Ювелирные украшения Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Украшения имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно

Украшения имели сразу два предназначения.
Первое - это красота, и

именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин.
К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением. В древности женщина - это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье.
Второе - это обрядовый и религиозный смысл.
В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук - браслеты, на шее - ожерелья, на лбу - специальная повязка, а виски, как обнажённое место - защищались именно такими кольцами.
Слайд 3

Одним из прообразов серёг были украшения-подвески, которые крепились к головному убору

Одним из прообразов серёг были украшения-подвески, которые крепились к головному убору

с помощью лент. Это височные кольца, колты, рясны.
Часто эти украшения были "шумелками" - то есть издавали звонкие звуки при ходьбе, отпугивая злых духов.
Слайд 4

Височные кольца Височные кольца вплетались в волосы у висков и подвешивались

Височные кольца

Височные кольца вплетались в волосы у висков и

подвешивались к венчику - девичьему головному убору. . Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка.
Височные кольца разделяют на несколько видов. Это проволочные (самые простые), лучевые (с пятью или семью лучами), бусинные, щитковые и лопастные.
Слайд 5

Височные кольца с тремя бусинами, серебро, украшенное зернью и сканью. Княжая

Височные кольца с тремя бусинами, серебро, украшенное зернью и сканью. Княжая

гора, Черкасская область Украина, 12-13 века (Московский исторический музей)
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Подвески Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к

Подвески
Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к

платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов.
Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних.
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Колты XI-XII века Колты — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., Колты

Колты XI-XII века

Колты — древнерусское женское украшение XI—XIII вв.,
Колты крепили на головном

уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте.
Украшали в технике зерни, скани, эмалью, серебром, чернью.
Слайд 12

колты

колты

Слайд 13

Княгиня в ювелирном наборе с диадемой и колтами. По материалам киевских кладов 12 – 13 веков.

Княгиня в ювелирном наборе с диадемой и колтами.
По материалам киевских

кладов 12 – 13 веков.
Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Рясны из медальонов с мотивом птиц. Киев, конец 11 века Рясны—

Рясны из медальонов с мотивом птиц.
Киев, конец 11 века

Рясны— древнерусское

украшение в форме подвесок, крепившихся с двух сторон к женскому головному убору
Наряд княгини О. К. Орловой с ряснами в виде нитей жемчуга. Костюмированный бал 1903 года
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Рясны с колтами

Рясны с колтами

Слайд 20

Диадема (венец) со сценой вознесения Александра Македонского. XII век. Золото, ковка,

Диадема (венец) со сценой вознесения Александра Македонского.
XII век.
Золото, ковка, пайка,

эмаль, жемчуг.
Длина - 35 см. Обнаружена в 1900 году в составе клада, найденного на Девич-Горе у села Сахновки.
Коллекция музея Исторических Драгоценностей.

Диадема (венец)

Слайд 21

Слайд 22

Гривна Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой,

Гривна
Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной

помешать душе покинуть тело.
У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».
Слайд 23

Цепь. Серебро. 16-17 вв. из собрания Государственного Исторического музея.

Цепь.
Серебро. 16-17 вв.
из собрания Государственного Исторического музея.

Слайд 24

Ювелирные техники Ювелиры древности применяли следующие особые техники: Эмаль Зернь Скань

Ювелирные техники

Ювелиры древности применяли следующие особые техники:

Эмаль

Зернь

Скань (русский язык)
Филигрань (латинский язык)

Гравировка

Слайд 25

ЗЕРНЬ – узор из шариков – зёрнышек. маленькие серебряные или золотые

ЗЕРНЬ – узор из шариков – зёрнышек.
маленькие серебряные или золотые

шарики, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.

Всю искусность мастеров того времени можно оценить, если привести немного цифр.
В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, а на каждом колечке напаяна зернь серебра!
Всего на одном колте – 30 000 зёрнышек серебра.
Вы представляете уровень мастерства этого ювелира - ведь это ХІ – ХІІ век!

Слайд 26

Скань (филигрань) Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой

Скань (филигрань)
Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой,

серебряной, золотой или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Тонкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же волоченной золотой проволокой образуют замысловатый узор
Слайд 27

Слайд 28

Гравировка и чернение (чернь) это покрытие золотых и серебряных изделий специальным

Гравировка и чернение (чернь)
это покрытие золотых и серебряных изделий специальным порошком,

состоящим из измельченного серебра, меди, свинца и серы.
Чернение позволяет выделить узор на изделии, сделать его более объёмным.
Слайд 29

Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков. Древняя Русь, Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка.

Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков.
Древняя Русь, Киев.
Золото; тиснение,

гравировка, скань, пайка.
Слайд 30

Деталь серебряного суздальского оплечья. 12 - 13 века. Серебро; позолота, гравировка, чернь, пайка, зернь, скань.

Деталь серебряного суздальского оплечья. 12 - 13 века.
Серебро; позолота, гравировка, чернь,

пайка, зернь, скань.
Слайд 31

Гравировка, чернение.

Гравировка, чернение.

Слайд 32

Эмаль Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного мастерства времен Киевской Руси.

Эмаль
Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного мастерства времен Киевской Руси. Перегородчатая эмаль –

техника заимствованная из Византии: на поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и полировалась.
Слайд 33

Сирены и Древо жизни. Колт; Киевская Русь; XI в.; золото, эмаль

Сирены и Древо жизни. Колт; Киевская Русь;
XI в.; золото, эмаль

перегородчатая

Колты. Древняя Русь. XII век.
Золото, перегородчатая эмаль.