15 апреля – Всемирный день Культуры

Содержание

Слайд 2

Николай Константинович Рерих (1874 -1947г.г.) – великий русский художник, создавший более

Николай Константинович Рерих (1874 -1947г.г.) – великий русский художник, создавший

более 7000 полотен, которые украшают музеи многих стран мира.
Наследие Рериха не только ве-лико, но и разнообразно. Он ещё писал стихи и сказки, статьи и очерки. Был так же всемирно из-вестным ученым (историком, ар-хеологом), общественным деяте-лем, мыслителем, неутомимым исследователем и путешествен-ником.
Николай Константинович со-вершил три экспедиции:

- по древним городам России (1903-1904г.г.);
- крупнейшую Центрально-Азиатскую, маршрут которой прошёл по Индии, Тибету, Китаю, Монголии, российскому Алтаю (1923 -1928г.г.);
- Маньчжурскую (по северо-востоку Китая и востоку Монголии (1934-1935г.г.).

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Ре-
риха. 1937г.

Слайд 3

Н.Рерих.Знамя Мира (Pax culture). 1931г. В своих статьях он писал: «Творчество

Н.Рерих.Знамя Мира (Pax culture). 1931г. В своих статьях он писал: «Творчество

– это чистая молитва ду-ха. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только серд-цем и мудростью может объединиться и понять друг друга челове-чество». Н.К.Рерих явился автором первого в истории Международного договора об охране художественных, научных учреждений и исто-рических памятников в мирное время и во время вооруженных кон-фликтов. Этот договор известен как Пакт Рериха.

Во всем мире Рериха знают и как защитника культуры. Ни-колай Константинович был убеждён, что именно культура играет ВЕДУЩУЮ роль в эво-люции человечества: «Всякое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каж-дое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса».

Слайд 4

Эмблемой Пакта стало предложенное Николаем Константиновичем Знамя Мира – на белом

Эмблемой Пакта стало предложенное Николаем Константиновичем Знамя Мира – на

белом полотнище в центре окруж-ности три круга амарантового цвета, кото-рые символизируют ЕДИНСТВО прошло-го, настоящего и будущего в кольце веч-ности. Другое возможное толкование это-го символа – СИНТЕЗ искусства, науки и религии в едином поле Культуры.

Знамя Мира, поднятое над университетами, библиотеками, па-мятниками архитектуры, музеями и другими объектами культуры должно означать их неприкосновенность.
Николай Константинович писал: «Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем – о Мире, о Культуре…
Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным оча-гом. Оно повелительно скажет вандалам: "Не тронь – здесь все-народное достояние"».

Слайд 5

Символ для Знамени Мира не был придуман художником. На знак ТРИЕДИНСТВА

Символ для Знамени Мира не был придуман художником. На знак

ТРИЕДИНСТВА впервые Рерих обратил внимание на ико-не Андрея Рублёва «Троица».
Путешествуя по Европе, Амери-ке и Азии, Николай Константино-вич убедился в том, что символ этот встречается в культуре мно-гих народов мира. А его история уходит своими корнями в глубо-кую древность.
Археологи находят этот знак в наскальных рисунках каменного века, на древних украшениях и мечах, на гончарных изделиях.

Андрей Рублёв. Троица.
1411г.

Слайд 6

Вверху: петроглиф на гроб- нице Ньюгрейндж , Ирлан- дия. 2500г. до

Вверху: петроглиф на гроб-
нице Ньюгрейндж , Ирлан-
дия. 2500г. до

н.э.
Внизу: фибула (застёжка).
Бронза. Галлия (Франция).
IIв.:

Кувшин, Китай,
V-III тыс. до н.э.:

Сосуд. Древняя Греция.
IV в. до н.э.

Пряжка. Бронза.
Галлия (Франция)
VI в. до н.э.:

Слайд 7

Символ Триединства можно увидеть в витражах и интерьерах ка-толических соборов Европы,

Символ Триединства можно увидеть в витражах и интерьерах ка-толических соборов

Европы, на картинах художников эпохи Возрож-дения, на православных храмах и иконах Древней Руси.

Собор Свя-
того Вита.
Витраж.
Прага, Че-
хия. XIVв.:

Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря.
Суздаль. XVI в.

Слева: Базили-
ка Сен-Реми.
Франция. XII в.

