Святая русская ольга – женщина древней руси

Содержание

Слайд 2

Княгиня Ольга в крещении Елена (11 июля 969)- великая княгиня, правила

Княгиня Ольга в крещении Елена (11 июля 969)- великая княгиня, правила

Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.
Спустя примерно 140 лет после её смерти русский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:
« Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.»
Слайд 3

Существует множество версий происхождения княгини Ольги. Точная дата её рождения неясна,

Существует множество версий происхождения княгини Ольги. Точная дата её рождения неясна,

остановимся на версии — 890-894 г.
Также неизвестно и о её родителях. Наиболее ранние исторические источники — «Повесть временных лет» и «Степенная книга» (XVI в.) — рассказывают, что Ольга была из незнатного рода варягов, осевших в окрестностях Пскова (деревня Выбуты, в 12 км. от Пскова ).
Более поздний исторический документ «Типографская летопись» (XV в.) повествует, что девочка была дочерью Вещего Олега, воспитателя её будущего мужа князя Игоря.
Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца.
Слайд 4

Наиболее красивая легенда об этой встрече описана в «Степенной книге»: Князь

Наиболее красивая легенда об этой встрече описана в «Степенной книге»:
Князь охотился

в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорелся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». На момент встречи с Игорем ей было всего 10-13 лет.
Об этом знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году.

Знакомство с князем Игорем

Слайд 5

Личные качества Ольги: исключительный ум, рассудительность, а также внешняя привлекательность, обаяние,

Личные качества Ольги: исключительный ум, рассудительность, а также внешняя привлекательность, обаяние,

красота...
Некоторые историки и живописцы: юная красавица с изящным станом, васильковыми глазами, ямочками на щеках и толстой косой соломенных волос. Красивый образ получился и у учёных, воссоздавших портрет княгини по её мощам.
Союз Игоря и Ольги был вполне благополучным: князь совершал походы на соседние земли, а его любящая жена ожидала мужа и управляла делами княжества. Полное доверие в паре подтверждают и историки. «Иоакимовская летопись» гласит, что «были у Игоря потом другие жёны, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».
Одно лишь омрачало брак – отсутствие детей. Согласно летописям Ольга вышла замуж за Игоря в 903 году. Сын Святослав у Ольги и Игоря родился в 943 году. Есть и другие версии, но ни одна не подтверждена документами.
Слайд 6

Гибель Игоря Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим

Гибель Игоря

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием,

отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Он произвольно повысил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. «Поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства». Древляне же, услышав, что вернулся Игорь, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и его дружинников.
Слайд 7

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать

её замуж за своего князя Мала. Ольга жестоко отплатила им за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю.
В Киеве два посольства древлян преданы мучительной смерти: первое было заживо погребено, второе – сожжено в бане. 5 тысяч мужей древлянских убиты на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня.
На следующий год этот город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Месть княгини Ольги

Слайд 8

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия

своего сына Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени находился в военных походах.
В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством- установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья»)- «уроков» («или оброков») и периодичность их сбора («уставы») Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).
Ольгу называют первым реформатором, так как ею была проведена первая налоговая реформа и создана административно-хозяйственная система.

Правление Ольги

Слайд 9

Крещение княгини Ольги Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем

Крещение княгини Ольги

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем

крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.
Дата и обстоятельства крещения остаются неясными.
Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестил её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт.
Вернувшись в Киев, княгиня Ольга прежде всего старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «...Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь Бога – тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же"».
Слайд 10

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду.

В1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.
В 1957 году Ольга была названа равноапостольной, её жизнь по святости приравнивалась к жизни апостолов. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Князь Владимир у гробницы княгини Ольги

Слайд 11

Память о Святой Ольге Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В

Память о Святой Ольге Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове

есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
Ордена
Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги- учрежден императором Николаем II в 1915 году.
«Орден княгини Ольги» - государственная награда Украины с 1997 года.
«Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги» – награда Русской Православной Церкви.
В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

Памятник княгине Ольге, Св.Апостолу Андрею первозванному и равноапостальным Кириллу и Мефодию в Киеве.

Памятник княгине Ольге в Пскове Работа З. Церетели 2003г.

Слайд 12

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержаться в «Повести временных

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержаться в «Повести временных

лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю русскому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.
Слайд 13

Книга содержит полный текст (перевод) Лаврентьевской летописи, куда входят Повесть временных

Книга содержит полный текст (перевод) Лаврентьевской летописи, куда входят Повесть временных

лет (основной источник по истории Киевской Руси) и ее продолжение - Суздальская летопись до 1305 года включительно. В приложении помещены известия либо восходящие к Повести, либо отражающие иные летописные традиции. Вступительная статья характеризует основные этапы и направления русского летописания.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000736797-se-povesti-vremennyh-let-lavrentevskaya-letopis-bez-avtora

Се повести временных лет (Лаврентьевская летопись) [Сост.авторы примечаний и указателей А.Г.Кузьмин, В.В.Фомин; вступительная статья и перевод А.Г.Кузьмина]. – Арзамас, 1993. – 383 с.

