Содержание
- 2. От заложника к правителю поднебесной Токугава иэясу 1543-1616
- 3. Токугава Иэясу родился в 1543 году, его отцом был правитель провинции Микава Мацудайра Хиротада, живший в
- 4. Однако в битве при Окэхадзама Имагава Ёсимото был убит, благодаря чему Иэясу решил от семейства Имагава
- 5. Однако после смерти Хидэёси глава совета Пяти старейшин (го-тайро) Иэясу стал самовольно заключать брачные союзы с
- 6. Создание системы наследования власти
- 7. Так Токугава Иэясу стал единоличным правителем страны, и в 1603 году получил от императора титул сэйи-тайсёгун
- 8. В 1603 году Иэясу приказал всем даймё страны принять участие в строительных работах небывалых масштабов тэнка
- 9. Экономическая деятельность Иэясу
- 10. Основным доходом были налоги с земель бакуфу, приносящих до 4 млн коку риса в год. Ответственными
- 11. Внешняя политика как инструмент получения доходов
- 12. Иэясу проводил активную внешнюю политику. Когда в заливе Усуки провинции Бунго (нынешняя преф. Ойта) сел на
- 13. Иэясу также приказал семейству Со на Цусиме восстановить отношения с Кореей, прерванные из-за военного вторжения на
- 14. Культура периода Канъэй
- 15. Иэясу был также ценителем культуры. Мастер из Киото Хонъами Коэцу, известный золотой лаковой расписной работой «Шкатулка
- 16. В 1616 году Иэясу после соколиной охоты занемог и слёг. Говорят, что он мог отравиться тэмпурой
- 18. Скачать презентацию
От заложника к правителю поднебесной
Токугава иэясу 1543-1616
От заложника к правителю поднебесной
Токугава иэясу 1543-1616
Токугава Иэясу родился в 1543 году, его отцом был правитель провинции
Токугава Иэясу родился в 1543 году, его отцом был правитель провинции
Имагава Ёсимото.
замок Окадзаки
Однако в битве при Окэхадзама Имагава Ёсимото был убит, благодаря чему
Однако в битве при Окэхадзама Имагава Ёсимото был убит, благодаря чему
Ода Нобунага
провинция Каи
провинция Синано
Такэда Синген
Тоетоми Хидэеси
Однако после смерти Хидэёси глава совета Пяти старейшин (го-тайро) Иэясу стал
самовольно
Однако после смерти Хидэёси глава совета Пяти старейшин (го-тайро) Иэясу стал
самовольно
вызвало недовольство других. В 1600 году Исида Мицунари, один из Пяти
управляющих (го-бугё) вместе с Мори Тэрумото, одним из Пяти старейшин, собрали
войска, чтобы покончить с Иэясу.
Когда войска Запада, которые вёл Мицунари, сошлись при Сэкигахара с армией
Востока Иэясу, всего за несколько часов Иэясу одержал победу, а потерпевшего
поражение Мицунари казнили в Киото. После окончания военных действий Иэясу
отобрал владения у 93 даймё проигравшей стороны с общим доходом в более чем 5
млн коку риса (1 коку – около 180 л), щедро одарив землями выступивших на его
стороне тодзама-даймё (ставших вассалами Токугава после битвы при Сэкигахара).
Однако при этом многим из них пришлось сменить владения, перебравшись в
отдалённые провинции, а в регионы крупных городов (Эдо, Осака) и в важных
районах транспортных путей были назначены симпан(родственники Токугава)
и фудай-даймё (давние вассалы Токугава). Это делалось для того, чтобы тодзама,
подняв мятеж, не могли быстро захватить Осаку или Эдо.
Исида Мицунари
Создание системы наследования власти
Создание системы наследования власти
Так Токугава Иэясу стал единоличным правителем страны, и в 1603 году
Так Токугава Иэясу стал единоличным правителем страны, и в 1603 году
В 1603 году Иэясу приказал всем даймё страны принять участие в
В 1603 году Иэясу приказал всем даймё страны принять участие в
работах небывалых масштабов тэнка бусин, обустроив замок Эдо и прилегающие
территории. Проводилась засыпка залива Хибия с созданием широких сухих
площадей, прокладка водных путей Онагигава и Досамбори. Помимо обеспечения
водных перевозок создавалась инфраструктура для сухопутного транспорта – Пять
городских путей Гокайдо, начинающиеся от Нихомбаси и постоялые дворы вдоль
них. В результате этой деятельности к концу жизни Иэясу Эдо стал крупным
городом, где жило несколько десятков тысяч человек.
В 1605 году, всего через два года после получения титула сёгуна, Иэясу уступил его
сыну, и сёгуном стал Хидэтада – это было сделано для демонстрации наследования
сёгунского титула в роду Токугава, однако Иэясу по-прежнему контролировал
политику страны из резиденций в замках Фусими и Сумпу.
