Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Содержание

Слайд 2

Древняя Греция (физическая карта)

Древняя Греция
(физическая карта)

Слайд 3

После дорийского завоевания Греция находилась в упадке. Спустя 2 века после

После дорийского завоевания Греция находилась в упадке.
Спустя 2 века после падения

Микен греки научились обрабатывать железо. Стали развиваться ремёсла.
В VIII (8-м) в. до н. э. в Греции появилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто), созданная на основе финикийского алфавита. В греческом алфавите 24 буквы. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки, что позволило точно передавать речь при письме.
С развитием хозяйства на месте небольших укреплённых посёлков стали возникать полисы.
Полис (греч. «город») – небольшое независимое государство, центром которого был город, а вокруг него – деревни, хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; хижины земледельцев и усадьбы богачей. В Греции было множество полисов, часто враждовавших между собой.
Слайд 4

Древнегреческий полис

Древнегреческий полис

Слайд 5

Коренной житель полиса – гражданин. Он имел в собственности землю и

Коренной житель полиса – гражданин. Он имел в собственности землю и

участвовал в управлении государством. Почётная обязанность гражданина – защита отечества (гражданин был воином).
Основная часть населения полиса жила в городе. Место для города выбирали так, чтобы там был высокий холм. На холме строили акрополь (греч. «верхний город») – крепость и храмы в честь богов. У подножия акрополя располагались дома граждан и рыночная площадь – агора.
Основную часть войска составляли гоплиты (греч. «гоплон» – щит) – тяжеловооружённые пехотинцы-граждане. Вооружение: голова – шлем, грудь и спина – панцирь, ноги до колен – поножи, большой круглый щит-гоплон, копьё и меч. Воины строились в одну длинную линию глубиной в 6-8 рядов. Такое боевое построение – фаланга.
Слайд 6

Фаланги гоплитов

Фаланги гоплитов

Слайд 7

Население полиса: знать, горожане (ремесленники и купцы) и крестьяне (земледельцы). Изначально

Население полиса: знать, горожане (ремесленники и купцы) и крестьяне (земледельцы).
Изначально власть

принадлежала знати, которая считала себя лучше всех. Аристократия – «власть лучших» (греч.). Демос – «народ» (греч.). На народном собрании мнение аристократов имело большее значение, чем мнение демоса.
Распространение железа сделало вооружение дешевле, и крестьяне стали сражаться в одном строю с аристократами. С развитием ремесла и торговли усилилось значение ремесленников и купцов. Все эти люди хотели получить право управлять полисом наравне с аристократами.
Но аристократия не желала делиться властью. Во многих полисах шла борьба между аристократией и демосом, который добивался установления демократии – «власти народа» (греч.).
Слайд 8

Греческий алфавит

Греческий алфавит

Слайд 9

Аттика – область в Средней Греции с удобными бухтами. Афины –

Аттика – область в Средней Греции с удобными бухтами.
Афины – столица

Аттики.
Крупных рек нет, местность гористая, пшеница и ячмень растут плохо.
В VIII-VII (8-7) вв. до н. э. в Афинах много ремесленников, растёт население – поэтому не хватает плодородных земель и хлеба.

1. Древняя Аттика и её население.

Слайд 10

Древняя Аттика

Древняя Аттика

Слайд 11

Природные условия Аттики (горы) позволяли выращивать оливки и виноград. Собирали оливки

Природные условия Аттики (горы) позволяли выращивать оливки и виноград.
Собирали оливки руками

(срывали с ветвей), иногда сбивали плоды палками.
Ели оливки солёными и вымоченными в уксусе.
Из оливок давили масло. Лучшие сорта шли в пищу, а худшие использовались для освещения (глиняный или бронзовый светильник с узким носиком).
Оливковым маслом лечили ожоги, принимали как лекарство, применяли в борьбе для натирания тела.
Из сока винограда делали вино.
Вино разбавляли водой (пьянство осуждалось).

2. Разведение оливок и винограда.

Слайд 12

Афины кон. VI в. до н. э. (макет)

Афины кон. VI в. до н. э. (макет)

Слайд 13

В VII (7) в. до н. э. власть в Афинах принадлежала

В VII (7) в. до н. э. власть в Афинах принадлежала

знати. Простой народ (демос) в управлении не участвовал.
На холме, посвящённом Аресу (богу войны), заседал совет знати – ареопаг.
Он ежегодно избирал из знатных и богатых 9 правителей – архонтов, судил людей (зачастую несправедливо).

3. Знать и демос в Афинском полисе.

Ареопаг
(совет знати в VII в. до н. э.)

Архонты
(9 правителей)

Управление

Суд

Слайд 14

Афины сер. V в. до н. э. (план)

Афины сер. V в. до н. э. (план)

Слайд 15

Лучшими плодородными землями в долинах владела богатая знать. В неурожайные годы

Лучшими плодородными землями в долинах владела богатая знать.
В неурожайные годы земледельцам

приходилось брать в долг зерно или серебро у знатных соседей. На участке земледельца ставили долговой камень с указанием размера долга и срока его возврата. Если крестьянин не возвращал долг вовремя, у него отбирали земельный участок. Земледелец становился батраком – работал на богача за еду и одежду. Либо продолжал работать на своём бывшем участке, отдавая большую часть урожая новому владельцу земли.

4. Бедственное положение земледельцев.

Слайд 16

Слайд 17

Безземельным беднякам оставалась малая часть урожая, которой не хватало на жизнь

Безземельным беднякам оставалась малая часть урожая, которой не хватало на жизнь

– им снова приходилось брать в долг. Если бедняк не возвращал долг вовремя, он был вынужден отдать жену, детей, а иногда и самого себя в долговое рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать на чужбину.
Демос был недоволен властью знати. На сходках ремесленники, торговцы и земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.
Слайд 18

Древнегреческие земледельцы за полевыми работами

Древнегреческие земледельцы за полевыми работами

Слайд 19

Драконт – архонт, записавший древние обычаи, ставшие законами. За любые преступления

Драконт – архонт, записавший древние обычаи, ставшие законами. За любые преступления

полагалась смертная казнь («драконовы законы» – жестокие законы).
Кекроп – мифический основатель Афин, получеловек-полузмей. Боги Посейдон и Афина спорили за право покровительствовать городу. Было решено, что покровителем станет бог, принесший лучший подарок жителям города. Посейдон подарил людям ручей с солёной водой (ведь он – бог морей). Подарок Афины – оливковое дерево (олива). Жители города, основанного Кекропом, признали подарок Афины лучшим. Город назвали в честь богини, а она стала его покровителем.
Слайд 20

Спор Афины и Посейдона (справа изображён Кекроп)

Спор Афины и Посейдона
(справа изображён Кекроп)