Возрождение (вт. пол. 14 – 16 в.)

Содержание

Слайд 2

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance) — переходная эпоха в истории культуры

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance) — переходная эпоха в истории культуры

Западной Европы (от Средних веков к культуре Нового времени)
Отличительные черты эпохи возрождения:
Гуманизм – интерес к отдельной личности
Интерес к социальным вопросам
Интерес к античной культуре
Развитие светской культуры
Слайд 3

Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов: Проторенессанс (2-я половина

Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов: 
Проторенессанс (2-я половина XIII

века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Слайд 4

Флоренция («Афины Нового времени»)

Флоренция («Афины Нового времени»)

Слайд 5

МЕДИЧИ Семейство богатых флорентийских коммерсантов, представители которого были правителями Флоренции в

МЕДИЧИ

Семейство богатых флорентийских коммерсантов, представители которого были правителями Флоренции в период

Возрождения.
Козимо де Медичи (1389–1464)
Лоренцо Великолепный (1449–1492)
Слайд 6

Понтормо. Портрет Козимо Медичи. Ок. 1518

Понтормо. Портрет Козимо Медичи. Ок. 1518

Слайд 7

Козимо Медичи Банкир, владелец шерстопрядильных фабрик, дипломат, политик. Финансировал обширное строительство

Козимо Медичи

Банкир, владелец шерстопрядильных фабрик, дипломат, политик.
Финансировал обширное строительство
Собирал книги,

которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки.
Благодаря его поддержке философ Марсилио Фичино перевел Платона с греческого языка на латынь.
Слайд 8

Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1476-1477

Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1476-1477

Слайд 9

Вероккьо. Лоренцо Медичи. Терракота. 1480

Вероккьо. Лоренцо Медичи. Терракота. 1480

Слайд 10

Лоренцо Великолепный Внук Козимо, государственный деятель, поэт и покровитель искусств. Был

Лоренцо Великолепный

Внук Козимо, государственный деятель, поэт и покровитель искусств.
Был страстным любителем

живописи.
Собирал рукописи греческих авторов.
Собрал вокруг себя кружок гуманистов.
Слайд 11

Беноццо Гоццоли. Капелла Волхвов Палаццо Медичи-Рикарди на Виа Ларга Роспись капеллы

Беноццо Гоццоли. Капелла Волхвов

Палаццо Медичи-Рикарди на Виа Ларга
Роспись капеллы (1459

– 1461) - «Поклонение волхвов» с мотивами, имеющими отношение к Ферраро-Флорентийскому Собору (1438 - 1445) и семейству Медичи
Слайд 12

Слайд 13

Свита царя-волхва Гаспара. Правая стена капеллы

Свита царя-волхва Гаспара. Правая стена капеллы

Слайд 14

Свита царя –волхва Гаспара Фрагмент

Свита царя –волхва
Гаспара
Фрагмент

Слайд 15

Свита царя-волхва Гаспара. Правая стена капеллы. Фрагмент.

Свита царя-волхва
Гаспара. Правая стена капеллы. Фрагмент.

Слайд 16

Свита царя –волхва Бальдасара (император Иоанн VIII Палеолог). Входная стена капеллы

Свита царя –волхва Бальдасара (император Иоанн VIII Палеолог). Входная стена капеллы

Слайд 17

Слайд 18

Свита царя –волхва Мельхиора (патриарх Иосиф II Константинопольский)

Свита царя –волхва Мельхиора (патриарх
Иосиф II
Константинопольский)

Слайд 19

Слайд 20

Архитектура

Архитектура

Слайд 21

Применение античного ордера Принципы равновесия, симметрии, упорядоченности и пропорциональности фигуре человека

Применение античного ордера
Принципы равновесия, симметрии, упорядоченности и пропорциональности фигуре человека
Связь с

городской средой
Возросшее значение архитектора
Слайд 22

Филиппо Брунелле́ски 1377-1446 Выдающийся итальянский архитектор и скульптор Раннего Возрождения Был

Филиппо Брунелле́ски
1377-1446
Выдающийся итальянский архитектор и скульптор Раннего Возрождения
Был под влиянием

идей гуманистов
Изучал архитектуру Древнего Рима
Слайд 23

Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420 - 1436

Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре  во Флоренции. 1420

- 1436
Слайд 24

В 1418 был объявлен конкурс на возведение купола, который выиграл Брунеллески.

