Социально-политическая мысль в России. Тема №5

Содержание

Слайд 2

Вопросы: 1. Политическая мысль Древней Руси. 2. Российская политико-правовая мысль 18

Вопросы:

1. Политическая мысль Древней Руси.
2. Российская политико-правовая мысль 18 века.
3. Характер

политических учений в России в 19 – 20 вв.
Слайд 3

Литература 1. Малько А.В. Политология для юристов: учебник и практикум /

Литература

1. Малько А.В. Политология для юристов: учебник и практикум / А.В.

Малько, А.Ю. Саломатин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. 383 с.
2. Политология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 591 с.
3. Мухаев Р.Т. Политология [Электронный ресурс]: учебник /Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 663 с.
4.    Политология [Электронный ресурс]: курс лекций / сост. А.В. Милежик; ДВЮИ МВД РФ. – Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. 160 с.
5. Политология [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / сост. И.В. Манацков. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2014. 168 с.
Слайд 4

Политические идеи Древней Руси отражали общественную жизнь восточных славян в IX-XII

Политические идеи Древней Руси отражали общественную жизнь восточных славян в

IX-XII веков.
Этот период ознаменовался разложением первобытно - общинного строя и постепенным переходом к государственному и феодальному обществу.
В Древней Руси быстро росли города, усиленно развивались ремесла, ширились связи с другими странами.

1. Политическая мысль Древней Руси

Слайд 5

Древнерусская политико-правовая мысль отразила и внешние условия существования Киевского государства, вынужденного

Древнерусская политико-правовая мысль отразила и внешние условия существования Киевского государства,

вынужденного постоянно отстаивать свои рубежи. Оно оказывалось как бы между двух огней: с одной стороны, постоянные набеги кочевников с востока и юга (печенеги, половцы, монголы), с другой стороны - агрессия немецких, шведских датских, польских, венгерских феодалов с севера и запада.
Слайд 6

происхождение государства; правомерность правящих кругов; пути укрепления княжеской власти; единство российских

происхождение государства;
правомерность правящих кругов;
пути укрепления княжеской власти;
единство российских земель;
политическая мысль

не отделялась от религиозной.

Проблемы политических суждений
в Древней Руси

Слайд 7

Большое влияние на политико-правовые идеи оказало культурное развитие страны: переход от

Большое влияние на политико-правовые идеи оказало культурное развитие страны:
переход

от язычества к христианству при князе Владимире;
взаимодействие народной (деревенской) и городской культуры;
былинный эпос;
зарождение письменности, летописания и литературы;
налаживание культурных
связей с другими странами,
особенно Византией,
хранительницей христианских
и античных ценностей.
Слайд 8

Характерные черты древнерусских политических идей: • обоснование божественного происхождения и незыблемости

Характерные черты древнерусских политических идей:
• обоснование божественного происхождения и

незыблемости власти светских государей, использование для этого ссылок на библейские, древнеримские, древнегреческие и византийские источники;
• теснейшая связь с православной религиозной мыслью: многие политические произведения были написаны в монастырях летописцами или священнослужителями, обосновывавшими идею православного государства;
Слайд 9

• отпечаток родовых и общинных отношений, воздействие соответствующих правовых норм и


• отпечаток родовых и общинных отношений, воздействие соответствующих правовых

норм и традиций древнерусского общества, в том числе дохристианских, тысячелетних языческих эпох;
• широкое использование различных аллегорических, легендарно-иносказательных, мифологические форм;
• распространенность политико-философских рассуждений о судьбах и единстве земли Русской, ее роли и месте в мире, об ответственности государей за ее развитие и т.п.
Слайд 10

Древнерусская политическая мысль и политика имели богатую нормативно-правовую базу. Одним из

Древнерусская политическая мысль и политика имели богатую нормативно-правовую базу. Одним

из источников являлась «Русская Правда краткой редакции - Закон русский».
Можно выделить причины принятия Русской Правды:
1. Возникновение древнерусского государства сопровождалось формирование феодального права.
2. Русская Правда являлась одним из главных
инструментов в объединении славянских
племен вокруг центра (Киева) и правовое
подчинение Великому Князю.
Слайд 11

Древнерусское государство с самого начала возникновения было этнически неоднородным, многонациональным. Древнерусская

Древнерусское государство с самого начала возникновения было этнически неоднородным, многонациональным. Древнерусская

народность является колыбелью трех славянских народов: русских, белорусов и украинцев и не может отождествляться ни с одним из этих народов в отдельности. Кроме того, помимо славян в Древнерусское государство вошли некоторые соседние финские и балтийские племена.
Слайд 12

Огромную роль в исторических судьбах русского народа сыграли разрушительные завоевания монголо-татар

Огромную роль в исторических судьбах русского народа сыграли разрушительные завоевания

монголо-татар и созданные ими военно-феодальные государства чингизидов. Завоевательным походам Чингизхана в высшей степени благоприятствовала сложившаяся в странах Восточной Европы обстановка. Политическое положение на Руси характеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленностью, отсутствием сильной центральной власти.
Слайд 13

После разгрома монголами русские княжества оказались в положении данников Орды. Сохраняя

После разгрома монголами русские княжества оказались в положении данников Орды.

