Социально-политическая, экономическая и культурная жизнь при Амире Темуре

Содержание

Слайд 2

ПЛАН: 1.Социально-политическая обстановка в Мавераннахре в сер. XIV века. Приход в

ПЛАН:
1.Социально-политическая обстановка в Мавераннахре в сер. XIV века. Приход в политику

Амира Темура. Установление власти Амира Темура: объединение и создание централизованного государства.
2.Амир Темур – великий государственный деятель, известный полководец. «Уложение Темура» и его значение. Система управления империей. Военная дисциплина. 3.Внутридинастическая борьба за престол. Распад империи. Установление власти Шохруха. Правление Улугбека.
4.Благоустройство городов, покровительство науке и культуре. Академия Улугбека. 5.Государственная и литературная деятельность Алишера Навои. Развитие науки и культуры в эпоху темуридов.
Слайд 3

. В 1996 году все прогрессивное человечество во всем мире торжественно

. В 1996 году все прогрессивное человечество во всем мире торжественно

отметило 660-летие Амира Тимура – крупнейшей яркой личности XIV века. Он вошел в мировую историю не только как выдающийся полководец и государственный деятель, создавший мощное и процветающее государство со столицей в Самарканде, ставшей поистине одним из культурных и духовных центров средневекового мира.
Слайд 4

Как отмечал И. А. Каримов, Амир Тимур славился покровительством ученых, философов,

Как отмечал И. А. Каримов, Амир Тимур славился покровительством ученых, философов,

архитекторов, поэтов и музыкантов. Эпоха Тимуридов было действительно периодом восточного Ренессанса, обеспечившим небывалый расцвет науки, культуры и образования.
Слайд 5

искусный полководец мудрый государственный деятель гуманный мыслитель АМИР ТЕМУР

искусный полководец

мудрый государственный деятель
гуманный мыслитель

АМИР ТЕМУР

Слайд 6

Амир Тимур родился 9 апреля 1336 г. в селении Ходжа Илгар

Амир Тимур родился 9 апреля 1336 г. в селении Ходжа Илгар

(Яккабог), недалеко от города Шахрисабза, в семье Тарагая – барласского бека, не очень богатого, но достаточно влиятельного среди сверстников пользовался влиянием. С молодости он был знаком военным делом и принимал участия в междоусобных войнах феодалов Мавереннахра. Личная храбрость, щедрость и умения выбирать помощников создали ему славу главаря среди военной кочевой молодежи барласов Кашкадарьи.
С детства владел тюркским и таджикскими языками, хорошо знал не только кочевую, скотоводческую, но и городскую, оседлую жизнь Шахрисабза, власть над которым была у его дяди Хаджи Барласа.
Слайд 7

До нас дошли словесные описания внешнего вида Тимура. Тимур был типичным

До нас дошли словесные описания внешнего вида Тимура. Тимур был типичным

представителем тюркской военной аристократии, всегда подчеркивал свою принадлежность к мусульманскому благочестию. Будучи государственным политиком, сохранял дружеские связи с мусульманским духовенством. Он был гениальной личностью, но со сложным и противоречивым характером. Он высоко ценил ремесленников, ученых, открыл самую богатую библиотеку на Востоке. В его дворце находили приют люди высокого ума и большого таланта.
Слайд 8

Столицей он сделал Самарканд, где можно было увидеть мастеров из Хорезма,

Столицей он сделал Самарканд, где можно было увидеть мастеров из Хорезма,

Исфагана, Шираза, Халеба и других городов. Они участвовали в строительстве прекрасных дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев и другие. Часть построек дошла до нас – это мавзолей в группе Шах – и – Зинда, соборная мечеть Тимура (Биби-ханым), усыпальница Гур-Эмир, где похоронен Тимур и члены его династии, Тимуриды. В Шахрисабзе сохранились развалины портала прекрасного дворца Ак-сарай и других зданий, в Туркестане – мечеть Ходжа Ахмада Яссави. Самарканд окружен прекрасными загородными дворцами – садами Баг-и Чинар, Баг-и Дилкуша, Баг-и Баланд и др. Тимур не только завоеватель, он один из величайших воинов, недаром его стратегию и тактику изучают до сих пор.
Слайд 9

Слайд 10

В «Уложении» личность Амира Тимура предстает единой в трех его ипостасях

В «Уложении» личность Амира Тимура предстает единой в трех его ипостасях


-искусного полководца;
- мудрого государственного деятеля;
- гуманного мыслителя.

