Спасо-Каменный монастырь. Памятник культуры европейского севера

Содержание

Слайд 2

. . Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда

.

.

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен

на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать обитель на том месте, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём нескольких пустынножителей, которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.
Слайд 3

. . Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере.

.

.

Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере. Он расположен

практически в центре Кубенского озера на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из каменистого щебневатого камня, почему издревле и называется «каменным», а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным, или Спас на Каменном. Ледяные горы, окружающие его весной, образуют неприступную крепость. В это время недели на две прекращается всякая связь с сушей.
Слайд 4

. . В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но

.

.

В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным

центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали «передового старообрядца» Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.
Слайд 5

. . Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом

.

.

Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью

волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова.
Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешенность» нужно было платить – неустанным трудом. В монастыре существовала уникальная система отопления, когда печной дым циркулировал внутри всех стен, согревая все здание. успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. Сначала из-за недостатка средств при действующем монастыре был учрежден всего лишь предохранительный пост. На острове было установлено два маяка. Один – на крыше домика спасательной станции, другой – на крыше двухэтажного корпуса братско-настоятельских келий. Этот маяк был разрушен в 1915 году вынесенными с озера огромными льдинами, проломившими крышу. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.
Слайд 6

. . В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр,

.

.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр

Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).
В 1472 году монастырь был опустошён пожаром — все постройки были деревянными. Серьёзно пострадали мощи здешнего насельника преподобного Иоасафа Каменского.
В 1478—1481 годы в центре обители был возведён четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный Спасо-Преображенский собор — первое каменное сооружение не только на вологодской земле, но и вообще в пределах всей России. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич — из Твери.
Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.
В 1774 монастырь потерпел серьезный пожар, в последствии которого выгорели все деревянные части здания. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет.
Слайд 7

. . В 1801 года, указом Павла 1 монастырь был восстановлен

.

.

В 1801 года, указом Павла 1 монастырь был восстановлен под именем

Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом. Архимандритом Спасо-Каменного монастыря был назначен Феоктист, при нём восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.
В 1892 году по указу Святейшего синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.
Слайд 8

. . Был закрыт советской властью в 1925 году. Монахов выгнали,

.

.

Был закрыт советской властью в 1925 году. Монахов выгнали, а в

сооружении попытались организовать колонию для малолетних преступников, которые позже сбежали оттуда. Осенью 1925 года в храме произошел пожар, который его сильно повредил. Затем, ради кирпича здание было разобрано людьми.
В 1937 году продолжалось разорение остатков храма уже для строительства дома культуры, но полученные материалы так и не удалось использовать.
 В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.
Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков], так как сохранилась Успенская церковь 1540-х годов постройки.
Слайд 9

. . В 1991году архитектор Александр Асафов и директор вологодского завода

.

.

В 1991году архитектор Александр Асафов и директор вологодского завода инженер Александр

Плигин, заручившись благословением архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила предприняли попытки восстановить монастырь.
В 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове — поставил перед разрушенным алтарём обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей. На острове трудилась вся семья Плигиных, все его друзья. Жители окрестных сел возили на Спас не только камни для укрепления острова, но и овощи с огородов для работничков.
С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых. В июле 2000 года на остров прибыла экспедиция московских реставраторов во главе с С.С. Подъяпольским. Они произвели натурные исследования и обмеры руин Преображенского храма, что стало первым шагом для составления проектно-сметной документации.
Слайд 10

. . Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина,

.

.

Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина, решила продолжить дело

мужа. Она осталась на острове и возглавила некоммерческое партнерство «Спас-Камень», целью которого является сохранение и восстановление памятника. Труд семейства Плигиных стал примером для многих энтузиастов, которых объединяет стремление сохранить Спас-Каменный. Активную помощь в реставрации оказывают жители села Устье. Поддержку также оказывает и Фонд гражданских инициатив, благодаря которому на остров приезжают многие желающие внести лепту в строительство монастыря.
В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.
К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Слайд 11

. . В 2015 году строители начали воссоздавать братско-настоятельский корпус, но

.

.

В 2015 году строители начали воссоздавать братско-настоятельский корпус, но в 2016—2017

годах финансирование было приостановлено.
7 мая 2018 года было был объявлен конкурс на поиск подрядчика, который должен будет провести реставрационные работы в церкви Успения Пресвятой Богородицы с трапезной в мужском Спасо-Каменном монастыре. Из материалов госзаказа следовало: «Все ремонтно-реставрационные работы необходимо вести с максимальным сохранением оставшейся части стен и фундаментов корпуса. Фундаменты корпуса бутовые ленточные на известковом растворе. Кладка сохранившейся стены (наружная и внутренняя), цоколь из красного кирпича на известковом растворе».
Работы, по расчётам дирекции, обойдутся подрядчику в 31 969 659 рублей. Это максимальная сумма, которую готов предоставить заказчик. В том же году началось восстановление братского корпуса монастыря
23 сентября 2018 года в монастырь были возвращены мощи преподобного Иоасафа Каменского.
Слайд 12

. . Спасо-Каменный монастырь расположен на небольшом каменистом острове Кубенскаго озера

.

.

Спасо-Каменный монастырь расположен на небольшом каменистом острове Кубенскаго озера в 48 километрах от Вологды.

Каменный остров, отходящий от материка на 7 километров, весьма невелик: около 400 метров в окружности и весь до самой воды занят монастырскими постройками.
В старинные годы этот остров, по рассказам старожилов, занимал большой объем; но сильным напором весенних вод и льдов значительную часть берегов острова отмыло; и в настоящее время льды, особенно при сильном западном ветре, своим напором причиняют монастырю большие неудобства и даже опасности. Льды под напором воды загромождают остров со всех сторон, прерывают сообщение с материком и поднимаются иногда так высоко, что становятся в уровень с трехэтажными монастырскими строениями. Было даже однажды такой случай, что страшным напором льда вытеснило из воды и забросило на крышу трехэтажного братского корпуса огромный камень весом около 8 тонн. Теперь этот камень, с большими усилиями сняли с крыши, хранится в монастыре, как достопримечательность. Чтобы предохранить остров от постоянного разрушения водой, его берега укреплены деревянными сваями и обложены диким камнем.
Слайд 13

. . Главный храм в честь Преображения Господня, каменный, двухэтажный -

.

.

Главный храм в честь Преображения Господня, каменный, двухэтажный - самое древнее здание

на острове, уцелевшее от давних времен: оно было построено в конце XV века князем Андреем Васильевичем - сыном князя Василия Темного. В верхнем этаже устроен престол в честь Преображения. Внизу находится усыпальница для монастырских служителей. Здесь почивают под спудом мощи местночтимых подвижников: Василия юродивого, игумена Кассиана, Петра Чудотворца.
Кроме главного Спасопреображенскаго храма, есть еще теплый храм в честь иконы Божей Матери «Утоли моя печали». В этом храме под спудом почивают остатки мощей Иоасафа, сгоревшего во время одного пожара (в конце XV в.). Во время закрытия Спасо-Каменной обители эти останки были переданы на хранение в Вологодский Свято-Духовый монастырь и лишь в 1892 г. возвращены обратно. В этом же храме находится и местночтимая икона Божей Матери «Утоли моя печали». Местные празднования в монастыре бывают: 2 августа в память Василия Блаженного, 10 сентября в память Иоасафа, когда совершается крестный ход в село Устье, и 18 октября в память всех вологодских чудотворцев.