Сказание о Борисе и Глебе

Содержание

Слайд 2

БОРИС Владимирович (в крещении Роман) (ок. 988 — 24 июля 1015),

БОРИС Владимирович (в крещении Роман) (ок. 988 — 24 июля

1015), святой древнерусский князь, один из младших сыновей Владимира Святославича от матери-болгарки. Погиб во время княжеских междоусобиц после смерти отца.
Во время вторичного раздела русских земель 994 ̶ 996 гг. получил в удел Ростов и Муром, которыми ранее владел Ярослав Мудрый. В 1015г., в связи с болезнью отца, Борис был вызван в Киев. Владимир отправил сына с дружиной отражать нападение печенегов, но слухи оказались ложными. Борис двинулся обратно и остановился на отдых на реке Альте (левый приток Днепра).

Князь Борис

Слайд 3

В этом лагере 15 июля он получил от старшего брата Святополка

В этом лагере 15 июля он получил от старшего брата

Святополка известие о смерти отца, и о том, что великокняжеский престол занял Святополк. В этом послании Святополк предлагал Борису свою любовь и предлагал увеличить его удел. По летописной версии дружина предложила Борису идти на Киев и овладеть престолом, однако Борис отказался выступить против брата, и дружина покинула его, оставив молодого князя с его отроками.
Святополк одновременно с любезным посланием подослал к Борису убийц, которые напали на князя в ночь на 24 июля. Вместе с Борисом был убит и его слуга Георгий, родом «угрин», то есть венгр, пытавшийся прикрыть князя своим телом.

Гибель князя Бориса

Слайд 4

Убиение князя Бориса. Клеймо иконы «Князь Владимир с сыновьями Борисом и

Убиение князя Бориса. Клеймо иконы «Князь Владимир с сыновьями Борисом

и Глебом». 17 век. Собрание Владимиро-суздальского музея-заповедника.
На фоне узорчатого шатра происходит действие нескольких разновременных событий.

Исколотого ножами князя убийцы завернули в ткань от шатра. Борис получил множество ранений, но еще дышал. Тогда Святополк послал двух варягов, один из которых пронзил сердце Бориса.

Слайд 5

ГЛЕБ Владимирович (в крещении Давид) (до 988 — 5 сентября 1015),

ГЛЕБ Владимирович (в крещении Давид) (до 988 —
5 сентября

1015), древнерусский князь, святой; сын Владимира Святославича от «болгарыни», младший брат Бориса Владимировича. Около 987 ̶ 989 годов получил от отца в удел Муром. Во время болезни Владимира был вызван в Киев Святополком, замыслившим убийство братьев. По дороге получил известие от Ярослава или от сестры Предславы о смерти отца и брата. Несмотря на предупреждение, продолжил путь в Киев и был зарезан убийцами, среди которых был и его повар, ̶ под Смоленском у устья реки Смядынь. Произошло это 5 сентября 1015 года.

Князь Глеб

Слайд 6

У устья реки Смядынь Имея возможность сопротивляться, князь Глеб не захотел

У устья реки Смядынь

Имея возможность сопротивляться, князь Глеб не захотел

начинать войну с братом и проливать кровь соплеменников и единоверцев и добровольно и смиренно отдал себя в руки убийц…
Слайд 7

Тело князя после убийства долгое время оставалось без погребения. Предание донесло

Тело князя после убийства долгое время оставалось без погребения. Предание

донесло до нас известия о многих чудесных явлениях, которые совершались у праха святого. Впоследствии, когда мощи св. Глеба были перенесены в Вышгород под Киевом, Смядынь стала одним из главных святых мест Русской Церкви. Сюда направлялись паломники со всех концов Киевской Руси. Уже к началу XII в. здесь возникает монастырь.
Слайд 8

Три житийных памятника, посвященные святым князьям в первое же столетие после

Три житийных памятника, посвященные святым князьям в первое же столетие

после их мученической смерти, дошли до нас:
1) летописная повесть 1015 г., 2) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», принадлежащее перу знаменитого Нестора-летописца — конец XI века, 3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба» ̶ произведение, приписанное митрополитом Макарием черноризцу Иакову.
Внешняя обстановка этого подвига рисуется всеми нашими источниками в существенных чертах одинаково — с небольшими отклонениями у Нестора.

Образы Бориса и Глеба в древнерусской литературе

М. Васнецов.
«Нестор-летописец»

Слайд 9

Смерть князя Владимира (1015) застает Бориса в походе на печенегов. Не

Смерть князя Владимира (1015) застает Бориса в походе на печенегов.

Не встретив врагов, он возвращается к Киеву и дорогой узнает о намерении Святополка убить его. Он решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого оставляет его. На реке Альте его настигают убийцы, вышгородцы, преданные Святополку. В своем шатре князь проводит ночь на молитве, читает (или слушает) утреню, ожидая убийц. Путша с товарищами врываются в палатку и пронзают его копьями (24 июля). Верный слуга его «угр» (венгр) Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина, убит на его груди. Тело Бориса везут на телеге в Киев. Под городом видят, что он еще дышит, и два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св. Василия.
Слайд 10

Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Смядыни. По

Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Смядыни.

По летописи и «Сказанию», князь едет водным путем, по Волге и Днепру, из своей волости (Мурома), обманно вызванный Святополком. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка. (По Нестору, Глеб находится в Киеве при смерти отца и бежит на север, спасаясь от Святополка.)
Слайд 11

Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании. По

Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании.

По приказу Горясера собственный повар Глеба перерезает ножом его горло
(5 сентября). Тело князя брошено на берегу «между двумя колодцами», и лишь через несколько лет (1019—1020), нетленное, найдено Ярославом, отмстившим за братнюю смерть, и погребено в Вышгороде рядом с Борисом.
Слайд 12

Константинополь не сразу согласился с канонизацией Бориса и Глеба: ведь непременным

Константинополь не сразу согласился с канонизацией Бориса и Глеба: ведь

непременным условием канонизации был великий подвиг святого, главным образом — мученичество за веру. Но русский народ и церковь упорно держались за идею очищающего страдания, как главного признака святости. В сознании народа не сила и мощь святого, а его безвинные страдания были основным условием его канонизации.

Новгородская иконописная школа. Борис и Глеб. Храмовый образ из Борисоглебской церкви в Новгороде. Около 1377.

Первые русские святые