Содержание
- 2. Цель и задачи Цель: Рассмотреть образование в России с древнейших времен до XVIII в., определить роль
- 3. 1. Зарождение педагогической мысли в Древней Руси
- 4. Педагогическая мысль рассматриваемой эпохи развивалась прежде всего под влиянием текстов Священного писания, их толкований, творений отцов
- 5. В «Слове о законе и благодати» (1049-1051) митрополита Илариона намечены исходные идеи православного взгляда на воспитание
- 6. Основным методом воспитания Владимир Мономах считал пример, особенно отца, которому следует подражать как образцу. Мономах ратовал
- 7. Педагогическая мысль в XIV-XVI вв. развивалась прежде всего в среде монашества. Начало этому было уже положено
- 8. В XV в. выдающийся православный мыслитель Нил Сорский (ок.1433-1508) обобщил опыт монастырского воспитания и обучения, опираясь
- 9. Педагогическая мысль XVI в. представлена целой плеядой отечественных мыслителей и деятелей просвещения: новгородский архиепископ Геннадий доказывал
- 10. Применительно ко второй половине XVII в. можно было бы выделить три подхода к воспитанию, обучению и
- 11. Вывод: На рубеже XVII-XVIII вв. в Российском государстве победила ориентация на западноевропейскую образованность. Традиционный взгляд на
- 12. 2. Формирование на Руси традиций народной педагогики. Фольклор и народные игрушки как средство воспитания в народной
- 13. Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами,
- 14. Важным условием воспитания, является создание развивающей среды, включающей два основных компонента: - речь педагога, обогащенную фольклорной
- 15. Среди известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка — один из видов народного искусства, изобретенный
- 16. Самодельные игрушки были наиболее распространенными в крестьянском быту. Их делали родители своим детям, старшие сестры и
- 17. Вывод: Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом
- 18. 3. Утверждение православия на Руси, традиции русской православной педагогики. Роль церкви в воспитании и образовании на
- 19. В конце X в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость.
- 20. Владимир Мономах (1053 — 1125) - внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, выдающийся государственный деятель и
- 21. Христианство на Руси быстро распространялось. Возникла потребность в подготовке грамотных людей на церковное служение. Эту цель
- 22. Для противодействия иезуитам князь Острожский в 1580 г. открыл высшее училище с типографией для издания книг
- 23. Вывод: Итак, после крещения Руси на многие века господствующей, становится педагогика православная. К народной педагогике она
- 24. 4. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы
- 25. Важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание
- 26. Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к
- 27. 863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их
- 28. Вывод: История показывает, что представленные воспитательные традиции послужили опорой формирования педагогической мысли Древней Руси. С помощью
- 29. 5. Развитие образования в Русском государстве в XIV – XVII вв.
- 30. На западных рубежах древнерусских земель в XV-XVI вв. развивались формы «ученья книжного», обогащенные сведениями о школьном
- 31. В середине 60-х годов в Спасском монастыре в Москве Симеоном Полоцким, поборником латинской ориентации, была открыта
- 32. Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу
- 33. Этот тип школ вызывал резкий протест православной московской общественности, опасавшейся, что вместе с такой направленностью школьного
- 34. 6. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке. Реформы Петра I в области образования
- 35. В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского
- 36. В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. По возвращении из своего
- 37. Основные направление реформ образования при Петре I: · введение обязательного начального образования для боярских и дворянских
- 38. Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной
- 39. Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII
- 40. Вывод: В первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало
- 42. Скачать презентацию
Цель и задачи
Цель: Рассмотреть образование в России с древнейших времен до
Цель и задачи
Цель: Рассмотреть образование в России с древнейших времен до
Задачи:
Изучить зарождение педагогической мысли в Древней Руси.
Рассмотреть формирование на Руси традиций, фольклора и народной игрушки как средства воспитания в народной педагогике.
Познакомиться с ролью церкви на Руси и традициями русской православной педагогики.
Рассмотреть педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы.
Познакомиться с развитием образования в Русском государстве в XIV - XVII вв.
Изучить становление светской государственной школы в России в XVIII вв. и реформы Петра I в области образования.
