Советская живопись 30-50-х годов XX века

Слайд 2

Советская живопись 30-50-х годов XX века

Советская живопись 30-50-х годов XX века

Слайд 3

С 1930-х годов XX в. официальное искусство в России развивалось в

С 1930-х годов XX в. официальное искусство в России развивалось в

русле социалистического реализма. Многообразию художественных стилей был положен конец.
Новая эпоха советского искусства отличалась жёстким идеологическим контролем и элементами пропаганды. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы социалистического реализма как метода советской литературы и искусства: 
• Народность. • Идейность. • Конкретность.
Принципы социалистического реализма не только декларировались, но и поддерживались государством: государственные заказы, творческие командировки деятелей искусства, тематические и юбилейные выставки, возрождение монументального искусства в качестве самостоятельного, т.к. оно отражало «грандиозные перспективы развития социалистического общества».
Слайд 4

Наиболее значительными представителями станковой живописи этого периода были Борис Иогансон, Сергей

Наиболее значительными представителями станковой живописи этого периода были Борис Иогансон, Сергей

Герасимов, Аркадий Пластов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Николай Крымов, Аркадий Рылов, Пётр Кончаловский, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Павел Корин и другие.
Слайд 5

Борис Владимирович Иогансон (1893-1973)

Борис Владимирович Иогансон (1893-1973)

Слайд 6

Один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. Работал в традициях

Один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. Работал в традициях

русской живописи XIX в., но внёс в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Он был также преподавателем живописи, директором Государственной Третьяковской галереи в 1951-1954 гг., Первым секретарём Союза художников СССР, главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира», имел множество государственных наград и званий. Особенно известны две его картины: «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» (1937).
Слайд 7

Слайд 8

Б. Иогансон «Допрос коммунистов» (1933). Холст, масло. 211 x 279 см.

Б. Иогансон «Допрос коммунистов» (1933). Холст, масло. 211 x 279 см.

Государственная Третьяковская галерея (Москва) История создания картины в данном случае необходима для осознания её идеи. «Меня лично преследовала идея сопоставления классов, желание выразить в живописи непримиримые классовые противоречия. Белогвардейщина – это особый нарост в истории, это сброд, где смешались и остатки старого офицерства, и спекулянты в военной форме, и откровенные бандиты, и мародеры войны. Каким ярким контрастом этой банде были наши военные комиссары, коммунисты, являвшиеся идейными руководителями и защитниками своего социалистического отечества и трудового народа. Выразить этот контраст, сопоставить его являлось моей творческой задачей» (Б. Иогансон). Один белогвардейский офицер сидит в золоченом кресле спиной к зрителю. Остальные белые офицеры обращены лицом. Для усиления драматического эффекта художник даёт искусственное ночное освещение. Фигура конвойного помещена в верхний темный край левого угла и представляет собой чуть заметный силуэт. В правом углу – окно с портьерой, через него льётся дополнительный ночной свет. Коммунисты находятся как будто на возвышении по сравнению с белогвардейцами. Коммунисты – девушка и рабочий. Они стоят рядом и спокойно смотрят в лицо своих врагов, их внутреннее волнение скрыто. Молодые коммунисты символизируют новый тип советских людей.
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31