Сохраняя свою государственность, церковь и администрацию, русские княжества были вынуждены уплачивать подати. В отличие от других покоренных народов на Руси монголы оставили у власти в качестве вассалов местных русских князей.
Татаро-монгольское нашествие и просуществовавшее в течение двух с половиной столетий иго, нанесли Руси большой экономический ущерб: многие земли были разорены и опустошены, разрушены города, начался демографический спад. Вместе с тем, Руси удалось сохранить свою государственность, религию, культуру.
Слайд 14

Византинизм — совокупность политических, государственно-правовых, церковных и демографических особенностей, носителем которых

Византинизм — совокупность политических, государственно-правовых, церковных и демографических особенностей, носителем которых была Византийская

империя.
ВИЗАНТИЗМ — концепция особого типа отношений между Церковью и государством, где Церковь и государство не противостоят друг другу, а напротив взаимодополняют, помогают друг другу в ходе достижения согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии). При этом свобода и самостоятельность каждого в его собственной области не отменяется
Слайд 15

Теория «Москва – третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о

Теория «Москва  – третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о

роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Теория «Москва – третий Рим» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства.
Слайд 16

Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства

Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства

и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли;
в 16-17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом.
Вместе с тем теория «Москва – третий
Рим» содержала и реакционные черты – «богоизбранности» и национальной
исключительности.
Слайд 17

Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на

Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на

рубеже ХVII – ХVIII вв., с реформ Петра I.
Политические реформы в России затрагивали:
общие проблемы государства;
структуру государственного аппарата;
социальное устройство общества;
сословные отношения.
Петр I стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть родовой аристократии.

2. Российская политико-правовая мысль XIII века

Слайд 18

Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики: Феофан Прокопович, Ф.С. Салтыков, В.Н.

Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики: Феофан Прокопович, Ф.С. Салтыков, В.Н.

Татищев – рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную облегчить «общенародную пользу» и «внимать разуму подданных».
Идеология просвещенного абсолютизма находила отражение в реформаторской политике первого императора России – Петра I. Он способствовал упрочнению положения дворянства, и использовал жесткие меры для ее осуществления. Многие политические документы, идеи, лежащие в их основе Петр I разрабатывал сам, в силу чего его по праву считают выдающимся российским политическим мыслителем. 
Слайд 19

Во второй половине XVIII в. в России продолжалось укрепление сословного строя,

Во второй половине XVIII в. в России продолжалось укрепление сословного строя,

основанного на крепостничестве и самодержавии.
Дворянство, добившееся освобождения от обязательной военной или иной государственной службы (Указ Петра III 1762 г .), превращалось в паразитическое сословие, стремящееся упрочить и расширить свои привилегии, особенно исключительное право собственности на крепостных крестьян.
Продолжала разрабатываться система доводов, обосновывавших самодержавие, для чего использовались произвольно подобранные или искаженные идеи Просвещения. 
Слайд 20

В годы царствования Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей –

В годы царствования Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей –

Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, Я.П. Козельский.
Общим мотивом просветителей была критика крепостничества.
Н.И. Новиков в «Статьях по истории и философии» утверждал, что политика – это наука царствовать, устраивать счастье не только государя, но и всего народа.
Развивая идею естественного права, Я.П. Козельский поставил вопрос о нравственном характере войны. Так, захватнические войны – зло, правомерные войны для Отечества – восстание против завоевателей.
Слайд 21

На рубеже веков ярко проявился талант А.Н. Радищева – демократа-просветителя, родоначальника

На рубеже веков ярко проявился талант А.Н. Радищева – демократа-просветителя, родоначальника

революционного направления в политической науке России. Он являлся противником самодержавия как политической формы правления, считая его «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».
Радищев опирался на историю длительного существования Новгородской республики, в чем усматривал доказательство приверженности русского народа к этой форме государственности. Будущую Россию он видел как свободную, добровольную федерацию городов.
Слайд 22

XIX век для политической мысли России – век особый. В середине

XIX век для политической мысли России – век особый. В середине

этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалось во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми.