1. Зарождение педагогической мысли в Древней Руси
1. Зарождение педагогической мысли в Древней Руси
Педагогическая мысль рассматриваемой эпохи развивалась прежде всего под влиянием текстов
Педагогическая мысль рассматриваемой эпохи развивалась прежде всего под влиянием текстов
Педагогическая мысль Византии, пришедшая на Русь в X-XIII вв. и возродившаяся в XIV-XVI вв., представлена в переводной российской литературе целым рядом блистательных имен: Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Благодаря их сочинениям на Руси познакомились отчасти с миром педагогических идей Востока и античности и в полном объеме с восточной разновидностью христианства, с православным учением о человеке и его воспитании.
До XVIII в. в России собственно педагогических сочинений фактически нет. Педагогические идеи обнаруживаются в сборниках типа «Златоуст», «Изборник», «Менандр», «Пчела», «Домострой», «Азбуковник» и др., а также в трудах таких мыслителей и учителей, как митрополит Иларион, Феодосии Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, Епифаний Премудрый, Нил Сорский, архиепископ Геннадий, Стефан Пермский, Максим Грек, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, протопоп Аввакум и др.
В «Слове о законе и благодати» (1049-1051) митрополита Илариона намечены
В «Слове о законе и благодати» (1049-1051) митрополита Илариона намечены
Известный памятник древнерусской литературы «Поучение детям» князя Владимира Мономаха (1117) являет собой пример традиционного средневекового жанра наставления отца сыну. В этом ряду находятся «Наставления» Людвига Святого, французского короля, «Отцовские поучения» из библиотеки англо-саксонского короля Гарольда, женатого на одной из дочерей Владимира Мономаха, восточный педагогический трактат Кей-Кавуса «Кабус-Наме», «Трактат о домоводстве» Ибн Сины и особенно произведение византийского полководца Кекавмена «Советы и рассказы», написанные в форме наставления сыну.
Основным методом воспитания Владимир Мономах считал пример, особенно отца, которому следует
Основным методом воспитания Владимир Мономах считал пример, особенно отца, которому следует
Среди мыслителей киевского периода нашей истории, касавшихся проблем педагогического характера, особое место принадлежит монаху и писателю Кириллу Туровскому, которого называли на Руси вторым Златоустом. Знаток византийской религиозной литературы, он придерживался философской позиции антропоцентризма. По его представлениям, человека созидает личный духовный труд по усвоению книжного знания, которое являет собой некий вход в мир божественной мудрости. В «Притче о душе и теле» он говорил о сущности обучения; телесность человека сравнивалась им с «незатворенными вратами» города, сотворенного Богом, ум же является царем этого города.
Педагогическая мысль в XIV-XVI вв. развивалась прежде всего в среде монашества.
Педагогическая мысль в XIV-XVI вв. развивалась прежде всего в среде монашества.
В XV в. выдающийся православный мыслитель Нил Сорский (ок.1433-1508) обобщил опыт
В XV в. выдающийся православный мыслитель Нил Сорский (ок.1433-1508) обобщил опыт
Свои взгляды Нил Сорский изложил в оригинальных руководствах по духовному совершенствованию — «Предании» и «Уставе о скитской жизни», в которых он предлагал использовать совокупность различных средств, методов и приемов духовного самообразования: беседы с опытными старцами, постоянное чтение и осмысление книг Священного писания, чтение и переписывание для себя и братии наставлений отцов церкви, византийских богословов, «рукоделие» (переплетное дело, выпечка хлебов, плотницкое и кузнечное дело и др.), пение, исполнение христианских заповедей, молитвы, подражания житиям святых и др.
Цель воспитания — достижение духовного совершенства. Необходимо отметить, что не умерщвление плоти и система наказаний, а напряженная мыслительная деятельность воспитанников была у Нила Сорского источником нравственного и умственного воспитания.
Педагогическая мысль XVI в. представлена целой плеядой отечественных мыслителей и деятелей
Педагогическая мысль XVI в. представлена целой плеядой отечественных мыслителей и деятелей
Русские мыслители и учителя XVI в. были людьми достаточно образованными и по греческим, и по европейским меркам. На русский язык ими были переведены многие школьные сочинения в философском отношении высокой степени сложности: «Диалектика» Иоанна Дамаскина, «Логика Авиасафа» (фрагменты из сочинений арабского ученого аль-Газали), «Книга, глаголемая логика» Маймонида и др., что указывает на серьезный интерес к логическим знаниям.
