Зарождение науки

Содержание

Слайд 2

Особенности древневосточных знаний: знания на Востоке носили практически-прикладной характер, обслуживали практические

Особенности древневосточных знаний:

знания на Востоке носили практически-прикладной характер, обслуживали практические потребности

и интересы людей, были непосредственно вплетены в материальную деятельность и направлены на решение прикладных задач:
- геометрия обслуживала занятия земледелием и строительство;
- арифметика - торговлю и ремесло;
- астрономия - мореплавание и религиозный культ и т.д.;
знания носили фрагментарный характер, функционировали как прикладное искусство: набор рецептов, рекомендаций; в них отсутствовала системность, фундаментальность;
знания вырабатывались путем индуктивных обобщений
непосредственного практического опыта;
Слайд 3

Переход у науке исходным признаком науки является наличие особого рода деятельности,

Переход у науке

исходным признаком науки является наличие особого рода деятельности, направленной

на производство знания
Условия возникновения науки:
разделение общества на классы;
отделение умственного труда от физического, появление особой категории людей, которые целенаправленно занимались бы умственным трудом – т.е. субъектов знания, а, значит, необходим был досуг для занятий умственным трудом;
появление письменности – средств фиксации знаний;
наличие методической базы (средств получения знаний, обучения и
пр.) и материальной базы (приборы, инструменты и т.п.)
Слайд 4

Зарождение науки: Древняя Греция Наука появилась в Древней Греции в VII−VI

Зарождение науки: Древняя Греция

Наука появилась в Древней Греции в VII−VI вв.

до н.э.
− отсутствие закрытости жречества
−демократическое устройство государства гарантировало гражданские права и необходимость их публичного отстаивания с помощью риторики
Становление древнегреческой науки шло через отделение мифа от логоса
Аристократизм, пренебрежение физическим трудом определили умозрительный характер греческой науки
Слайд 5

Зарождение науки: Древняя Греция Демокрит (около 460-370) Бытие не едино, а

Зарождение науки: Древняя Греция

Демокрит (около 460-370)

Бытие не едино, а представляет

собой бесконечные по числу невидимые вследствие малости объемов частицы, которые движутся в пустоте. Демокрит называет эти частицы атомами. Атом - это неделимая далее, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества.

А

Аристотель (384–322 до н.э.),исследуя вопрос о сущности философии и науки («эпистеме»), особо отмечает признак, отличающий науку от искусства («эпистеме» от «техне»): «знание ради него самого, а не ради какой-либо практической пользы»
вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.
развил учение о цели – телеологию.
создает квалификацию наук: по цели- 1. теоретические, 2. практические, 3. творческие.
По предмету:1. онтология, физика, математика. Математика для Ар. идеал науч. зн-я (из общего – частное); 2 этика 3. поэзия

Слайд 6

ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ: СРЕДНИЕ ВЕКА Основные черты: Теологизм – толкование любых проблем

ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ: СРЕДНИЕ ВЕКА

Основные черты:
Теологизм – толкование любых проблем с точки

зрения Священного Писания.
Моральный символизм – представление любых событий и явлений природы как символический указаний в рамках религиозной парадигмы
Рациональность – ориентированность на постижение явлений на основе разума.
Появление идеи экспериментальности как средства постижения устроенного Богом мира.
Слайд 7

ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ: СРЕДНИЕ ВЕКА Важную роль в становлении науки сыграли университеты

ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ: СРЕДНИЕ ВЕКА

Важную роль в становлении науки сыграли университеты Первыми

были Болонский и Оксфордский, которые были основаны в XI и XII веках.
XIII в. –Кембриджский университет, в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе.
XIV в. появляются университеты: во Флоренции (1321 г.), в Праге (1348), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385), затем в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и др.
Слайд 8

Университеты В средневековых университетах изучались следующие дисциплины Тривиум (грамматика, логика, риторика)

Университеты

В средневековых университетах изучались следующие дисциплины
Тривиум (грамматика, логика, риторика)
Квадривиум (арифметика, геометрия,

