Визуальный ряд. Раздел Искусство России 18 века

Содержание

Слайд 2

Реформы Петра I в области искусства Отказ от традиций искусства Древней

Реформы Петра I в области искусства

Отказ от традиций искусства
Древней Руси.
В

Россию по приглашению приезжают иностранные мастера:
архитекторы, скульпторы,
живописцы, графики.
За границу отправляются учиться русские талантливые люди
Вводятся светские жанры
искусства: портрет, историческая картина, пейзаж.

Алексей Зубов.

Офорт, резец.

Слайд 3

Призыв иностранцев в Россию Луи Каравак «Портрет Петра I», 1720-е Манифест

Призыв иностранцев в Россию

Луи Каравак
«Портрет Петра I», 1720-е

Манифест Петра I от

1702 г. о
призыве иностранцев в Россию явился
одним из программных документов
русского искусства XVIII в.
Иностранные художники приезжали в
Россию «в погоне за фортуною», как
тогда выражались. Лучшие из них
сыграли в истории нового русского
искусства заметную роль. Заключая
контракты с русским
правительством, они обязывались
передавать местным ученикам свои
познания в искусстве.
Слайд 4

Русское искусство первой четверти XVIII века

Русское искусство первой четверти XVIII века

Слайд 5

На развитие Русской архитектуры в XVIII в. сильное влияние оказало строительство

На развитие Русской архитектуры в
XVIII в. сильное влияние оказало
строительство новой столицы


Санкт-Петербурга.

Строительство новой столицы

Петропавловская крепость, 1703

Для того чтобы Россия укрепилась на
Балтийском море,
в 1703г.
ПетрI основал на Заячьем острове
крепость Санкт-Питер-Бурх (Крепость Святого Петра), вскоре
переименованную в
Петропавловскую.

Слайд 6

Столица строилась в болотистой местности на нескольких островах. Река стала главной

Столица строилась в болотистой
местности на нескольких островах.
Река стала главной магистралью
города, но

мостов не строили, а
раздавали лодки.
Петр I хотел построить новую
столицу на Европейский манер. За
образец были приняты Венеция и
Амстердам.
Дома строились по европейскому
принципу красной линии (фасады
зданий выходят на улицу).

Карта-план Петербурга начала XVIII века

План строительства Санкт-Петербурга

Слайд 7

Доменико Трезини Петропавловский собор Главным архитектором Санкт- Петербурга был швейцарец Доменико

Доменико Трезини Петропавловский собор

Главным архитектором Санкт-
Петербурга был швейцарец
Доменико Трезини, хотя в
строительстве

принимали участие
и русские архитекторы Петр
Еробкин и Михаил Земцов.
Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко.
Их отличает регулярность планов,
скромность декоративного
убранства, сочетание красивых
ордерных элементов с барочными
деталями.
Слайд 8

Доменико Трезини Петровские ворота в Петропавловской крепости .

Доменико Трезини Петровские ворота в Петропавловской крепости .

Слайд 9

Доменико Трезини Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, 1722 – 1734

Доменико Трезини
Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, 1722 – 1734

Слайд 10

Доменико Трезини. Летний дворец Петра I

Доменико Трезини. Летний дворец Петра I

Слайд 11

Русская архитектура начала XVIII в. создала образцы каменных зданий гражданского и

Русская архитектура начала XVIII в. создала образцы каменных зданий
гражданского и военного

назначения. Петр I требовал, чтобы официальные и частные дома в Петербурге составляли в целом стройный архитектурный облик. Упорядоченность застройки выражала идеи абсолютизма.
По образцу Петербурга и другие русские города стали вводить регулярную планировку.
Слайд 12

Парсуна

Парсуна

Слайд 13

Карло Растрелли. Бюст Петра I А это прижизненный слепок с головы

Карло Растрелли. Бюст Петра I

А это прижизненный слепок с головы Петра

1. Сделан Б.К.Растрелли в 1719 г. петру было 47 лет.
Петр 1 обладал весьма своеобразным телосложением - высокий рост -201 см и маленькой головой, уши у Петра были на разной высоте.
Слайд 14

Иван Никитин Портрет напольного гетмана

Иван Никитин Портрет напольного гетмана

Слайд 15

И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина».

И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина».

Слайд 16

И.Никитин «Петр 1 на смертном одре»

И.Никитин «Петр 1 на смертном одре»

Слайд 17

Автопортрет с женой А.Матвеев

Автопортрет с женой А.Матвеев

Слайд 18

А. Зубов «Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709»

А. Зубов «Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской

победы 21 декабря 1709»
Слайд 19

Карло Растрелли. «Анна Иоанновна с арапчонком»

Карло Растрелли. «Анна Иоанновна с арапчонком»

Слайд 20

Русское искусство середины XVIII века

Русское искусство середины XVIII века

Слайд 21

Императрица Елизавета Петровна продолжает политику Петра I. С правлением Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна
продолжает политику Петра I.
С правлением Елизаветы Петровны
связан приход в

Россию эпохи
Просвещения.
Придворным архитектором
становится итальянец Франческо
Бартоломео Растрелли. В это время
были созданы грандиозные
архитектурные ансамбли, огромные
дворцы, сочетающие государственный
размах и праздничное великолепие
архитектуры.

Иван Вишняков. Портрет Елизаветы Петровны. 1743.

Слайд 22

Франческо Бартоломео Растрелли, 1750 - 1760-е Русский архитектор итальянского происхождения. В

Франческо Бартоломео Растрелли,
1750 - 1760-е

Русский архитектор
итальянского происхождения.
В 1716 г. приехал в

Петербург
вместе с отцом - скульптором
Бартоломео Карло Растрелли
(в России называли Варфоломей Варфоломеевич).
Состоял на службе у русских
монархов с 1736 по 1763 гг.
Пышный, мажорный стиль
полихромных построек
Растрелли получил в истории
архитектуры наименование
елизаветинского барокко.
Слайд 23

Б.Ф.Растрелли «Смольный собор»

Б.Ф.Растрелли «Смольный собор»

Слайд 24

Растрелли. Собор Смольного монастыря

Растрелли. Собор Смольного монастыря

Слайд 25

Б.Ф.Растрелли«Екатерининский дворец»

Б.Ф.Растрелли«Екатерининский дворец»

Слайд 26

Слайд 27

Растрелли «Зимний дворец»

Растрелли «Зимний дворец»

Слайд 28

Русское искусство второй половины 18 века

Русское искусство второй половины 18 века

Слайд 29

В архитектуре России барокко сменилось строгостью классицизма. Одним из первых образцов

В архитектуре России барокко сменилось строгостью классицизма.
Одним из первых образцов этого

стиля стало здание Академии
художеств в Санкт-Петербурге.
План здания представляет собой прямоугольник со вписанным кольцеобразным корпусом и круглым двором.
Академия художеств стала высшим учебным заведением в области изобразительных искусств и центром художественной жизни в России.

Александр Кокоринов и Жан Батист Валлен-Деламот.
Академия художеств (Санкт-Петербург, 1763-1788)

Слайд 30

Слайд 31

Таврический дворец, архитектор Иван Старов 1783 год (петербургская резиденция князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического_

Таврический дворец, архитектор Иван Старов 1783 год
(петербургская резиденция князя Григория

Александровича Потёмкина-Таврического_
Слайд 32

Московская архитектура XVIII века Василий Иванович Баженов Дом Пашкова (Москва, 1784

Московская архитектура XVIII века

Василий Иванович Баженов
Дом Пашкова
(Москва, 1784 – 1786)

Закончилась

Петровская эпоха, когда
все лучшие русские архитекторы
возводили новую столицу – Санкт-
Петербург.
С середины XVIII века и особенно во
второй его половине вновь стала
строиться Москва.
Слайд 33

Матвей Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (1776 -1787) Коринфские колонны,

Матвей Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (1776 -1787)

Коринфские колонны, огромный

купол – ротонда наполняют этот шедевр духом Античности и классическими законами «чистого разума».
Слайд 34

Слайд 35

Федот Шубин. "Екатерина II - законодательница" Бюст Ломоносова

Федот Шубин. "Екатерина II - законодательница"

Бюст Ломоносова

Слайд 36

Этьен Фальконе Памятник Петру I. (Медный всадник) Петербург 1768—1770 годы гранит, бронза.

Этьен Фальконе
Памятник Петру I. (Медный всадник) Петербург
1768—1770 годы
гранит, бронза.

Слайд 37

Слайд 38

Фёдор Рокотов Портрет Екатерины II

Фёдор Рокотов Портрет Екатерины II

Слайд 39

Фёдор Рокотов Портрет Струйской

Фёдор Рокотов Портрет Струйской

Слайд 40

Дмитроий Левицкий «Портрет П. Демидова»

Дмитроий Левицкий «Портрет П. Демидова»

Слайд 41

Дмитрий Левицкий «Портрет А. Кокоринова»

Дмитрий Левицкий «Портрет А. Кокоринова»

Слайд 42

Д.Левицкий «Портрет Екатерины II -законодательницы»

Д.Левицкий «Портрет Екатерины II -законодательницы»

Слайд 43

Дмитрий Левицкий Портрет графини Урсулы Мнишек. 1782

Дмитрий Левицкий Портрет графини Урсулы Мнишек. 1782

Слайд 44

Дмитрий Левицкий «Портрет Дьяковой М.»

Дмитрий Левицкий «Портрет Дьяковой М.»