Применительно ко второй половине XVII в. можно было бы выделить три
Применительно ко второй половине XVII в. можно было бы выделить три
1) латинское направление, ориентированное на западноевропейскую педагогическую мысль, представленное Симеоном Полоцким (1629-1680), Сильвестром Медведевым (1641-1691), Стефаном Яворским (1658-1722);
2) грекофильское направление, ориентированное на византийско-русскую традицию образования, представителями которого являлись Епифаний Славинецкий (1600-1675), Федор Ртищев (1626-1673), Карион Истомин (1650-1718;
3) старообрядческое направление, виднейшими деятелями которого были протопоп Аввакум (1620/21-1682), его ученик Авраамий (казнен в 1672 г.), поп Лазарь и дьякон Федор, сожженные вместе с Аввакумом в 1682 г.
Вывод:
На рубеже XVII-XVIII вв. в Российском государстве победила ориентация на
Вывод:
На рубеже XVII-XVIII вв. в Российском государстве победила ориентация на
2. Формирование на Руси традиций народной педагогики. Фольклор и народные игрушки
2. Формирование на Руси традиций народной педагогики. Фольклор и народные игрушки
Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со
Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со
Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон Семёнович Макаренко (1888-1939), Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.
Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.
Важным условием воспитания, является создание развивающей среды, включающей два основных
Важным условием воспитания, является создание развивающей среды, включающей два основных
Среди известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка —
Среди известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка —
Народная крестьянская игрушка выполняла разные роли. Это была детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение. Но среди этих многочисленных функций выделялась главная — функция духовного общения. Игрушка — одно из средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт.
Игровой набор крестьянских детей был небогат, но отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы — мячи, луки — тренировали в ребенке меткость и ловкость; волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки.
В прошлом с помощью игрушки в играх-упражнениях крестьянских детей обучали труду. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд.
Никогда игрушка не доводилась до такой законченности, когда ребенку нечего было с ней делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее — творчества.
Самодельные игрушки были наиболее распространенными в крестьянском быту. Их делали
Самодельные игрушки были наиболее распространенными в крестьянском быту. Их делали
Исключительное значение самодельных игрушек состоит в том, что они не давали угаснуть духовным силам ребенка, способствовали созиданию творческой личности.
Игрушка была и оставалась одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых из поколения в поколение сохранялись и передавались представления о мире, человеке, животных.
Вывод:
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную
Вывод:
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную
3. Утверждение православия на Руси, традиции русской православной педагогики. Роль церкви
3. Утверждение православия на Руси, традиции русской православной педагогики. Роль церкви
В конце X в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив
В конце X в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив
На развитие просвещения на Руси огромное влияние оказывала Византия. Средствами этого влияния были церковь и книга. Для Византии X в. характерно то, что ее ученые обратились к сочинениям отцов золотого века христианской письменности, усваивая лучшее из созданного в прошлом. От греческой русская церковь восприняла завет строгого охранения православия в противовес католической западной церкви с ее нововведениями.
Владимир Мономах (1053 — 1125) - внук Ярослава Мудрого, Великий
Владимир Мономах (1053 — 1125) - внук Ярослава Мудрого, Великий
Христианство на Руси быстро распространялось. Возникла потребность в подготовке грамотных людей
Христианство на Руси быстро распространялось. Возникла потребность в подготовке грамотных людей
Великий князь Всеволод (1078-1093) материально поддерживал училище, а его дочь Янка основала женское училище для обучения рукоделиям, грамоте, письму, пению. Смоленский князь Роман Ростиславович свои средства расходовал на устройство училищ и содержание учителей. Галицкий князь Ярослав Осмысло открывал училища, призывал монахов обучать детей грамоте. Радетелем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович (1216-1218). Владея несколькими языками, он тратил большие средства на приобретение книг для библиотеки и переводов книг с греческого. Князь завещал училищу свой дом во Владимире, библиотеку, несколько волостей.