В 1418 был объявлен конкурс на возведение купола, который выиграл Брунеллески.
Купол

собора был возведен без лесов в 1420 – 1434 годах.
Он имеет 8 основных ребер, 16 вспомогательных и двуслойную оболочку.
Диаметр купола 42м
Слайд 25

Слайд 26

«Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой

«Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой

высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему».
Джорджо Вазари
Слайд 27

Слайд 28

Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции. 1419

Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции. 1419

Слайд 29

Оспедале дельи Инноченти («Приют невинных») находится на площади Святейшего Благовещения. Воспитательный

Оспедале дельи Инноченти («Приют невинных») находится на площади Святейшего Благовещения.
Воспитательный дом был

заказан Брунеллески флорентийской синьорией как приют для бездомных детей.
Здание вытянуто по горизонтали и отличается конструктивной ясностью планировки.
Аркада на колоннах композитного ордера объединяет здание с окружающим пространством.
Слайд 30

Слайд 31

Изображения запеленутых по пояс младенцев, выполненные в майолике, были добавлены в

Изображения запеленутых по пояс младенцев, выполненные в майолике, были добавлены в

середине 15 века Андреа делла Робиа.
Слайд 32

Брунеллески. Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Брунеллески. Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Слайд 33

Капелла была построена по заказу семьи Пацци в качестве их семейной

Капелла была построена по заказу семьи Пацци в качестве их семейной

молельни.
Она сочетает в себе центрическую композицию с поперечным развитием пространства интерьера.
Портик на 6ти колоннах коринфского ордера.
Слайд 34

Слайд 35

В интерьере архитектор использует ордер для художественной организации стены, выявляя архитектонику строения.

В интерьере архитектор использует ордер для художественной организации стены, выявляя архитектонику

строения.
Слайд 36

Слайд 37

Донато Браманте 1444-1514 Крупнейший представитель Высокого Возрождения. Пользовался покровительством нескольких пап.

Донато Браманте
1444-1514
Крупнейший представитель Высокого Возрождения.
Пользовался покровительством нескольких пап.
Его работы характеризует

классическая ясность и спокойная гармония.
Слайд 38

Браманте. Дворец Канчеллерия. Рим. 1489-1513

Браманте. Дворец Канчеллерия. Рим. 1489-1513

Слайд 39

Дворец Канчеллерия стал первым дворцом в Риме, построенным в стиле Ренессанса.

Дворец Канчеллерия стал первым дворцом в Риме, построенным в стиле Ренессанса.
Заказчиком

был кардинал Рафаэль Риарио.
Здание получило свое название от папской канцелярии, которая вскоре была здесь размещена.
Слайд 40

Воздушные аркады на стройных колоннах из темно-серого гранита окружают двор в

Воздушные аркады на стройных колоннах из темно-серого гранита окружают двор в

первом и во втором этаже, контрастируя с золотистым тоном стен.
Слайд 41

Браманте. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.

Браманте. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.

Слайд 42

Часовня-ротонда Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио была построена на

Часовня-ротонда Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио была построена на

месте мученической смерти апостола Петра по заказу испанских монархов Фердинанда и Изабеллы.
Здание увенчано полукруглым куполом, а снаружи храм окружен колоннадой из 16 дорический колонн.
Центрический характер сооруженгия и идеальное равновесие всех его частей создают дух ясной гармонии.
Часовня стала архитектурным манифестом Высокого Возрождения.
Слайд 43

Слайд 44

Браманте. Проект собора св. Петра в Риме. После 1505 г. План.

Браманте. Проект собора св. Петра в Риме. После 1505 г. План.

