Русское музыкальное общество. Могучая кучка

Содержание

Слайд 2

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО,

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО,

РМО)  — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».
Слайд 3

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини

Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.
Слайд 4

Великая княгиня Елена Павловна

Великая княгиня Елена Павловна

Слайд 5

И. Е. Репин. Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1887.

И. Е. Репин. Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1887.

Слайд 6

Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и

Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и

члены-исполнители. Во главе отделения стоял Совет директоров.
Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 мая 1859 года императором был утверждён его Устав
Согласно уставу, РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались учебные заведения, учреждались конкурсы на создание новых произведений.
Слайд 7

Во главе РМО стоял комитет директоров, в который входили Антон Григорьевич

Во главе РМО стоял комитет директоров, в который входили Антон Григорьевич

Рубинштейн, фактически руководивший работой общества, Матвей Юрьевич Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов.
Первый симфонический концерт (собрание) РМО состоялся под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 в зале Благородного собрания.
До 1867 симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост главного дирижёра занимали М. А. Балакирев, который во многом обновил репертуар концертов, включив в него современные сочинения.
Слайд 8

Дирекция РМО в 1909 году. Сидят, слева: С. М. Сомов, А.

Дирекция РМО в 1909 году. Сидят, слева: С. М. Сомов, А. И.

Вышнеградский, А. К. Глазунов, Н. В. Арцыбушев, М. М. Курбанов. Стоят, слева: В. П. Лобойков, А. И. Чайковский, И. В. Шимкевич, М. Л. Нейшеллер
Слайд 9

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Николаем Григорьевичем Рубинштейном. После

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Николаем Григорьевичем Рубинштейном.
После смерти

Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры.
Важную роль в деятельности Московского РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее — С. И. Танеев.
В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» симфонических концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей.
Слайд 10

В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров. Среди солистов

В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров.
Среди солистов преобладали

представители русского исполнительского искусства, в числе которых:
пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны;
виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген;
пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские;
скрипач Л. С. Ауэр и др.
Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г. Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.
Слайд 11

Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке и сочинениям

Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке и сочинениям

немецких романтиков.
Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа).
Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова).
С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты.
В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.
Слайд 12

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге

и Москве музыкальных классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами музыкального образования в России.
В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу которой входила координация деятельности провинциальных отделений.
Они создавались в большинстве крупных культурных центров — в Киеве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове, Омске, Тобольске, Томске, Тамбове, Тбилиси, Одессе, Астрахани и других городах.
Слайд 13

Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно

Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно

выросли в училища, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917).
Слайд 14

Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания

Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания

в училищах и музыкальных классах.
Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по музыкальной части многие годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов).