Византия сквозь века

Содержание

Слайд 2

Выставка «Византия сквозь века» охватывает период с первых веков нашей эры

Выставка «Византия сквозь века» охватывает период с первых веков нашей эры

до падения Константинополя (а вместе с ним и Византийской империи) в 1453 году. В экспозицию вошли настенные и напольные мозаики, скульптура, фрески, золотые украшения, сосуды для литургии, иллюстрированные рукописи X —XV веков, иконы XII — середины XV века, перегородчатые эмали, а также двухметровая вышитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник.
Слайд 3

– привлечь особое внимание к эстетике, художественной стилистике, красоте, гармонии византийского

– привлечь особое внимание к эстетике, художественной стилистике, красоте, гармонии византийского

искусства; показать его эллинистические основы, причем не только через скульптуру и монументальную живопись, но и через ювелирные изделия.

Основная задача выставки

Слайд 4

Иконы

Иконы

Слайд 5

Государственный Эрмитаж обладает одним из лучших собраний византийской иконописи VII – XV веков.

Государственный Эрмитаж  обладает одним из лучших собраний византийской иконописи VII –

XV веков.
Слайд 6

Иконы «Преображение Господне» и «Воскресение Лазаря» К выдающимся образцам эрмитажного собрания

Иконы «Преображение Господне» и «Воскресение Лазаря»

К выдающимся образцам эрмитажного собрания стоит

отнести краснофонную икону «Преображение» XII века. Икона входила в единый Праздничный ряд, написанный на длинной каштановой доске, затем распиленной на отдельные фрагменты. Из этого же комплекса сохранилось еще несколько икон: две в афонском монастыре Ватопед, и еще одна («Воскресение Лазаря») хранится в Византийском музее в Афинах. На выставке - уникальная возможность увидеть вместе афинскую и петербургскую иконы. Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.
Слайд 7

Икона «Преображение Господне». Государственный Эрмитаж На красном насыщенном фоне скульптурно выделяются

Икона «Преображение Господне». Государственный Эрмитаж

На красном насыщенном фоне скульптурно выделяются фигуры

композиции. Цветовые контрасты разделяют икону на две смысловые зоны – земную с горками и апостолами и горнюю с Христом и пророками. Художник отказался от буквального понимания белой одежды Христа – божественный свет передан тонкими белильными линиями на складках одежды и чертах лица. Фигура Христа словно парит в пространстве, а красный фон еще больше подчеркивает нематериальность.
Слайд 8

Икона «Воскресение Лазаря» Изображен известный евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря

Икона «Воскресение Лазаря»

Изображен известный евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря из

Вифании. Христос в сопровождении апостолов подходит ко гробу, где уже четыре дня покоится умерший Лазарь. К ногам Христа припадают Марфа и Мария, сестры умершего. По жесту протянутой вперед руки Христа, по его слову "Лазарь, иди вон" – мертвец, окутанный погребальными пеленами, встает из гроба.. Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд.
Слайд 9

Икона происходит из церкви св. Василия в малоазийской Триглии (около Бруссы),

Икона происходит из церкви св. Василия в малоазийской Триглии (около Бруссы),

откуда была перенесена в Грецию в 1922 г. Относительно большой размер может указывать на первоначально настенный способ размещения в храме. Эпитет Эпискепсис или «Встреча» был использован Константином Багрянородным при описании святынь Влахернского храма. Высказано предположение, что под ним следует понимать чтимый образ Богоматери в иконографии Знамение.

Мозаичная икона «Богоматерь Эпискепис». 1300. Византийский и Христианский музей в Афинах

Слайд 10

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к

Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей. По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.

Икона «Святой Георгий Каппадокийский со сценами жития» (XIII в.)

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Ювелирные украшения

Ювелирные украшения

Слайд 14

Несмотря на проповедуемые церковью скромность и простоту, любовь женщин к ювелирным

Несмотря на проповедуемые церковью скромность и простоту, любовь женщин к ювелирным

украшениям не угасала. Даже приняв христианство, многие женщины не смогли отказаться от привычки надевать ослепительные драгоценности. Годы борьбы христианских проповедников за простоту и скромность разбивались об непреодолимое желание женщин выглядеть привлекательнее. Ткани и ювелирные украшения были неотъемлемой частью женского существования. Женские ювелирные украшения играли важную роль в византийском обществе. Они должны были не только услаждать взор и подчеркивать красоту девушки, но и показать достаток и статус семьи в обществе.

Ювелирные украшения

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Скульптуры

Скульптуры

Слайд 20

На основе свезенных из разных регионов выдающихся произведений древности, византийцы оттачивали

На основе свезенных из разных регионов выдающихся произведений древности, византийцы оттачивали

свое удивительное мастерство в скульптуре. Пропорциональные соотношения, положение тела в пространстве, поворот головы, характер складок драпировок и многое другое мастера заимствовали у своих предшественников.

Скульптура

Слайд 21

Нередко византийцы вырезали на лбу мраморного идола крест, тем самым освящая

Нередко византийцы вырезали на лбу мраморного идола крест, тем самым освящая

его и лишая языческого бога силы и власти. Именно так и поступили с лицом Афродиты. Лицо богини значительно пострадало, кто-то зубилом нанес крест через все ее лицо, сбив нос и повредив губы и глаза. Однако это не лишило голову Афродиты ее удивительной красоты и изящности.

Скульптура «Голова Афродиты» (I в.)

Слайд 22

Слайд 23

Мозаика

Мозаика

Слайд 24

Мозаики «Персонификация Солнца» и «Портрет Алкивиада» Искусство изготовления красивых мозаичных полов

Мозаики «Персонификация Солнца» и «Портрет Алкивиада»

Искусство изготовления красивых мозаичных полов было

широко востребовано в Византии. «Персонификация Солнца» и «Портрет Алкивиада» являются частями большого мозаичного пола. Композиция включала фигуры девяти муз, персонификации дня, ночи, солнца, луны и пять портретов знаменитых поэтов. Портрет Алкивиада является одним из самых выразительных в этой серии.
Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Другие экспонаты

Другие экспонаты

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Диссонансом среди византийских мозаик, икон и фресок звучит живописное полотно конца

Диссонансом среди византийских мозаик, икон и фресок звучит живописное полотно конца

XVI – начала XVII вв. Поясное изображение апостола Петра исполнил Эль Греко. Этот символ немеркнущего гения византийского наследия стоит вне хронологических рамок экспозиции.
Слайд 32

Слайд 33

Фото из музея Фотограф Екатерина Степанова

Фото из музея

Фотограф Екатерина Степанова

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Литература

Литература

Слайд 40

Книги Болтон Р. Живопись: От первобытного искусства до XXI века /

Книги

Болтон Р. Живопись: От первобытного искусства до XXI века / Р.

Болтон; [пер. Н. Мироновой]. – Москва : Эксмо, 2006. – 320 c.
Пятницкий Ю. А. Искусство дивной красоты и духовности. Выставка «Византия сквозь века» из музеев Греции и Государственного Эрмитажа / Ю. А. Пятницкий; Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2016. - 56 с.