Слайд 45

В плане собор, спроектированный Браманте, должен был представлять собой квадрат с

В плане собор, спроектированный Браманте, должен был представлять собой квадрат с

наложенным на него греческим равноконечным крестом.
В центре задуман был огромный купол, диаметром равный куполу Пантеона.
Проект Браманте явился одним из высших достижений архитектуры Возрождения и кульминационной точкой в развитии типа центрально-купольного храма, выдвинутого этой эпохой.
Слайд 46

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Слайд 47

Интерес к человеку, обществу и природе Изучение законов анатомии Изучение линейной,

Интерес к человеку, обществу и природе
Изучение законов анатомии
Изучение линейной, воздушной и

цветовой перспективы
Индивидуальная трактовка сюжета – возросшая роль художника
Появление новых жанров: портрет и мифологическая картина
Появление масляной живописи
Появление свободно стоящей статуи и монумента
Слайд 48

Обращение к античности Лоренцо Гиберти: Возрождение свершилось в Тоскане, когда вернулись

Обращение к античности

Лоренцо Гиберти: Возрождение свершилось в Тоскане, когда вернулись к

формам благородных античных статуй и закону природы.
Джорджо Вазари: Природа – это образец; древние – школа.
Слайд 49

Линейная перспектива Способ изображения пространственных фигур на плоскости методом центральной проекции,

Линейная перспектива

Способ изображения пространственных фигур на плоскости методом центральной проекции, передающий

иллюзорное сокращение линейных размеров предметов при их удалении от зрителя.
Обратная перспектива - характерный для иконописи способ изображения предмета, при котором дальние от зрителя части предмета изображаются большими, по сравнению с ближними.
Слайд 50

Мазаччо Троица ок. 1427 Фреска 667 см × 317 см Церковь Са́нта-Мари́я-Нове́лла во Флоренции

Мазаччо
Троица
ок. 1427
Фреска
667 см × 317 см
Церковь Са́нта-Мари́я-Нове́лла во Флоренции

Слайд 51

Фреска была выполнена, вероятно, по заказу донатора Лоренцо Ленци. Мазаччо применил

Фреска была выполнена, вероятно, по заказу донатора Лоренцо Ленци.
Мазаччо применил систему

линейной перспективы для вписывания изображения в реальную архитектуру и создания иллюзии присутствия зрителя у нос распятого Христа.
Слайд 52

«Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я».

«Я был тем же, что и вы, но и вы станете

тем же, чем стал я».
Слайд 53

Слайд 54

UGOLINO DI NERIO Crucifixion with the Virgin and St John the Evangelist

UGOLINO DI NERIO Crucifixion with the Virgin and St John the Evangelist

Слайд 55

WEYDEN, Rogier van der Crucifixion Triptych (central panel)

WEYDEN, Rogier van der Crucifixion Triptych (central panel)

Слайд 56

MANTEGNA, Andrea Crucifixion,1457-59

MANTEGNA, Andrea Crucifixion,1457-59

Слайд 57

GRÜNEWALD, Matthias The Crucifixion c. 1501

GRÜNEWALD, Matthias The Crucifixion c. 1501

Слайд 58

CARRACCI, Annibale Crucifixion 1583

CARRACCI, Annibale Crucifixion 1583

Слайд 59

TINTORETTO Crucifixion 1565

TINTORETTO Crucifixion 1565

Слайд 60

BRUEGHEL, Pieter the Younger Crucifixion 1617

BRUEGHEL, Pieter the Younger Crucifixion 1617

Слайд 61

Пико делла Мирандола (1463 – 1494) «Речь о достоинстве человека»

Пико делла Мирандола
(1463 – 1494)

«Речь о достоинстве человека»

Слайд 62

Пико делла Мирандола: Тогда согласился Бог с тем, что человек —

Пико делла Мирандола:
Тогда согласился Бог с тем, что человек —

творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даю я тебе, Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению.
Образ прочих творений определен в пределах установленных мной законов.
Слайд 63

Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни

Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни

бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь.
Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные".
Слайд 64

Титаны Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) — итальянский скульптор, живописец,

Титаны Возрождения

Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор,

поэт.
Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Слайд 65

Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы.

Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы.

Слайд 66

Сикстинская капелла в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де

Сикстинская капелла в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де

Дольчи по заказу папы Сикста IV. Здесь проходят конклавы Римской церкви, избирающие нового папу.
Слайд 67

Слайд 68

Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы (1,100 м2). Ватикан. 1508 - 1512

Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы (1,100 м2). Ватикан. 1508 - 1512

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

Микеланджело. Пьета. Собор св. Петра. 1498-1501.

Микеланджело. Пьета. Собор св. Петра. 1498-1501.

Слайд 72

Пьета была выполнена по заказу французского кардинала при папском дворе. Вазарий:

Пьета была выполнена по заказу французского кардинала при папском дворе.
Вазарий: «Это

чудо, что бесформенный блок камня может быть сведен к такому совершенству, которого природе редко удается достичь."
Слайд 73

Слайд 74

Микеланджело. Давид. (5 м). Флоренция. Галерея Академии. 1501-1504.

Микеланджело. Давид. (5 м). Флоренция. Галерея Академии. 1501-1504.

Слайд 75

Слайд 76

Через глаза я наполняюсь ядом, В копилку вздохов память превратил И

Через глаза я наполняюсь ядом, В копилку вздохов память превратил И острым стрелам

душу обнажил. В груди, как в кузнице, все пышет адом, И в сердце так и бьют удары градом Кузнец удалый преисполнен сил.
Слайд 77

Страшный суд. Роспись алтарной стены Сикстинской капеллы.1536 – 1541

Страшный суд. Роспись алтарной стены Сикстинской капеллы.1536 – 1541

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

Собор Святого Петра. Рим

Собор Святого Петра. Рим

Слайд 83

Виттория Колонна (1490-1547) Портрет Себастьяно дель Пьомбо

Виттория Колонна
(1490-1547)
Портрет Себастьяно дель Пьомбо

Слайд 84

Швейцарская гвардия Ватикана

Швейцарская гвардия Ватикана

Слайд 85

Достоинство жизни деятельной Колюччо Салютати: «Занимаясь торговлей, находясь на службе, помогая

Достоинство жизни деятельной

Колюччо Салютати:
«Занимаясь торговлей, находясь на службе, помогая семье,

детям, родным, друзьям, родине, заключающей в себе все это, ты не можешь не вознести свое сердце до небес и не понравиться Богу.»
Слайд 86

Стремление к славе Поджо Браччолини: «Слава – это воплощение доблести ...

Стремление к славе

Поджо Браччолини: «Слава – это воплощение доблести ... Кто

презирает славу из любви к добродетели, тот грезит об идеале добродетели монашеской и уединенной, бесплодной и пустой.»
Слайд 87

Рафаэль. Афинская школа. Ватикан. 1509- 1511

Рафаэль. Афинская школа. Ватикан. 1509- 1511

Слайд 88

Слайд 89

Слайд 90

Оправдание телесности Лоренцо Валла: «Из рук Бога вышел весь человек, его

Оправдание телесности

Лоренцо Валла: «Из рук Бога вышел весь человек, его душа

и тело; ничто в нем не принадлежит дьяволу.»
Слайд 91

Оправдание брака Леонардо Бруни: «Человек есть существо гражданское, как утверждают все

Оправдание брака

Леонардо Бруни: «Человек есть существо гражданское, как утверждают все философы;

первичные же узы, от умножения которых возникает общество, - это союз мужа и жены, и там, где он отсутствует, совершенство невозможно.»
Слайд 92

Боттичелли. Рождение Венеры. 1483

Боттичелли. Рождение Венеры. 1483

Слайд 93

Слайд 94

Сандро Боттичелли, Весна, Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли, Весна, Уффици, Флоренция

Слайд 95

Индивидуализм Появление портрета

Индивидуализм

Появление портрета

Слайд 96

Тициан. Портрет Аретино Леон Альберти: «Фортуна одерживает верх только над тем, кто ей покоряется.»

Тициан. Портрет Аретино
Леон Альберти: «Фортуна одерживает верх только над тем, кто

ей покоряется.»
Слайд 97

Леонардо да Винчи. Портрет Цецилии Галлерани («Дама с горностаем»). Ок. 1484

Леонардо да Винчи. Портрет Цецилии Галлерани («Дама с горностаем»). Ок. 1484


Слайд 98

Фра Бартоломео. Портрет Джироламо Савонаролы. 1498

Фра Бартоломео. Портрет Джироламо Савонаролы. 1498

Слайд 99

«Беспредельный» индивидуализм Поджо Браччолини: «Только плебс и чернь связаны вашими законами,

«Беспредельный» индивидуализм

Поджо Браччолини: «Только плебс и чернь связаны вашими законами, только

для таких существуют узы права. Люди серьезные, благоразумные, целеустремленные не нуждаются в законах. Они, склонные по характеру и образованию к добродетели и хорошим нравам, сами устанавливают для себя закон жизни».
Слайд 100

Венециано. Портрет Лукреции Борджиа. Ок. 1500

Венециано. Портрет Лукреции Борджиа. Ок. 1500

Слайд 101

Франческо Петрарка Франческо Петрарка (1304-1374) - великий итальянский поэт и мыслитель

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка (1304-1374) - великий итальянский поэт и мыслитель эпохи

Возрождения.
Всемирную известность ему принесли сонеты, посвященные его возлюбленной - Лауре.
Слайд 102

Вздыхаю, словно шелестит листвой Печальный ветер, слезы льются градом, Когда смотрю

Вздыхаю, словно шелестит листвой Печальный ветер, слезы льются градом, Когда смотрю

на вас печальным взглядом, Из-за которой в мире я чужой.
Улыбки вашей видя свет благой, Я не тоскую по иным усладам, И жизнь уже не кажется мне адом, Когда любуюсь вашей красотой.
Но стынет кровь, как только вы уйдете, Когда, покинут вашими лучами, Улыбки роковой не вижу я.
И, грудь открыв любовными ключами, Душа освобождается от плоти, Чтоб следовать за вами, жизнь моя.
Слайд 103

Пересмотр ценностей Лоренцо Валла: средневековый мир искажал не только классиков, но

Пересмотр ценностей

Лоренцо Валла: средневековый мир искажал не только классиков, но и

христианство: нужно вернуться к св. Павлу, минуя Фому Аквинского.
Слайд 104

Боттичелли. Мадонна во славе («Магнификат»). Ок. 1484

Боттичелли. Мадонна во славе («Магнификат»). Ок. 1484

Слайд 105

Донателло. Давид. 1430

Донателло. Давид. 1430

Слайд 106

Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе. 1446-1453

Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе. 1446-1453

Слайд 107

Слайд 108

Верроккьо. Конная статуя кондотьера Коллеони в Венеции. 1479-1488.

Верроккьо. Конная статуя кондотьера Коллеони в Венеции. 1479-1488.

Слайд 109

Слайд 110

Слайд 111

Слайд 112

Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы. Ок. 1503. Лувр. Париж

Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы. Ок. 1503. Лувр. Париж

Слайд 113

Слайд 114

Слайд 115

Слайд 116

Слайд 117

Слайд 118

Рафаель. Портрет Бальдассара Кастильоне. 1514-1515.

Рафаель. Портрет Бальдассара Кастильоне. 1514-1515.

Слайд 119

Слайд 120

St. Francis in the Wilderness. c. 1480. Tempera and oil on

St. Francis in the Wilderness. c. 1480. Tempera and oil on

wood, 124x142 cm. The Frick Collection, New York
Слайд 121

Филиппо Брунеллески. Палаццо Питти. Флоренция. 1458 - 1487

Филиппо Брунеллески. Палаццо Питти. Флоренция. 1458 - 1487

Слайд 122

Развитие личности Фома Кемпийский («О Подражании Христу», ок. 1427): «Кто последует

Развитие личности

Фома Кемпийский («О Подражании Христу», ок. 1427):
«Кто последует за

Мною, тот не будет ходить во тьме", говорит Господь. Этими словами Христос призывает нас подражать Его жизни и нравам, если мы хотим по истине просветиться и избавиться от всей сердечной слепоты.»
Слайд 123

Джотто. Стигматизация Св. Франциска. 1300

Джотто. Стигматизация Св. Франциска. 1300

Слайд 124

Слайд 125

Генрих Бельчоуз. Алтарь св. Дионисия. 1416.

Генрих Бельчоуз. Алтарь св. Дионисия. 1416.