Для противодействия иезуитам князь Острожский в 1580 г. открыл высшее
Для противодействия иезуитам князь Острожский в 1580 г. открыл высшее
Для развития российского просвещения весьма благотворным было влияние братских школ и Киевской академии. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) приглашает в Москву ученых из Киева. Одновременно боярин Ф.М. Ртищев собирает ученых людей для переводов церковных книг. Возглавил эту деятельность Епифаний Славинецкий, один из образованнейших людей своего времени. По окончании Киево-Могилянской коллегии он продолжал образование за границей и по возвращении принял монашество. Патриарх Никон назначил его главным «справщиком» богослужебных книг, над чем он и трудился в течение 26 лет.
Вывод:
Итак, после крещения Руси на многие века господствующей, становится
Вывод:
Итак, после крещения Руси на многие века господствующей, становится
Православная педагогика была предназначена для всех сословий, как для богатых, так и для бедных. Ее средствами были книга, проповедь, молитва, пост, исповедь. В центре православной педагогики воспитание верности православному учению и церкви, «страха божия», «строение души человека» в соответствии с религиозными принципами. Познавательная деятельность связывается с познанием божественной истины, Бога, со спасением души. «Внешние» знания признаются ценными лишь в том случае, если они соединены с «истинным» христианским вероучением. В православной педагогике усвоение знаний сопряжено с развитием добродетелей в человеке - религиозного восприятия мира, любви к ближнему, благочестия, трудолюбия, милосердия.
4. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы
4. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы
Важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение
Важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение
Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые, животворные начала в русское воспитание, определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни. Религиозный дух господствует и в сочинениях духовного содержания, и во взглядах наставников и государственных людей.
Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и сильно содействовал распространению их перепискою, и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования.
Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и
Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и
863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит
Вывод:
История показывает, что представленные воспитательные традиции послужили опорой формирования
Вывод:
История показывает, что представленные воспитательные традиции послужили опорой формирования
5. Развитие образования в Русском государстве в XIV – XVII вв.
5. Развитие образования в Русском государстве в XIV – XVII вв.
На западных рубежах древнерусских земель в XV-XVI вв. развивались формы
На западных рубежах древнерусских земель в XV-XVI вв. развивались формы
В середине 60-х годов в Спасском монастыре в Москве Симеоном Полоцким,
В середине 60-х годов в Спасском монастыре в Москве Симеоном Полоцким,
В Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г. была открыта школа докторами Падуанского университета, греческими иеромонахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Они ставили перед собой задачу создать не среднюю школу, поскольку она в России уже существовала, а высшую.
В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение в России — Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой стали деятелями просвещения уже петровской эпохи развития школьного дела в нашем отечестве — поэты А. Кантемир, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и др. Инициатором создания этой Академии был С. Полоцкий.
Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После
Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После
Необходимо отметить, что границы между средними и высшими школами в России XVII в. были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения. Например, Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого приближалась по своему характеру к высшему учебному заведению европейского типа. Должность старосты этой школы занимал москвич, русский поэт Сильвестр Медведев. Латинский язык преподавался по известному в Европе методическому пособию иезуита Альвара, а курс обучения включал пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие.
Этот тип школ вызывал резкий протест православной московской общественности, опасавшейся, что
Этот тип школ вызывал резкий протест православной московской общественности, опасавшейся, что
Вывод:
Россия XVII в. вместо западного университета получила как бы духовную семинарию. Несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались здесь лишь те дисциплины, которые не противоречили православию, способствовали подготовке верных слуг царя и патриарха.
6. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке.
Реформы
6. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке.
Реформы
В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были
В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с
В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с
Царь Петр I являлся командиром Преображенского полка и принимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подразделения. Он сам следил за ходом преподавания наук в роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено капитану Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра I от 31 октября 1701 г. в эту роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты люди всех чинов.
В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали детей дьяков, бояр в возраст от 12 до 20 лет. Численность школы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”.
Основные направление реформ образования при Петре I:
· введение обязательного начального
Основные направление реформ образования при Петре I:
· введение обязательного начального
· приглашение специалистов, профессоров из Европы;
· обучение россиян за границей;
· создание национальной системы профессионального образования;
· создание всесословной системы начального образования.
Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской
Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской
В 1715 г. была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге. Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии.
Руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую утвердил Петр I.
Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи.
Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи.
Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили “грамоте и цифири”. Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.
Важную инициативу проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей. Петр I обрадовался такому начинанию и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.
Вывод:
В первой четверти XVIII века в России начала складываться
Вывод:
В первой четверти XVIII века в России начала складываться
28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств.
Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.