Слайд 8

Маттео Джованни "Ма-донна с младенцем и дву-мя ангелами", фрагмент. XV в.

Маттео Джованни "Ма-донна с младенцем и дву-мя ангелами", фрагмент.

XV в.


Бюст святого Николая.
(Базилика Св. Николая.
г.Бари, Италия),
около 1670 г.:

Слева: Ганс Мемлинг.
"Христос и Ангелы, славящие Бога Отца", фрагмент. 1485г.

Слайд 9

Вселенские учителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, XVII

Вселенские учителя Василий
Великий, Григорий Богослов
и Иоанн Златоуст.


Икона, XVII в.

Св. Николай. Икона.
Россия. XVI в.:

Роспись на Никольской
башне Московского Кремля, конец XV в.

Слайд 10

Знак этот украшает мусульманские мечети Востока и буддий-ские храмы Азии. Он

Знак этот украшает мусульманские мечети Востока и буддий-ские храмы Азии.

Он часто встречается в искусстве народов Ин-дии, Китая, Монголии, Японии.

Вверху: буддийский храм в Южной Корее

Мечеть в Каире (Египет)

Храм Шаолинь
(Китай).
Фрагмент орна-
мента:

Слайд 11

Герб древнего города Самарканда (Узбекистан) Статуя Гампопы (основателя кагью – одного

Герб древнего города Самарканда (Узбекистан)

Статуя Гампопы (основателя кагью –

одного из направле-ний буддизма), Индия

Внизу: фрагмент
скульптуры
«Священный
субурган». Монголия. XIXв.:

Гравюра, Япо-
ния, XVIII в.:

Слайд 12

Объясняя выбор символа Триединства Рерих писал: «… для Знамени всеобъеди-няющего был

Объясняя выбор символа Триединства Рерих писал:
«… для Знамени

всеобъеди-няющего был избран знак, прошедший через многие ве-ка – вернее, через тысячеле-тия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального укра-шения, но с особым значени-ем. Если собрать вместе все отпечатки того же самого зна-ка, то, быть может, он окажет-ся самым распространённым

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1938г.

и древнейшим среди символов человеческих».
Идея ТРИЕДИНСТВА присутствует в христианской Троице, в ин-дуистской Тримурти, в древнеславянском Триглаве, в представле-нии о человеке как о синтезе тела, души и духа как на Западе, так и на Востоке.
Тема Пакта и Знамени Мира, тема защиты культуры нашла отра-жение на многих полотнах художника, написанных в 1930-ые годы.

Слайд 13

На переднем плане картины величественная фигура Препо-добного Сергия Радонежского, Спасителя земли

На переднем плане картины величественная фигура Препо-добного Сергия Радонежского, Спасителя

земли русской.
Он стоит, возвышаясь, как бы защищая Русь собою, засло-няя её от беды. На заднем пла-не видны полки Дмитрия Дон-ского, которого Св.Сергий бла-гословил на победу в Куликов-ской битве (1380г.).
В руках Сергий держит храм – "Покров на Нерли", посвящен-ный Святой Богородице. Сим-вол трех кругов напоминает о том, что именно Сергий поло-жил начало почитания Святой Троицы на Руси.

Н.К.Рерих. Святой Сергий
Радонежский. 1932г.

Слайд 14

На картине изображена Мадон-на с развернутым в руках полотни-щем Знамени Мира.

На картине изображена Мадон-на с развернутым в руках полотни-щем Знамени

Мира.
Головной убор Мадонны так же украшен тремя кругами.
Исторически орифламма – алая боевая хоругвь (знамя) француз-ских королей. Но здесь Мадонна призывает не к сражению, а к охра-не всей красоты мира, к созида-тельному труду и творчеству, об этом свидетельствует и мирный пейзаж на втором плане картины.

Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма. 1932г.

Слайд 15

Над городом, его храмами, дворцами и музеями, на огненном коне летит

Над городом, его храмами, дворцами и музеями, на огненном коне

летит Святая София, Премудрость Божия. В правой руке она держит развернутый свиток с изображением Знака Знамени Мира и трижды написанным по-древнегречески словом «свято».

Н.К.Рерих. София-Премудрость. 1932г.

