 – 1733. Д. Трезини Собор строился в течение

Петропавловский собор 1712 – 1733. Д. Трезини

Собор строился в течение

19 лет (1712-1733) при участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.
В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновились богослужения в праздник храма. С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии.
Слайд 18

Слайд 19

Шпиль Петропавловского собора Шпиль на куполе был установлен в 1723 году.

Шпиль Петропавловского собора

Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. До

2012 года собор высотой 122,5 м. был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе.
Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.
Слайд 20

План города Петр I строил Петербург по образцу любимой им Голландии.

План города

Петр I строил Петербург по образцу любимой им Голландии. Сам

город он хотел сделать похожим на Амстердам. В основе планировки лежит регулярный принцип – три лучевых проспекта (Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект) исходят из одной точки (здание Адмиралтейства).
Все постройки Петербурга были сделаны из камня. Здания отличались простотой и сдержанностью в украшениях (по голландскому образцу), соблюдается принцип целесообразности, строгости и простоты.
Слайд 21

Адмиралтейство. 1704 – 1706 И. К. Коробов, А. Д. Захаров. Адмиралтейство

Адмиралтейство. 1704 – 1706 И. К. Коробов, А. Д. Захаров.

Адмиралтейство

задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море, центр постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства служили корабельными мастерскими. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт.
Слайд 22

Шпиль с корабликом – один из главных символов города

Шпиль с корабликом – один из главных символов города

Слайд 23

Летний дворец Петра I. Д. Трезини. Ле́тний дворе́ц Петра́ I —

Летний дворец Петра I. Д. Трезини.

Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название

сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей (филиал Русского музея).
Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, изображающими события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Слайд 24

Слайд 25

Летний сад 1704 – 1719

Летний сад 1704 – 1719

Слайд 26

Центральная аллея

Центральная аллея

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Г. Маттарнови, Н.Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. Кунсткамера. При открытии

Г. Маттарнови, Н.Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. Кунсткамера.

При открытии Кунсткамеры

сюда был переведен первый российский естественнонаучный музей, начало которому положил Петр I. Государь собирал различные редкости и курьезные предметы.
В коллекцию входили буддистские идолы, редкие минералы, чучела диковинных заморских животных, заспиртованные аномалии, свидетельства патологических отклонений у людей и животных.
Вход в музей был свободным, но люди, воспитанные в средневековых традициях, ходили в него с большой неохотой, потому каждого редкого посетителя угощали чаркой водки и закуской. Здесь также долгое время размещались Петербургская Академия наук и первая национальная Публичная библиотека.
Слайд 30

Слайд 31

Кунсткамера Арх. Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов. 1718—1734 .

Кунсткамера Арх. Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов. 1718—1734

.
Слайд 32

Петергоф. Арх. И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б. А. Леблон, Н. Микетти.

Петергоф. Арх. И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б. А. Леблон, Н. Микетти.

1714—1725 .

Петерго́ф — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль.
Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке.
В годы Великой Отечественной войны все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор.

Слайд 33

Большой дворец

Большой дворец

Слайд 34

Центральный каскад

Центральный каскад

Слайд 35

Франческо Барталамео Растрелли (1700 – 1771) Ф. Б. Растрелли – архитектор,

Франческо Барталамео Растрелли (1700 – 1771)

Ф. Б. Растрелли – архитектор, работавший

в середине XVIII века, сначала при Анне Иоанновне, затем при Елизавете.
Он создал свой неповторимый стиль, «монументальное рококо», сочетающий в себе элементы барокко, классицизма и рококо.
Постройки Растрелли праздничные, строгие, ясные, пластичные. Стены сооружений скульптурно выразительны. Характерно обилие украшений: позолота, колонны, полуколонны, пилястры, скульптура.
Слайд 36

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. 1754—1762 Зимний дворец — один из самых

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. 1754—1762

Зимний дворец — один из самых знаменитых

барочных памятников России, построенный в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого Санкт-Петербурга.
Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.
Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Парадная Иорданская лестница. Акварель К.А. Ухтомского. 1860-е гг. ГЭ Барочный стиль

Парадная Иорданская лестница. Акварель К.А. Ухтомского. 1860-е гг. ГЭ

Барочный стиль времен

Ф.Б. Растрелли сохранила главная Иорданская лестница. Ее раздвоенные мраморные марши величаво ведут на второй этаж, к анфиладе парадных залов.
Слайд 41

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Город Пушкин, Россия 1752—1756 Своим