Слайд 11

Согласно "Уложению Темура", он разделил население на 12 классов. Это было:

Согласно "Уложению Темура", он разделил население на 12 классов. Это

было: 1. Духовные и религиозные лица, шейхи, потомки Али, ученые, законоведы 2. Интеллигенция, опытные люди которые ему давали советы 3. Благочестивые люди, советы и пожелания которых были важны для Темура. 4. Эмиры, шейхи, офицеры и др 5.Войско и народ. 6. Советники (достойные люди, обладавшие мудростью). 7. Визири и секретари (государственный аппарат). 8. Врачи, астрологи и архитекторы услугами которых он всегда пользовался. 9. Историки, которые записывали все события, происходящие в то время. 10. Старцы, дервиши, и другие люди удаленные от мира для изучения религии и созерцательной жизни. 11.Мастера и ремесленники. 12. Путешественники, торговцы, посланники и другие люди
Слайд 12

Важным этапом в развитии общественно-политической мысли Центральной Азии является период правления

Важным этапом в развитии общественно-политической мысли Центральной Азии является период правления

Амира Темура (1330-1405гг)-выдающегося государственного деятеля, полководца и основателя центральноазиатского государства,660-летие со дня рождения которого в 1996г по решению ЮНЕСКО было широко отмечено во многих странах мира. Его перу принадлежит ценный исторический документ – «Уложение», получившее среди историков название политического завещания, которое Тимур оставил своим детям, внукам и правителям. Ряд идей и положений, содержащихся в «Уложении» Темура, не потеряли актуальности и сегодня.

«Моим детям, счастливым завоевателям государств,  моим потомкам - великим повелителям мира».
Амир Темур

Слайд 13

Об «Уложении Темура» Особое значение в изучении жизни и общественно-политической деятельности

Об «Уложении Темура»

Особое значение в изучении жизни и общественно-политической деятельности Амира

Темура имеет "Уложение Темура" (другие названия: "Малфузат-и Темури" — "Изречения Темура", "Вакиат-и Темури" — "Воспоминания Темура") — исторический труд, в котором изложена автобиография и взгляды этого выдающегося государственного и военного деятеля на управление государством и войском.
Первоначально "Уложение" было составлено на староузбекском (чагатайском, иначе на среднеазиатском тюрки) языке, один из списков которого, по свидетельствам ориенталистов Н. Д. Миклухо-Маклая, Ч. Рьё, Г. Эте, Ч. А. Стори и других, в XVII веке хранился в библиотеке йеменского правителя Джафара-паши.
Слайд 14

В своем предисловии переводчик "Уложения" на персидский язык Мир Абу Талиб

В своем предисловии переводчик "Уложения" на персидский язык Мир Абу Талиб

ал-Хусайни ат-Турбати пишет, что во время возвращения из паломничества к святым местам Аравии он побывал у Джафара-паши и в его библиотеке обнаружил сочинение, написанное на тюрки, которое оказалось записью автобиографии Темура. Сохранился ли список "Уложения" на тюрки до наших дней и были ли другие его списки, неизвестно. Тем не менее, очевидно, "Уложение Темура" первоначально было действительно написано на среднеазиатском тюрки, как считают, например, почти все составители каталогов восточных рукописей и многие исследователи-ориенталисты.
Рукописи "Уложения" хранятся во многих библиотеках мира, и существуют его переводы на множество языков, что само по себе свидетельствует о научной ценности и оригинальности данного труда. Словом, "Уложение Темура" — ценный исторический источник, как для изучения жизни самого Амира Темура, так и его эпохи.
Слайд 15

«Уложении Темура»: организация государственных дел. "Уложение Темура" содержит много указаний по

«Уложении Темура»: организация государственных дел.