Слайд 16

Мадонна Защит-ница раскинула свой плащ, охраняя хра-мы, дворцы и собо-ры всего

Мадонна Защит-ница раскинула свой плащ, охраняя хра-мы, дворцы и собо-ры

всего мира.
Под защитой пла-ща Мадонны изоб-ражены архитектур-ные шедевры Евро-пы – соборы во Вла-димире, Реймсе, Архангельский со-бор Московского Кремля, собор Свя-

Н.К.Рерих. Sancta Protectrix (Святая Защитница).
1933г.

того Петра в Ватикане и некоторые другие.
На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира.
Фибула - металлическая застежка для одежды, одновременно служащая укра-шением.

Слайд 17

разных народов. На Запа-де – это Чаша Грааля, на Востоке –

разных народов. На Запа-де – это Чаша Грааля, на Востоке

– Норбу Ринпоче тибетцев и монголов; у индусов он носит имя «Чин-тамани» (Сокровище Мира) и символизирует духовные сокровища.
«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем

Эта картина связа-на со сказанием о чудесном Камне, ко-торый упоминается в преданиях самых

Н.К.Рерих. Сокровище мира.
Чинтамани. 1935-1936г.г.

тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то не-обычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный кара-ваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая

Слайд 18

через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бро-сили на пути и

через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бро-сили на пути и

теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Серд-це помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, Мира Спаси-тель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь оди-нокий Сокровище Мира?»
(Н.К.Рерих. «Свет пустыни. Листы экспедиции»)

Согласно преданиям, если заветный Камень посылает-ся в мир, значит, скоро в истории Земли откроется но-вая страница…

Слайд 19

Эта картина пе-рекликается с пре-дыдущей. Во время Цент-рально-Азиатской экспедиции Николай Константинович

Эта картина пе-рекликается с пре-дыдущей.
Во время Цент-рально-Азиатской экспедиции

Николай Константинович встречал на терри-тории Монголии и Тибета на скалах и буддийских ступах изображения белого коня – Коня Счастья, несущего на спине волшебный камень Чинтамани.

Н.К.Рерих. Белый камень. Конь счастья. 1933г.

Легенду о Сокровище Мира, запечатленную на каменной глыбе, художник перенёс на холст.

Слайд 20

Вверху: картина Н.К. Рериха. «Святые камни. Монголия. (Шара-Мурен)». 1938г. Внизу: фото,

Вверху: картина Н.К. Рериха. «Святые камни. Монголия. (Шара-Мурен)». 1938г. Внизу: фото, сделанное

во время экспедиции Н.К.Рериха по Маньчжурии


В 1935г. во время экспедиции по Маньчжурии Рерих записал в днев- нике: «Скала монастыря Шара Му-рена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клин-ках гурды тот же знак. От монасты-ря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. … Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминатель-ные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо?»
(Н.К.Рерих. «Везде»)
Шара-Мурен – местность в Монголии

Слайд 21

Космонавты А.Н.Баландин и Г.М.Стре-калов на борту станции «Мир» Подписание Пакта Рериха

Космонавты А.Н.Баландин и Г.М.Стре-калов на борту станции «Мир»

Подписание Пакта Рериха

состоялось 15 апреля в 1935 году в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства аме-риканского континента. Позднее Пакт Рериха стал основой меж-дународной деятельности ЮНЕСКО в области охраны культур-ного наследия.
В наши дни Знамя Мира, как символ единства и согласия наро-дов Земли во имя всеобщего мира, завоевывает все большее при-знание. Его берут с собой альпинисты, когда отправляются поко-рять высочайшие вершины планеты. Оно было установлено на Северном (1988г.) и Южном (2000г.) полюсах, в 1990 году было поднято на орбите Земли экипажем пилотируемой станции «Мир».

Знамя Мира на Южном Полюсе.

Слайд 22

«Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило

«Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда

вытеснило с нашей плане-ты пространство войны и вражды», – сказал космонавт Павел Виногра-дов.
Но «пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она ещё не перестроит жизнь, – считал Нико-лай Константинович Рерих. – Куль-тура должна войти в ближайший, КАЖДОДНЕВНЫЙ обиход…»
Для этого необходимо с первых школьных дней воспитывать стрем-ление к истинной красоте, к творчес-тву, постоянному познаванию. Ведь там, где Красота, Знание и Твор-чество, т.е. где Культура, там и дру-желюбие и умение сотрудничать, терпимость и сострадание, отзыв-чивость и ответственность.

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха
1939г.