Собор Софии Константинопольской. Неовизантийский стиль в России

Содержание

Слайд 2

СОБОР СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ Собо́р Свято́й Софи́и — бывший патриарший православный собор,

СОБОР СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ

Собо́р Свято́й Софи́и — бывший патриарший православный собор,

впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I

Слайд 3

Собор Святой Софии Во времена Византийской империи собор находился в центре

Собор Святой Софии

Во времена Византийской империи собор находился в центре

Константинополя рядом с императорским дворцом
Для строительства главного собора Византийской империи были приглашены не профессиональные архитекторы, а профессора математики и геометрии, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.

Собор Святой Софии в Константинополе. Разрез

Слайд 4

Собор Святой Софии Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался

Собор Святой Софии

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым

большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.
Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
Слайд 5

Архитектурные особенности В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м

длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора - шедевр архитектурной мысли своего времени.
Прочность стен храма достигается за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Слайд 6

Архитектурные особенности Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с

Архитектурные особенности

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми

нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью
Слайд 7

Архитектурные особенности

Архитектурные особенности

Слайд 8

Неовизантийский стиль Не́овизантийский стиль — одно из направлений в архитектуре периода

Неовизантийский стиль

Не́овизантийский стиль — одно из направлений в архитектуре периода

эклектики, получившее популярность в конце XIX — начале XX века (1880-е — 1910-е).
Для неовизантийского стиля характерна:
-ориентация на византийское искусство VI — VIII веков н.э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе
Слайд 9

Собор Св. Владимира в Киеве 1862—82, И. В. Штром, П. И. Спарро, А. В. Беретти

Собор Св. Владимира в Киеве 1862—82, И. В. Штром, П. И.

Спарро, А. В. Беретти
Слайд 10

Собор Божией Матери Милующей в Галерной гавани В. А. Косяков церквь в С.-Петербурге

Собор Божией Матери Милующей в Галерной гавани В. А. Косяков церквь

в С.-Петербурге
Слайд 11

Свято-иоанновский монастырь в С.-Петербурге, 1899—1902, Н. Н. Никонов

Свято-иоанновский монастырь в С.-Петербурге, 1899—1902, Н. Н. Никонов

Слайд 12

Собор Андрея Первозванного в Патрах

Собор Андрея Первозванного в Патрах

Слайд 13

Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве

Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве

Слайд 14

Храм Пресвятой Троицы (Коломна, с. Щурово)

Храм Пресвятой Троицы (Коломна, с. Щурово)

Слайд 15

Собор во имя святого преподобного князя Александра Невского. Новосибирск.

Собор во имя святого преподобного князя Александра Невского. Новосибирск.

Слайд 16

Владимирский собор города Астрахани

Владимирский собор города Астрахани

Слайд 17

Церковь Милующей Божией Матери (Санкт-Петербург)

Церковь Милующей Божией Матери (Санкт-Петербург)

Слайд 18

ТОН, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ ТОН, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ (1794–1881), русский архитектор, представитель романтического

ТОН, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ

ТОН, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ (1794–1881), русский архитектор, представитель романтического историзма

в русской архитектуре.
Проектировал в духе классицизма, но затем в его творчестве возобладал «русский стиль», ориентирующийся на русско-византийское Средневековье.

Благовещенская церковь (Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы)

Слайд 19

Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Загородный пр., 45а. Год постройки: 1837-1842.

Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Загородный пр., 45а. Год постройки:

1837-1842.
Слайд 20

Спасо-Преображенская церковь - Электротехнический институт. Инструментальная ул., 2а. Год постройки: 1840-1845

Спасо-Преображенская церковь - Электротехнический институт. Инструментальная ул., 2а. Год постройки: 1840-1845


Слайд 21

Гимназия Императорского Человеколюбивого общества - Церковь свт. Константина и Елены при

Гимназия Императорского Человеколюбивого общества - Церковь свт. Константина и Елены при

гимназии - Школа 232. Крюкова наб.к., 15. Год постройки: 1818-1819
Слайд 22

Церковь во имя св.мч. Мирония лейб-гвардии Егерского полка. Обводного наб.к., 99. Год постройки: 1849-1855

Церковь во имя св.мч. Мирония лейб-гвардии Егерского полка. Обводного наб.к., 99.

Год постройки: 1849-1855
Слайд 23

Дома архитектора Тон А. А. Дом княгини Н. П. Голицыной -

Дома архитектора Тон А. А. Дом княгини Н. П. Голицыной -

Дом Пиковой дамы . Малая Морская ул., 10. Гороховая ул., 10. Год постройки: 1839-1840
Слайд 24

Сравнительня характеристика Собора Софии Константинопольской с Храмом Христа Спасителя, Казанской церковью, Церковью Милующей Божией Матери (Санкт-Петербург)

Сравнительня характеристика Собора Софии Константинопольской с Храмом Христа Спасителя, Казанской церковью, Церковью

Милующей Божией Матери (Санкт-Петербург)
Слайд 25

Храм Христа Спасителя, архитектор Константи́н Андре́евич Тон Сходства с Храмом Софии

Храм Христа Спасителя, архитектор Константи́н Андре́евич Тон

Сходства с Храмом Софии Константинопольской

Храм

центрического типа с хорошо уравновешенным соотношением массивного объема, огромной центральной главы и угловых башен-колоколен. План собора имел правильную форму равноконечного креста.
Объем центра плавно перетекал в залитое светом подкупольное пространство
Барабан каждого купола опоясывает аркада из окон,
Слайд 26

Казанская церковь Сходства с Храмом Софии Константинопольской Каждый купол храма расположен

Казанская церковь

Сходства с Храмом Софии Константинопольской

Каждый купол храма расположен на

низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе.
В каждой арке находится окно. ПорталыВ каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивнымипилонамиВ каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивнымипилонами со сводами, украшенными резьбой.
Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа
Слайд 27

Церковь Милующей Божией Матери (Санкт-Петербург) Сходства с Храмом Софии Константинопольской Купола

Церковь Милующей Божией Матери (Санкт-Петербург)

Сходства с Храмом Софии Константинопольской

Купола имеют

гладкую сферическую форму. Центральный купол, имеет гораздо больший размер, чем остальные
Барабан каждого купола опоясывает аркада из окон, что было весьма характерно для византийского стиля
Слайд 28

Неогрек Неогре́к — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на

Неогрек

Неогре́к — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении»

к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века
Слайд 29

Неогрек в Москве Москва, дом Шаховских, арх. А. С. Каминский, 1868

Неогрек в Москве

Москва, дом Шаховских, арх. А. С. Каминский, 1868


Слайд 30

Неогрек в Москве Москва, дом Елагиной, арх. А. А. Драницын, 1890-е

Неогрек в Москве

Москва, дом Елагиной, арх. А. А. Драницын, 1890-е


Слайд 31

Неогрек в Москве Музей имени Пушкина, арх. Р. И. Клейн, 1898—1912

Неогрек в Москве

Музей имени Пушкина, арх. Р. И. Клейн, 1898—1912

Слайд 32

Список источников информации Белова О.Ю. История искусств. М., 2007. В. Седов.

Список источников информации

Белова О.Ю. История искусств. М., 2007.
В. Седов. Стиль

неогрек в Москве. «Проект классика», 16.12.2001
«Викторианский стиль», в кн.: Власов В. Г., Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, СПБ, Лита, 2000,
Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 2005.
История искусств. Минск: Литература, 2007.
Малая история искусств. М.: Искусство, 2005.
Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2006.
Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М., 2008.
Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2010.
Интернет ресурсы.