"Уложение Темура" содержит много указаний по истории

Чагатайского улуса и является в своем роде наставлением Темура потомкам, которое состоит из двух частей: биографии Амира Темура с 1342 по 1381 годы и "Тузуката", т.е. своеобразного наставления по устройству государства и войска.
Амир Темур как искушенный политик и крупный государственный деятель дает четкую характеристику своего государства, показывает, каким оно, должно быть, определяет права и обязанности должностных лиц, работающих как в центральном аппарате, так и на местах. По мнению автора "Уложения", венценосец в своей деятельности должен опираться на все общественные прослойки. К ним относятся сайиды — потомки пророка Мухаммада; улемы — ученые-богословы, шейхи, аксакалы, военачальники, ратники; люди, коих можно посвящать в тайны государства; визири, лекари, астрологи, инженеры [мухандисы], хадисоведы и историки, ремесленники и торговцы.
Слайд 16

Большое место в деле управления государством Амир Темур отводил визирям. По

Большое место в деле управления государством Амир Темур отводил визирям. По

его мнению, они должны быть людьми нравственно чистыми и обладать, по крайней мере, четырьмя качествами: благородством и величием; умом и проницательностью; осведомленностью о положении войска и подданных, умением обходиться с ними; воздержанностью, терпимостью и миролюбием. Как видно из материалов "Уложения", государством Темура управляли семь визирей:
1)Визирь царства и подданных, т.е. верховный визирь, ведающий всеми делами в государстве. Он должен был знать все о настроениях, подданных, об урожае, о ходе взимания налогов и повинностей, о доходах и расходах.
2) Визирь по делам войска, который был обязан заботиться о нем, своевременно обеспечивать его провиантом и фуражом, осведомлять верховного правителя об общем его состоянии.
3) Визирь по делам имуществ, доходов и расходов. В его обязанности входил контроль за сбором налогов и повинностей, за таможенным сбором и за расходами.
4) Визирь по делам двора.
5) Кази калон, т.е. верховный судья.
6) Джалал ал-ислам, т.е. особый царский надзиратель.
7) Визирь диван-и инша, т.е. визирь, ведающий отношениями с другими государствами.
Слайд 17

Темур проявлял особую заботу о своих визирях, ибо, как сказано в

Темур проявлял особую заботу о своих визирях, ибо, как сказано в

"Уложении", процветание государства во многом зависело от их деятельности.
Он предупреждал своих потомков не поддаваться наветам доносчиков: "Пусть не слушают корыстолюбивых, испорченных и завистливых людей, [сеющих небылицы] о визирях, ибо у таких людей (визирей) бывает множество недругов, так как все люди в мире жаждут власти и богатства".

Вместе с тем, Темур сурово наказывал злоупотреблявших служебным положением визирей. Клавихо, видевший открытый суд (9 октября 1404 года) над одним из визирей по имени Мухаммад Джельд, свидетельствует: "Первая расправа, которую сеньор [Темурбек] учинил, постигла одного из его главных алькальдов, которого они называют дина [визирь] и который был главным человеком во всей Самаркандской империи.
[Темурбек] оставил его главным алькальдом в этом городе, когда ушел оттуда около шести лет и одиннадцати месяцев тому назад. А в это время этот алькальд, говорят, злоупотреблял своим положением".