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Город Пушкин, Россия 1752—1756

Своим существованием

Екатерининский (Большой) дворец обязан его блистательным хозяйкам, трем императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II.
Длина дворца 306 м. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм.
Слайд 42

Слайд 43

Западный фасад

Западный фасад

Слайд 44

Восточный фасад. Центральная часть

Восточный фасад. Центральная часть

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге 1748—1764 Собор Смольного монастыря был создан

Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге 1748—1764

Собор Смольного монастыря был

создан по проекту Ф. Б. Растрелли. Елизавета Петровна задумала построить здесь монастырь с приютом для бедных осиротевших девиц. В этот монастырь она и сама собиралась уйти на покой.
Храм был заложен 30 октября 1748 года как соборная монастырская церковь. Собор отличается разнообразием декоративных форм и роскошью барочной отделки. В его украшении использована позолоченная лепнина. Вокруг собора расположены четыре церкви, которые организуют общее пространство в форме креста.
Слайд 49

Слайд 50

До 1917 года собор являлся главным храмом учебных заведений.

До 1917 года собор являлся главным храмом учебных заведений.

Слайд 51

Слайд 52

Вторая половина XVIII века Во второй половине XVIII века при Екатерине

Вторая половина XVIII века

Во второй половине XVIII века при Екатерине

II развивается стиль классицизм. Ведущие архитекторы этого времени – Баженов, Казаков (Москва), Старов, Камерон, Кваренги (Санкт-Петербург).
Слайд 53

Василий Иванович Баженов (1737 – 1799) В. И. Баженов – великий

Василий Иванович Баженов (1737 – 1799)

В. И. Баженов – великий русский

архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог. Представитель классицизма и псевдоготики. Из многочисленных замыслов ему удалось осуществить немногое.
Проект перестройки московского Кремля, проект императорской резиденции в Царицыно остались неосуществленными.
Слайд 54

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785 В

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785

В 1775

году Баженов получил заказ от Екатерины — составить проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов. Екатерина купила усадьбу, называвшуюся тогда Черная Грязь, здесь и началась постройка царской подмосковной резиденции, получившей вскоре новое название «Царицыно».
Баженов хотел применить традиционную для древней Руси живописную композицию усадебного ансамбля, подчеркнуть масштабом построек и характером убранства интимность и лирическую задушевность русской архитектуры.
Усадьба, состоявшая из ряда павильонов, широко раскинулась среди зелени обширного парка. Белокаменные висячие гирьки-шишки в арках окон и ворот, тонкие декоративные колонны и другие детали древнерусского зодчества нашли здесь широкое применение.
Слайд 55

Фигурные (Виноградные) ворота 1777—1778

Фигурные (Виноградные) ворота 1777—1778

Слайд 56

Слайд 57

Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778 .

Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778 .

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Фигурный мост. 1776—1778

Фигурный мост. 1776—1778

Слайд 61

Слайд 62

Дом Пашкова в Москве. Арх. В.И. Баженов (?). 1784-1786 Дом Пашкова

Дом Пашкова в Москве. Арх. В.И. Баженов (?). 1784-1786

Дом Пашкова возведен

в 1784-1786 годах для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Е. Пашкова. Предположительно его строителем считают В.И. Баженова.
В 1812 году дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались воссоздать здание по немногочисленным изображениям XVIII века таким, каким он был создан изначально.
Слайд 63

Слайд 64

Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812) М. Ф. Казаков – создатель

Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812)

М. Ф. Казаков – создатель неповторимого

архитектурного облика Москвы.
Невысокий фундамент, портики с колоннами, треугольные фронтоны, ротонды, полукруглые арки, двухцветная окраска, чугунные решетки – таковы особенности всех его построек.
Слайд 65

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Большой

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Большой

дворец Арх. М.Ф. Казаков. 1786–1796 .
Слайд 66

Слайд 67

Большой дворец до реставрации

Большой дворец до реставрации

Слайд 68

Большой дворец. 1786–1796 . Современный вид дворца. Северный фасад

Большой дворец. 1786–1796 . Современный вид дворца. Северный фасад

Слайд 69

Сенат в Московском Кремле. 1776–1787

Сенат в Московском Кремле. 1776–1787

Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Белый зал. Фото. Середина 1980-х гг.

Белый зал. Фото. Середина 1980-х гг.

Слайд 73

Голицынская больница в Москве. 1796—1801

Голицынская больница в Москве. 1796—1801

Слайд 74