Схоластика

Содержание

Слайд 2

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (480-524 гг.) "Существуют ли виды и

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (480-524 гг.)

"Существуют ли виды и роды

(такие, как собака и животное) в действительности или же они реальны только в понятиях и, если они представляют собой действительно существующие реальности, существуют ли они отдельно от материальных вещей или только в последних?"
Слайд 3

Алкуин (735-804) – директор придворной школы Чтение, письмо, элементарные понятия простонародной

Алкуин (735-804) – директор придворной школы

Чтение, письмо, элементарные понятия простонародной латыни,

общее представление о Библии и литургических текстах.
Изучение 7 свободных искусств:
тривиум (грамматика, риторика, диалектика);
квадривиум (Арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Углубленное изучение Священного Писания.
Слайд 4

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877) Развил принципы апофатического богословия (Богу

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877)

Развил принципы апофатического богословия (Богу нельзя приписывать

свойства несовершенного тварного мира).
Соединил их с принципами катафатического богословия (утвердительные суждения о Боге следует понимать скорее как дань восхищения по отношению к наивысшему существу).
Слайд 5

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) Под «Богом» мы понимаем наибольший, какой только возможен,

Ансельм Кентерберийский (1033–1109)

Под «Богом» мы понимаем наибольший, какой только возможен, объект мысли.

Но если объект мысли не существует, то он меньше другого, точно такого же действительно существующего объекта мысли. Поэтому наибольший из всех объектов мысли должен существовать, ибо иначе был бы возможен другой еще больший объект мысли. Поэтому Бог существует.
Слайд 6

Пьер Абеляр (1079–1142) Реально существуют отдельные вещи, универсалии возможны лишь как

Пьер Абеляр (1079–1142)

Реально существуют отдельные вещи, универсалии возможны лишь как абстрактные

понятия и существуют в разуме.
Слайд 7

Бонавентура (1221–1274) Любое рациональное доказательство имеет основанием внутренне присущее человеческому разуму

Бонавентура (1221–1274)

Любое рациональное доказательство имеет основанием внутренне присущее человеческому разуму знание

о существовании Бога. Это знание является следствием веры, которая выше всякого знания.
Философское доказательство основывается на факте наличия совершенных предметов (результатов творения) в реальности, что подталкивает человеческую мысль к выводу о существовании высшей сверхсовершенной причины (Бога).
Внешний мир познается чувственным созерцанием, результаты которого обрабатываются разумом.
Божественная сущность постижима в моменты мистического озарения, когда Бог сам нисходит к человеку.
Слайд 8

Роджер Бэкон (1215–1292) Только опытная проверка делает знание достоверным. Опыт, знание

Роджер Бэкон (1215–1292)

Только опытная проверка делает знание достоверным.
Опыт, знание и философия

не могут противоречить вере, потому что они являются следствиями божественного откровения.
Цель научного знания – моральная философия. Научные достижения должны быть направлены на создание таких условий жизни, в которых царствовало бы добро.
Слайд 9

Альберт Великий (1206–1280) Возможен синтез христианства и античной философии под знаком

Альберт Великий (1206–1280)

Возможен синтез христианства и античной философии под знаком подчинения

догматике христианского учения.
Трансформация понятий Аристотеля:
Душа как форма тела
душа как субстанция
Перводвигатель бесконечное бытие
Эмпирические наблюдения и опыт должны подтверждать или опровергать рассматриваемые знания.
Слайд 10

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) Философия способна предоставить полезное знание о

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274)

Философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности,

использование которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога.
Подлинная этика не может опираться только на философское учение о нравственности, оно должно быть обогащено христианскими нравственными представлениями и подчинено им.
Истины:
Разумные (доказуемые при помощи естественного разума);
Неразумные (иррациональные);
Сверхразумные (догматы Троицы (Бог един в трех лицах), творения мира из ничего, воскресения из мертвых).
Проблема различения сущности и существования: можно понимать что-либо, иметь понятие о нем (сущности), но ничего не знать о его существовании в реальности.
Слайд 11

Доказательства существования Бога Мысленный переход от наличия существования движущихся конечных вещей

Доказательства существования Бога

Мысленный переход от наличия существования движущихся конечных вещей к

представлению о наличии общего источника ("толчка") их движения, "неподвижного перводвигателя".
Невозможно существования бесконечной иерархии действующих причин существует одна производящая причина, творчески производящая весь конечный мир следствий.
Случайный характер изменений конечных вещей и процессов действительности должен иметь необходимую причину.
Наблюдение степеней совершенства существующего мира ведет к убеждению, что существует высшая степень совершенства.
Целесообразное устройство мира подводит человеческий ум к выводу о существовании высшей целесообразной причины, которая упорядочивает всю наблюдаемую человеком природу.
Слайд 12

Иоанн Дунс Скот (1265–1308) Понятия Абстрактные образуются путем отвлечения признаков от

Иоанн Дунс Скот (1265–1308)

Понятия
Абстрактные образуются путем отвлечения признаков от предметов и

конструирования из них самостоятельных понятий (например, от признака "быть белым" – понятие "белизна").
Конкретные – образование опирается на непосредственное созерцание.
Роды и виды ни сами по себе, ни для нас не даны через индивидуальное, но сами индивиды даны через роды и виды.
Интенция – это установка человеческого сознания, его направленность на объект мысли.
Объекты первичной – реальные предметы, вторичной – мысленные.
Суппозиция – возможность замещения переменного термина конкретным постоянным термином, взятым из множества, именующего однородные предметы.
Слайд 13

Аверроэс (Абу́-ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, Ибн Рушд, 1126–1198) Вечный двигатель

Аверроэс (Абу́-ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, Ибн Рушд, 1126–1198)

Вечный двигатель

и небесные двигатели, думая о себе, приводят в движение все как финальные причины, но недействующие.
Потенциальный интеллект познает в процессе перехода от потенции к акту.
Божественный разум всегда активен, побуждает к активности других.
Активный интеллект внедряется в потенциальный через фантазию и воображение, чувственность.

Вегетативно-чувственная активность типична для души как формы тела.
В человеке вегетативно-чувственном прорастает иная сверхживотная активность к единению с интеллектом, чему и служит мистико-аскетическая практика.

Слайд 14

Уильям Оккам (между 1280 и 1290–1349)

Уильям Оккам (между 1280 и 1290–1349)