Слайд 18

Большой интерес представляют сведения "Уложения" о порядке производства в сан эмира

Большой интерес представляют сведения "Уложения" о порядке производства в сан эмира

и правителя области. Темур возвел в сан эмира 313 своих бывших мулязимов (ратников), 100 из них были назначены на должность туман-баши, т.е. командующими войска численностью до 10000 человек, 100 других — тысячника, остальные 100 стали сотниками. И еще 13 были назначены на должность бекларбеги и эмир ал-умара (верховного эмира). По свидетельству "Уложения" критерием для назначения на столь важные военные посты служили такие личные качества, как опыт, ум, храбрость и отвага. "Я, — считал Амир Темур,— на опыте постиг, что только тот достоин, быть эмиром и властвовать, кто постиг тайны ведения сражения, знает способы рассеивания вражеских войск, не теряет присутствия духа в разгар сражений и без дрожи и колебаний может ввести в бои отряды воинов, а при расстройстве порядка войска в состоянии без промедления восстановить порядок". 
Слайд 19

Ряд идей и положений, содержащихся в «Уложении» Темура, не потеряли актуальности

Ряд идей и положений, содержащихся в «Уложении» Темура, не потеряли актуальности

и сегодня. С учётом современной социально-экономической и политической обстановки, их можно трансформировать и использовать при формировании правовой основы нашего государства.
Верховенство закона было объявлено Темуром ведущим принципом в управлении государством. Его мудрые слова: «Там, где царит закон, есть свобода» вошли в историю. «Уложение» открывается с изложения правил, которыми руководствовался сам Темур и которые он призывал соблюдать потомков как в «поведении, так и в управлении государством». Таких правил (принципов)- двенадцать.
Первым принципом он называет заботу о распространении ислама и закона: «Опыт доказал мне, что власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время своё положение и силу». Здесь же сформулированы правила, которыми должен руководствоваться глава государства при издании законов и постановлений для гражданского управления. О них сказано: приказы и повеления правителя должны иметь такую силу,чтоб он не имел себе соперника в управлении.
Слайд 20

Слайд 21

Особое место в «Уложении» отведено принципам управления, которыми должен руководствоваться правитель,

Особое место в «Уложении» отведено принципам управления, которыми должен руководствоваться правитель,

желающий укрепить свою власть и могущество государства. Эти принципы следующие:
-действия и слова правителя должны быть едиными и принадлежать ему;
-необходимо во всех действиях соблюдать справедливость;
-приказы и запрещения должны быть твёрдыми;
-правитель должен быть непоколебим в своих решениях;
-каким бы ни были приказания правителя, они подлежат неукоснительному исполнению;
-безопасность требует, чтобы правитель не полагался на других в государственных делах и не вверял бразды власти в руки посторонних.
Слайд 22

«Уложении Темура»: организация общественных дел. Общество он разделил на 12 социальных

«Уложении Темура»: организация общественных дел.

Общество он разделил на 12 социальных слоёв

и точно определил из правовое положение, предназначенное, место и роль каждого в делах государства.
Темур считал, что главной опорой, источником силы государства является народ. Он отмечал, что величие и основа его государства опирались на эти 12 социальных групп и слоёв: начальников общин, учёных и законоведов, эмиров, шейхов и офицеров, занимающих место в Совете; визирей и секретарей, врачей, астрологов, историков, интеллигентных людей, солдат, авторов летописей и хроник; старцев, дервишей и людй, занимающихся наукой; мастеров всякого рода, ремесленников, путешественников, с помощью которых Амир Темур получал сведения об иностранных государствах.
Слайд 23

Армия Темура была самой крупной и мощной армией средневековья, как в

Армия Темура была самой крупной и мощной армией средневековья, как в

организационном, так и в тактическом отношениях. Строилась армия по десятичной системе: делилась на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (туманы). Состояла из конницы и пеших воинов с преобладанием конницы. На вооружении были сабли, луки и стрелы, копья, палицы и боевые топоры (табар), камнеметы (манжаник), нафт андазы (установки для метания заженной нефти). 
Амир Темур, обладая природным умом и умудренный жизненным опытом, хорошо разбирался в людях. Он имел как бы магическую силу, благодаря которой, особенно в трудное для себя время, привлекал на свою сторону способных, нужных и решительных людей и создавал их них костяк преданных и самоотверженных единомышленников.
Слайд 24

