Русское искусство XVII-XVIII веков

Содержание

Слайд 2

Начало русского барокко Появление барокко в архитектуре России приходится на первую

Начало русского барокко

Появление барокко в архитектуре России приходится на первую половину

18 в., отразив укрепление монархии в стране.
В России барокко было привнесено и соединилось с традициями русского зодчества. Русское барокко было свободно от характерных для искусства католических стран мистицизма, обладало национальными особенностями.
Для того, чтобы увеличить количество мастеров в стране, Петр I в разные страны Европы посылал на учебу талантливых молодых людей, однако, зодчих все равно не хватало, и в страну были приглашены иностранные архитекторы и скульпторы.
В 1710 г. в Петербурге начали трудиться итальянские зодчие Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б. Леблон, германские мастера Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер, голландец Г.Ван Болес. На строительстве Петербурга работали также итальянцы М.Фонтана, Д.Трезини.
Слайд 3

Доменико Трезини – создатель нового архитектурного стиля Доменико Андреа Трезини— архитектор

Доменико Трезини – создатель нового архитектурного стиля

Доменико Андреа Трезини— архитектор и

инженер, итальянец, родившийся в Тессинском кантоне итальянской Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.
Слайд 4

Петропавловский собор в Петропавловской крепости Здание Двенадцати коллегий (гравюра 1753 года)

Петропавловский собор
в Петропавловской крепости

Здание Двенадцати коллегий
(гравюра 1753 года)

Слайд 5

Петропавловская крепость Петропавловская крепость, расположенная в Санкт-Петербурге, находится на Заячьем острове

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость, расположенная в Санкт-Петербурге, находится на Заячьем острове и

является историческим ядром города. Она была заложена 27 мая 1703 года по плану инженера Жозефа Ламбера де Герена из Франции совместно с чертежами Петра I. Именно с этого дня ведется история города Санкт-Петербурга.
Идейное и композиционное ядро ансамбля Петропавловской крепости — собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге представляет собой исторически уникальное защитное сооружение с экстерриториальными поддерживающими пунктами обороны. Так, например, от нападения с северо-запада крепость защищает Кронверк с полосой отчуждения и крепостным рвом.
Слайд 6

Здание Двенадцати коллегий Здание на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге,

Здание Двенадцати коллегий

Здание на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное

в 1722—1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.
Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Слайд 7

Ф.Б. Растрелли – выразитель русского варианта стиля барокко Истинный расцвет архитектуры

Ф.Б. Растрелли – выразитель русского варианта стиля барокко

Истинный расцвет архитектуры середины

ХVIII столетия связан со стилем барокко и с именем Франческо Бартоломео Растрелли, или Растрелли-сыном (1700-1771).
Именно с Растрелли в облике Петербурга помимо высоких шпилей стало играть большую роль родное пятиглавие, принцип ярусности, башнеобразности, придававшие строгой северной столице живописность. Интерьеры церквей и дворцов были светоносны, торжественны и динамичны в своем великолепном убранстве.
Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец, Воронцовский и Строгановский дворцы, Большой Петергофский дворец, собор Смольного монастыря - вот его лучшие образцы.
Слайд 8

Зимний дворец Зимний дворец (в 1918—1943 годах — Дворец Искусств) —

Зимний дворец

Зимний дворец (в 1918—1943 годах — Дворец Искусств) — главный

императорский дворец России. Здание дворца (пятое) было построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
Слайд 9

Ансамбль Смольного монастыря Генеральный план Смольного монастыря основан на строгой равномерности

Ансамбль Смольного монастыря

Генеральный план Смольного монастыря основан на строгой равномерности и

симметрии. Центром всего ансамбля является грандиозный собор (высота его достигает 92 метров). В плане собор имеет форму креста, который повторяется в расположении жилых корпусов, образующих замкнутый со всех четырех сторон двор, и в каменной ограде всего ансамбля.
Работая над художественным образом собора, Растрелли отошел от привычных приемов, используемых в итальянских церквах эпохи барокко.
Слайд 10

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Колокольня является композиционным центром архитектурного ансамбля монастыря. Строительство

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня является композиционным центром архитектурного ансамбля монастыря. Строительство началось

в 1741 г., работы первоначально вел И.Ф.Мичурин по проекту И.Я.Шумахера. В 1753 г. строительство возглавил Д.В.Ухтомский. Он существенно изменил проект, который предполагал трехъярусную конструкцию, добавив в него два верхних яруса. Строительство завершилось в 1770 г. Колокольня принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества эпохи расцвета барокко. Широкое основание с фасадами, обработанными пилястрами и рустовкой, несет на себе легкие ажурные ярусы, прорезанные арками звона и украшенные колоннами коринфского ордера.
Слайд 11

Классицизм - ведущий стиль эпохи Русский классицизм — историко-региональный стиль, относящийся

Классицизм - ведущий стиль эпохи

Русский классицизм — историко-региональный стиль, относящийся к

общеевропейскому художественному направлению классицизма, возникший в XVII веке в России под влиянием западноевропейской культуры[1] и распространившийся во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.
Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное соединением старорусских традиций и своеобразного «русского барокко».
Слайд 12

Этапы развития классицизма Ранний классицизм (1760-е — 1-я половина 1780-х годов).

Этапы развития классицизма

Ранний классицизм (1760-е — 1-я половина 1780-х годов). Этот

этап характерен соединением новых форм с традициями барокко и рококо предыдущего времени;
Зрелый, или строгий, классицизм (1780-е — 1790-е годы) — характеризуется ясностью и рациональностью композиций, восходящих к античному идеалу в его обобщённой форме, отсутствием посторонних реминисценций;
Высокий, или поздний, классицизм, часто отождествляется с русским ампиром первой трети XIX века и «николаевским ампиром» времени правления императора Николая I (1825—1855).
Слайд 13

Крупнейшими мастерами раннего классицизма были архитекторы Александр Филиппович Кокоринов (1726– 1772)

Крупнейшими мастерами раннего классицизма были архитекторы Александр Филиппович Кокоринов (1726– 1772)

и француз Жан Батист Валлен-Деламот (1729–1800), авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788),
Слайд 14

Ж. Б. Валлен-Деламот. Арка "Новой Голландии Санкт-Петербург

Ж. Б. Валлен-Деламот. Арка "Новой Голландии Санкт-Петербург

Слайд 15

Творчество И. Старова Имя Старова обозначает одну из высших точек развития

Творчество И. Старова

Имя Старова обозначает одну из высших точек развития русского

классицизма. Творческий диапазон Старова огромен – от грандиозного дворцового ансамбля до паркового павильона, от проекта планировки большого города до рисунка сторожевой будки у городской заставы.
Старов создал национальные образцы дворцового ансамбля , усадебного дома, собора, совершенно отличные от его предшественниками. Он сумел сплотить вокруг себя лучшие художественные силы столицы и создал школу, продолжавшую развивать его идеи.
Слайд 16

Таврический дворец Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне.

Таврический дворец

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы
в Большой Коломне.

Слайд 17

Творчество Д. Кваренги Джакомо Антонио Доменико Кваренги— архитектор, рисовальщик, акварелист и

Творчество Д. Кваренги

Джакомо Антонио Доменико Кваренги— архитектор, рисовальщик, акварелист и ведутист

итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.
Слайд 18

Александровский дворец Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Александровский дворец

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Слайд 19

Творчество Ч. Камерона Чарлз Камерон— один из первых палладианских архитекторов, работавших

Творчество Ч. Камерона

Чарлз Камерон— один из первых палладианских архитекторов, работавших в

России. Выдающийся мастер русского классицизма, создатель садово-парковых ансамблей императорских резиденций в Царском Селе и Павловске.
Слайд 20

Камеронова галерея (Царское Село) Агатовые комнаты

Камеронова галерея (Царское Село)

Агатовые комнаты

Слайд 21

Творчество В. Баженова Василий Иванович Баженов— русский архитектор, теоретик архитектуры и

Творчество В. Баженова

Василий Иванович Баженов— русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог,

представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник (с 1796 г.).
Слайд 22

Михайловский замок Дом Юшкова

Михайловский замок

Дом Юшкова

Слайд 23

Творчество М. Казакова Матвей Фёдорович Казаков— русский архитектор, который в годы

Творчество М. Казакова

Матвей Фёдорович Казаков— русский архитектор, который в годы правления

Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.
Слайд 24

Бутырская тюрьма Сенатский дворец

Бутырская тюрьма

Сенатский дворец