астрономия, гармоника)
После овладения семью «свободными искусствами» студент переходил ко второму этапу обучения на одном из высших факультетов (богословие, медицина или юриспруденция).
Слайд 9

Зарождение науки: мусульманский Восток Аль-Фараби (870-950) первым среди арабоязычных философов осмыслил

Зарождение науки: мусульманский Восток

Аль-Фараби (870-950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и

доработал логическое наследие Аристотеля. За заслуги в развитии логики он получил почетный титул «Второго учителя» («первым» считался Аристотель).
Аль-Бируни (973-1048) – ученый-энциклопедист (математика, астрономия, физика, география, геология, ботаника, этнография, история) Бируни установил метод определения географических долгот; определил длину окружности Земли; впервые на Востоке сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца.
Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – величайший таджикский ученый-энциклопедист (философ, ученый, врач). На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.
Слайд 10

Роджер Бэкон (ок.1214-1292 гг., монах) последний из схоластов, подготовивший век опытной

Роджер Бэкон (ок.1214-1292 гг., монах)

последний из схоластов, подготовивший
век опытной науки
Критика

схоластики за чрезмерное теоретизирование.
Развивал идею о том, что знания должны иметь практическое назначение.
Создает труды энциклопедического характера (математика, физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика).
Математика как достоверное знание.
Математическое доказательство необходимо дополнить опытом («опытная наука – владычица умозрительных наук»).
Различает:
внешний опыт (органы чувств и инструменты)
внутренний опыт (непосредст. постижение бож.истин, мистич.опыт)
фантастический праопыт (внутреннее озарение –отцы и пророки)
Слайд 11

Уильям О́ккам (ок.1285-1349 гг., монах) Был сторонником теории двойственной истины, в

Уильям О́ккам (ок.1285-1349 гг., монах)

Был сторонником теории двойственной истины, в силу

этого способствовал окончательному отделению веры от знания.
Для него характерно требование освобождения науки от влияния церкви, независимости научных истин от теологии.
Изучение природы должно проводиться с помощью опытных методов, опирающихся на восприятия и разум. Схоластические обобщения препятствуют открытию научных истин.
«Бритва Оккама»:
«Без необходимости не следует утверждать многое»;
«То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего»;
«Сущностей не следует умножать без необходимости
Слайд 12

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) Предпосылки формирования нового знания: зарождения капиталистического товарного

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) Предпосылки формирования нового знания:

зарождения капиталистического товарного производства
развитие

ремесла
появление мануфактур
спрос на новые изобретения и открытия
расширение торговли между странами
протестантизм (труд как мирская аскеза)
Слайд 13

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения Секуляризация Натуралистическое мировоззрение Пантеизм (меняется статус

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения

Секуляризация
Натуралистическое мировоззрение
Пантеизм (меняется статус природы)
Антропоцентризм и гуманизм
Зарождение

естествознания и опытного познания
Интерес к астрономии
Соединение абстрактно-теоретической (умозрительно-натурфилософской) традиции и ремесленно-технической.
Слайд 14

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения магико-алхимическое понимание природы Д. Бруно называл

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения

магико-алхимическое понимание природы
Д. Бруно называл мага

мудрецом, умеющим не только мыслить, но и действовать
Парацельс искал философский камень и универсальный ключ познания.
стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил.
Слайд 15

Николай Кузанский (1401-1464, священник, философ) «Трактат об ученом незнании или Наука

Николай Кузанский (1401-1464, священник, философ)

«Трактат об ученом незнании или Наука незнания»

(1440) - в наиболее полном осознании факта нашего незнания содержится представление о границах истинного знания.
Вводит методологический принцип совпадения противоположностей – единого и бесконечного, максимума и минимума и т.д., из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета, т.е. тех предпосылок, которые лежат в основании арифметики, геометрии, астрономии и др.наук.
Делает вывод о предположительном характере любого человеческого знания.
Обосновывает пантеистическое мировоззрение (растворение Бога в природе, что подрывало его личностную трактовку).
Бесконечность Бога проявляется в бесконечности природы, следовательно Вселенной.