замок Эдо
Экономическая деятельность Иэясу
Экономическая деятельность Иэясу
Основным доходом были налоги с земель бакуфу, приносящих до 4 млн
Основным доходом были налоги с земель бакуфу, приносящих до 4 млн
год. Ответственными за сдачу налогов и выполнение работ были крестьяне,
владевшие заливными и суходольными полями, усадьбами, внесённые в книги
регистрации как хомбякусё, «главные крестьяне». В книге поучений для военного
сословия «Вечерние рассказы о мирных временах» (Сёхэй ява), написанной Такано
Цунэмити в 1796 году, приводятся якобы сказанные Иэясу слова о том, что налоги
нужно собирать так, чтобы крестьяне в деревнях и сёлах не умерли, но и были не
очень живы. Похоже, политика Иэясу состояла сборе годового налога так, чтобы
крестьяне не могли обзаводиться новым имуществом, но не погибли от голода. Он
напрямую контролировал важные города – Эдо, Осака, Киото, Нагасаки, Сакаи и другие, и в особенности от монопольной торговли в Нагасаки уже после его смерти
бакуфу получало хорошие доходы.
Как и во времена Тоётоми Хидэёси, правительство получало прибыли с рудников,
находившихся в его собственности, но Иэясу начал новое дело – чеканку денег из
добывавшегося золота и серебра. Монетные дворы золотых денег были учреждены
в Эдо, Сумпу, Киото, на острове Садо и в других местах, серебряные деньги делали
в Фусими, Эдо, Сумпу, Киото и т. п., тогда было произведено много «золотых и
серебряных денег годов Кэйтё» (кэйтё кингин). Ранее в Японии использовались
китайские медные деньги, и этот шаг стал важной вехой в финансовой политике
страны.
Внешняя политика как инструмент получения доходов
Внешняя политика как инструмент получения доходов
Иэясу проводил активную внешнюю политику. Когда в заливе Усуки провинции Бунго
(нынешняя
Иэясу проводил активную внешнюю политику. Когда в заливе Усуки провинции Бунго
(нынешняя
встретился с помощником капитана, голландцем Яном Йостеном ван Лоденстейном,
и штурманом, которым был англичанин Уильям Адамс (позже – Миура Андзин). Он
пригласил их в Эдо и консультировался по внешнеполитическим вопросам, поощрял
сношения с Нидерландами и Англией. Он знал, что обе страны – протестантские, в
отличие от католических Испании и Португалии, где торговля была неотделима от
миссионерской деятельности. Благодаря этому на острове Хирадо были открыты
фактории: в 1609 году – голландская, в 1613 году – английская.В то время
базировавшиеся в Макао португальцы скупали в Китае шёлк-сырец и с огромной
выгодой продавали его в Нагасаки. Чтобы сдержать монопольную торговлю
португальцев, Иэясу в 1604 году учредил организацию утверждённых
правительством посредников-итоваппу, действовавших в Киото, Сакаи и Нагасаки,
которые определяли цены на шёлк, доставлявшийся ежегодно весной, закупали весь
товар, а потом распределяли между собой.
В 1610 году торговец из Киото Танака Сёсукэ по распоряжению Иэясу посетил
испанскую территорию Новую Испанию (нынешняя Мексика), где просил
возобновления торговли с Лусоном (сейчас – территория Филиппин), которая
прекратилась после того, как Тоётоми Хидэёси казнил 26 миссионеров и их
последователей.
Иэясу также приказал семейству Со на Цусиме восстановить отношения с Кореей,
прерванные
прерванные
этого в 1607 году, после чего из Кореи стали отправлять посланников-цусинси с
дарами при смене сёгунов. Китайская империя Мин, участвовавшая в войне в Корее,
официально отношения не возобновила, но торговые корабли из Китая часто
приходили в Хирадо, Нагасаки и другие японские порты.
Иэясу активно развивал заморскую торговлю, используя дипломатические средства,
однако в последние годы его жизни всё изменилось. Если ранее он закрывал глаза
на распространение христианства, то в 1612 году он запретил эту религию на
территориях, находившихся в прямом подчинении, а в следующем году
распространил запрет на всю страну, одновременно распорядившись разрушить
церкви и заставить последователей полностью отказаться от веры – вероятно,
опасаясь вторжения испанцев или португальцев, с которыми могли объединиться
христианские группировки в Японии. В 1614 году Такаяма Укон и более 300 христиан
были показательно изгнаны в Манилу и Макао. Такие изменения в политике,
возможно, были направлены на то, чтобы в торговле с Японией место ушедших
португальцев и испанцев заняли Голландия и Англия. Хидэтада, второй сёгун, ещё
более ужесточил ограничения, а третий сёгун Иэмицу завершил формирование
системы изоляции страны.
Культура периода Канъэй
Культура периода Канъэй
Иэясу был также ценителем культуры. Мастер из Киото Хонъами Коэцу, известный
золотой
Иэясу был также ценителем культуры. Мастер из Киото Хонъами Коэцу, известный
золотой
плавучим мостом» (фунабаси макиэ судзурибако), был также каллиграфом и
керамистом, изготовлявшим керамику Раку. Ему Иэясу даровал землю в Такагаминэ
к северу от столицы, где Коэцу основал деревню ремесленников. Иэясу
поддерживал близкие связи с художниками Таварая Сотацу, Огата Корин,
керамистом Огата Кэндзан, с чем связан последующий расцвет культуры годов
Канъэй (1624-1644).
В 1616 году Иэясу после соколиной охоты занемог и слёг. Говорят,
В 1616 году Иэясу после соколиной охоты занемог и слёг. Говорят,
Никко, или живописная усыпальница Токугавы Иэясу