В "Уложении Темура" приводятся также сведения о феодальных институтах (икта, суюргал,

В "Уложении Темура" приводятся также сведения о феодальных институтах (икта, суюргал,

танхах), формах феодального землевладения, о взимаемых с населения налогах и повинностях: харадж, мал-у джихат, куналга, бадж, пишкеш, савари, шилан пули и др.
Основным налогом был харадж, размер которого устанавливался в зависимости от качества земли, водообеспечения, близости к городу и т.д., и составлял одну десятую, одну четвертую или одну третью часть урожая.
Необходимо подчеркнуть, что Темур всячески поощрял инициативу по оживлению "мертвых земель" — так в то время назывались залежные и заброшенные земли.
Слайд 25

заключение Говоря о значении «Уложения» как правового политического документа, необходимо отметить,

заключение

Говоря о значении «Уложения» как правового политического документа, необходимо отметить, что

оно по существу являлось своеобразной конституцией государства Темура, на основе которой осуществлялось управление государством, регулировались общественно-политические отношения между различными социальными слоями и группами общества и межгосударственные отношения.
Таким образом, политико-правовые идеи и практическая деятельность Амира Темура имеют огромное значение и в условиях поступательного движения Узбекистана по пути созидания демократического, правового государства и гражданского общества.
Слайд 26

Список используемой литературы Ибн Арабшах. История эмира Темура, 2-е изд. —

Список используемой литературы

Ибн Арабшах. История эмира Темура, 2-е изд. — Ташкент: Институт истории

народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
Лемб Г. Тамерлан. Правитель и полководец. — М.: Изд-во. Центполиграф, 2003—334 с.
 www.zavantag.com.
Слайд 27

Эпоха Тимуридов была периодом расцвета художественной литературы. Мощный толчок в своем

Эпоха Тимуридов была периодом расцвета художественной литературы. Мощный толчок в своем

развитии получился тюркоязычная литература.
В развитии художественной литературы большая роль принадлежит Абу Ар-Рахману Джами, крупнейшему поэту и мыслителю, наставнику Алишера Навои. Он писал около ста книг по самым различным вопросам науки и литературы.
В духовной жизни эпохи Тимуридов очень велика роль гениального поэта и мыслителя Алишера Навои. Вся жизнь Навои посвящена борьбе за народное счастье, справедливость, спокойствие и мир в стране. Он как мудрый политический деятель и ученый энциклопедист внес неоценимый вклад в развитие литературы, науки и искусства.

«СРЕДИ ЛЮДЕЙ – ГОВОРИЛ ОН – ЛУЧШИЙ ТОТ, КТО НАРОДУ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ПРИНЕСЕТ».

Слайд 28

Значение духовного наследия эпохи Амира Темура для современности: Амир Темур создал

Значение духовного наследия эпохи Амира Темура для современности:
Амир Темур создал сильное

государство. В наше время, когда перед нами стоит задача укрепления независимости Узбекистана, Амир Темур ценен для нас в качестве основателя великого государства. Он заложил фундамент такого государства, создал его правовые основы. Ярким свидетельством тому служат его слова: «Девять десятых государственных дел я решал с помощью советов, мероприятий и аудиенций, и лишь десятую часть с помощью меча».

Амир Темур осуществил большую работу, послужившую укреплению взаимосвязей между Европой и Азией. Он установил связи и стремился укрепить их со странами разных частей света. Во внешней политике Амира Темура главной идеей служило широкое установление международных экономических и торговых связей, благодаря которому получили бы выгоду все, и прежде всего народ. Об интеграционном пространстве, которое мы с вами намерены создать на взаимовыгодной основе в международном масштабе, думал Амир Темур еще 600 лет назад.