Слайд 14

Алексеев, С. Мифы о Крещении Руси / Сергей Алексеев // Фома.

Алексеев, С. Мифы о Крещении Руси / Сергей Алексеев // Фома.

– 2013. – №7. – С.18-21.

О Крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо сугубо научных, среди них — множество популярных, публицистических, журналистских. Именно в этой среде родилось и развивается великое множество мифов. Их создавали идеологи всех сортов, досужие фантазеры, а вместе с ними и прямые противники христианства. В современных масс-медиа они получили широкое распространение. Редакция «Фомы» пригласила доктора исторических наук, автора биографической книги о крестителе Руси князе Владимире Святом Сергея Викторовича Алексеева, чтобы он прокомментировал содержание самых распространенных легенд подобного рода.

Слайд 15

Васильев, Б. Л. [Собрание сочинений]: [в 12 томах] / Борис Васильев.

Васильев, Б. Л. [Собрание сочинений]: [в 12 томах] / Борис Васильев.

— Москва: АСТ: Астрель, 2009 — 21 см.
Т. 10: Ольга, королева русов: романы. — 2010. — 635, [2] с. : портр.

"Ольга, королева русов" - продолжение романа Бориса Васильева "Вещий Олег".
Ольга, дочь Олега, вошла в историю как первая славянская княгиня, принявшая христианство. Но путь ее к вере был отнюдь не легок, а судьба - воистину трагична.
В самом начале жизни - брак с нелюбимым. В зрелые годы - яркая и короткая, как вспышка, любовь, обреченная на разлуку. И ненависть единственного сына, ради которого было принесено столько жертв...
Исторические персонажи, знакомые нам по учебникам, в романе Бориса Васильева обретают плоть и кровь, говорят живыми голосами и решают вечные проблемы - так же, как решаем их мы, и будут решать наши потомки.

Слайд 16

Кайдаш-Лакшина С. Великие женщины России (X-XIX вв.) / Кайдаш-Лакшина Светлана //

Кайдаш-Лакшина С. Великие женщины России (X-XIX вв.) / Кайдаш-Лакшина Светлана //

Роман-газета: народный журнал. — 2008. — N 23. — С. 1-64.

Светлана Кайдыш-Лакшина много лет пишет о судьбах великих женщин земли Русской. Книга «Русские женщины. Голоса истории» рассказывает о судьбах, тайнах и характерах великих русских женщин. Все они – от княгини Ольги до великой княгини Московской Елизаветы Фёдоровны – были выдающимися личностями своего времени, неразрывно связанными с тысячелетней историей России. Французский писатель Шамфар говорил, что разложение каждой цивилизации начинается с женщин. Но и спасение народов всегда начинается с них же. Несокрушимая сила русских женщин ещё спасёт Россию.

Слайд 17

Карпов, А. Ю. Княгиня Ольга / Карпов, Алексей Юрьевич; Юрьев, Алексей

Карпов, А. Ю. Княгиня Ольга / Карпов, Алексей
Юрьевич; Юрьев, Алексей Алексеевич

//Самые знаменитые святые и чудотворцы России / Алексей Юрьевич Карпов; Юрьев Алексей Алексеевич. — Москва, 2001. — С.14-23.

В книге собраны жизнеописания наиболее почитаемых русских православных святых. Среди них святая княгиня Ольга, святые и благоверные князья Владимир Креститель и Александр Невский, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, «игумен земли Русской» Сергий, Радонежский чудотворец, Зосима и Савватий Соловецкие, преподобный Серафим Саровский и многие другие. На протяжении столетий православная Русь молилась своим угодникам и чудотворцам, и во многом именно их помощь и заступничество пред Богом и помогли народу выстоять в годы самых тяжелых испытаний.

Слайд 18

Как была крещена Русь: [Сборник]. — 2-е изд. — М. :

Как была крещена Русь: [Сборник]. — 2-е изд. — М. :

Политиздат, 1989. — 318,[2] с. : ил.

Читателю предлагается яркий, увлекательный рассказ о трудном и во многом еще загадочном периоде, когда христианство стало официальной религией русского государства. На широком фоне эпохи очерчены выдающиеся деятели Киевской Руси: князья Святослав, Ольга, Владимир, воеводы Добрыня, Свенельд и др.

Слайд 19

Алексеев, С. Мифы о Крещении Руси / Сергей Алексеев // Фома.

Алексеев, С. Мифы о Крещении Руси / Сергей Алексеев // Фома.

– 2013. – №7. – С.18-21.

На страницах книги действуют сотни исторических личностей, иногда мало или практически неизвестных. Эта книга - великолепное учебное пособие для студентов гуманитарных ВУЗов и широкого круга читателей, интересующихся историей своей страны. ¦ Впервые столь обширный фактический материал представлен ярко и увлекательно.
Читатель познакомится с событиями и фактами истории, которые ранее замалчивались.