Слайд 45

Дмитрий Левицкий. Портреты смолянок

Дмитрий Левицкий. Портреты смолянок

Слайд 46

Владимир Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»

Владимир Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»

Слайд 47

Владимир Боровиковский Портрет сестер Гагариных

Владимир Боровиковский Портрет сестер Гагариных

Слайд 48

Владимир Боровиковский. Портрет князя Куракина

Владимир Боровиковский. Портрет князя Куракина

Слайд 49

Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда» 1770

Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда» 1770

Слайд 50

Антон Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Антон Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Слайд 51

Григорий Угрюмов «Испытание силы Яна Усмаря»

Григорий Угрюмов «Испытание силы Яна Усмаря»

Слайд 52

Слайд 53

Что надо знать по теме: «Искусство России 18 века» 1.Искусство Петровского

Что надо знать по теме: «Искусство России 18 века»
1.Искусство Петровского времени.

Краткая характеристика.
Основные черты петровского барокко в архитектуре:
- Доменико Трезини (Дворец Меньшикова, Летний дворец Петра 1, Петровские ворота Петропавловской крепости, Петропавловский собор);
Живопись Петровского времени:
- Парсуна;
- Иван Никитин «Портрет графа Головкина», «Портрет напольного гетмана»;
- Андрей Матвеев – «Портрет Петра Великого», «Автопортрет с женой»;
- гравюры Алексея Зубова, «Панорама Петербурга», «Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709».
https://renesans.ru/russian_artist/zubov-f-e/petrovskay-gravura.shtml
https://philologist.livejournal.com/6146250.html
2. Русская архитектура середины XVIII в.:
˗ дать краткую характеристику архитектуры стиля барокко в творчестве Франческо Бартоломео Растрелли:
(Большой Екатерининский дворец и Павильон «Эрмитаж в Царском Селе,
собор Воскресения Христова в ансамбле Смольного монастыря, Зимний дворец в Санкт-Петербурге).
3. Архитектура русского классицизма второй половины XVIII в. Характеристика стиля:
Валлен Деламот, Александр Кокоринов, здание Академии художеств; Василий Иванович Баженов, Дом Пашкова; Иван Егорович Старов, Таврический дворец.
4. Скульптура XVIII в.
- Карло Бартоломео Растрелли "Анна Иоанновна с арапчонком», «Бюст Петра I»; Этьен Фальконе «Памятник Петру I»; Федот Шубин статуя «Екатерина-законодательница», бюст «М.Ломоносова»;
продолжение следует далее
Слайд 54

5. Живопись середины и второй половины XVIII в.: - Иван Вишняков

5. Живопись середины и второй половины XVIII в.:
- Иван Вишняков «Портрет

Сарры Фермор», Алексей Антропов «Портрет Петра III», «Портрет Измайловой», Иван Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», Николай Иванович Аргунов «Портрет графини Шереметевой».
- портреты Фёдора Рокотова: «Портрет Екатерины II», «Портрет поэта В. Майкова», «Портрет Александры Струйской».
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/975-fjodor-rokotov-portrety
- Развитие парадного и камерного портрета в творчестве Д.Г. Левицкого: «Портрет П. Демидова», «Портрет Екатерины II - законодательницы», «Портрет А.Ф. Кокоринова», «Портрет М. Дьяковой», портреты воспитанниц Смольного института;
- Владимир Боровиковский - мастер камерного сентиментального портрета: «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет сестер Гагариных», «Портрет князя А.Б.Куракина».
6. Выявить роль Академии Художеств в художественном образовании и формировании стиля классицизм.
- Исторический жанр в живописи XVIII в.:
- основоположник исторической живописи Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»,
Григорий Угрюмов «Испытание силы Яна Усмаря».
- Бытовой жанр
Иван Фи́рсов «Юный живописец».
Поиск информации:
Сайт «Школьная энциклопедия»
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka
https://vk.com/club179926189
Проверочные вопросы и задания на следующих слайдах.
Слайд 55

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «ИСКУССТВО РОССИИ 18 ВЕКА». 1.Каким образом реформы Петра

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «ИСКУССТВО РОССИИ 18 ВЕКА».
1.Каким образом реформы Петра I

повлияли на дальнейшее развитие культуры России?
2. Мероприятия Петра I, направленные на формирование и укоренение новых направлений в развитии культуры.
3. Какие стили в архитектуре 18 века в России вам известны?
4.Назовите первые постройки Петербурга и их авторов.
5.Какие архитекторы 18 века работали в архитектуре в стиле барокко, в стиле классицизм?
6. НАЗОВИ АВТОРОВ И СТИЛЬ:
Петропавловская крепость
Зимний дворец
Смольный монастырь
Домик Петра I в Летнем саду
Академия художеств
Дом Пашкова
Смольный монастырь
Таврический дворец
7.Чем отличаются и на какие периоды приходится:
А) петровское и екатерининское барокко,
8.Особенности русского барокко в архитектуре.
9.В каких стилях работали: Растрелли, Старов, Трезини, Баженов, Валлен - Деламот?