3. Характер политических учений в России 19 – 20 вв.

Слайд 23

Направления русской политической мысли в XIX веке либерализм; революционизм; консерватизм; «западники»;

Направления русской политической мысли в XIX веке

либерализм;
революционизм;
консерватизм;
«западники»;
«славянофилы».
Все

эти характерные направления, возникшие в 19 веке, в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны.
Слайд 24

Либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений и выражающий интересы зарождающейся

Либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений и выражающий интересы зарождающейся

буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев);
Радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы.
Консерватизм, он отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России; проимператорское направление – в него входили Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев).
Слайд 25

Либерально-буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века – общее название социально-экономических преобразований

Либерально-буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века – общее название социально-экономических преобразований

эпохи императора Александра II, время правления которого является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития капитализма.
Слайд 26

Основные даты реформ: 19 февраля 1861 г. – «Положение о крестьянах,

Основные даты реформ:
19 февраля 1861 г. – «Положение о крестьянах, вышедших

из крепостной зависимости».
1 января 1864 г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Июнь 1864 г. - «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов.
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863-1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1870 г. – городская реформа.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской повинности.
Слайд 27

Слайд 28

Славянофильство – литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в

Славянофильство  – литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах

XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов.
Слайд 29

Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной

Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной

почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
Слайд 30

Западничество – сложившееся в 1830-1850-х годах направление общественной и философской мысли.

Западничество  – сложившееся в 1830-1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители

одного из направлений русской общественной мысли  40-50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества.
Слайд 31

Принято считать, что главным пунктом расхождения между «славянофилами» и «западниками» их

Принято считать, что главным пунктом расхождения между «славянофилами» и «западниками» их

противоположная оценка петровских преобразований. Но этот пункт носил внешний характер. Внутренние расхождения лежали намного глубже – они касались отношения к западноевропейской образованности, науке, просвещению. Славянофилы также были сторонниками образованности и просвещения, но считали необходимым искать в науке истинную народность, а не заимствовать западноевропейские образцы.
Слайд 32

Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то славянофилы склонялись к преувеличению

Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то славянофилы склонялись к преувеличению

роли народного, национального фактора в истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении из славянофильской среды идеи «мессианства» России.
Слайд 33

Приверженцы славянофильства делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и

Приверженцы славянофильства делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и

культурно-национальном своеобразии и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, бытовыми, нравственными и религиозными началами. Западники же стояли на точке зрения единства человечества и закономерностей его исторического развития и полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперед западноевропейские народы.
Слайд 34

В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое

В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое

течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны. Немаловажное значение в формировании революционных взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое движение народных масс после Отечественной войны 1812 г. 
Слайд 35

В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия

В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия

по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны .
Слайд 36

В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм»

В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях:

«Новое слово», «Жизнь» (1897-1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.
Слайд 37

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические

партии.
Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества ( тоталитаризм).
Слайд 38

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике социал-демократии,

а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка  Роза Люксембург.
4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.
Слайд 39

Первые работы по истории русской эмиграции появились уже в 20-е годы.

Первые работы по истории русской эмиграции появились уже в 20-е

годы. Это были отклики на животрепещущие вопросы современности. Видные деятели большевистской партии, публицисты, советские историки связывали задачи построения бесклассового общества с необходимостью борьбы против врагов социалистического государства. Основы подхода к изучению Зарубежья, ставшие определяющими в разработке исторической концепции эмиграции, были заложены в трудах В.И.Ленина.
Слайд 40

В архивных материалах первой половины 1920-х годов проявляется противоречие в русской

В архивных материалах первой половины 1920-х годов проявляется противоречие в русской

эмиграции:
- поиск консолидировавшей идеи, обеспечивавшей возвращение на Родину;
- отстаивание собственных политических принципов и настойчивое стремление навязать их большинству.
Слайд 41

В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших

В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших

этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших существенное влияние на генезис ее политико-правовой мысли:
первая русская революция (1905-1907) и создание думской монархии;
революция 1917 года и образование СССР (1922);
распад СССР (1991) и становление современной России.
Слайд 42

Принципиальное значение имеет принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г., закрепляющей

Принципиальное значение имеет принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г., закрепляющей

принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. За последние годы подготовлено и опубликовано большое количество политологических исследований и учебной литературы.
Русская и российская политическая мысль отличается прежде всего своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в постановке некоторых вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада.
Слайд 43

В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный

В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный

опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.