Ампир в живописи Франции. Творчество Жака Луи Давида и Жана Огюста Доминика Энгра

Содержание

Слайд 2

Поздний классицизм в изобразительном искусстве получил свое особенное название - ампи́р

Поздний классицизм в изобразительном искусстве получил свое особенное название - ампи́р (фр. «имперский

стиль»). Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трех первых десятилетий XIX века.  Художественный замысел стиля с содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчеркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии. Искусство ампира прославляет Империю и ее правителя. Картины пышут нарочитой парадностью, утверждают превосходство вождя, в них преобладает строгость пропорций и сдержанность насыщенных тонов.

Запишите
в тетрадях определение
и признаки ампира.

Слайд 3

Жак Луи́ Дави́д (1748 -1825) - французский живописец и педагог. Занимал

Жак Луи́ Дави́д (1748 -1825) - французский живописец и педагог. Занимал сознательную гражданскую позицию, активно

принимал участие в Великой французской революции, позже стал пылким сторонником Наполеона
Бонапарта.

ЖАК-ЛУИ ДАВИД - ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТИЛЯ АМПИР 
В ЖИВОПИСИ. 

Слайд 4

Жак-Луи Давид родился в Париже, в семье оптового торговца железом. В

Жак-Луи Давид родился в Париже, в семье оптового торговца железом. В

девятилетнем возрасте мальчик лишился отца, а мать оставила сына на попечении брата и уехала жить в небольшой городок в Нормандии.
У будущего художника рано обнаружился талант к рисованию и учебе. Родственники посодействовали зачислению юного Жака-Луи в Колледж четырех Наций и поощряли занятия рисунком. В 1766 году юноша поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начал обучение в мастерской Жозефа Вьена, признанного мастера исторической живописи и знатока античного искусства.
Слайд 5

В 1775 -1780 годах Жак-Луи уезжает на учебу в Италию, во

В 1775 -1780 годах Жак-Луи уезжает на учебу в Италию, во

Французскую Академию в Риме. Здесь молодой живописец восхищается произведениями древних мастеров живописи и окончательно становится сторонником классицизма.

Вспомните признаки классицизма. Назовите работавших в этом стиле французских художников, с творчеством которых вы недавно познакомились.

Слайд 6

В 1783 году, в возрасте 35 лет от роду, Давида избирают

В 1783 году, в возрасте 35 лет от роду, Давида избирают

членом Французской Академии живописи, а еще через год молодой человек добивается признания у широкой публики на Парижской выставке. Его работа «Клятва Горациев» имеет оглушительный успех у зрителей, 35-летний мастер становится придворным художником Людовика XVI, пишет картины в стиле классицизма.

Внимательно рассмотрите «Клятву горациев», а также картины «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» и «Смерть Сократа», представленные на следующих слайдах презентации. Какие признаки классицизма вы в них увидели? Ответ напишите в тетрадях.

Слайд 7

«КЛЯТВА ГОРАЦИЕВ» Трое братьев клянутся победить или умереть, а отец протягивает

«КЛЯТВА ГОРАЦИЕВ»

Трое братьев клянутся победить или умереть, а отец протягивает

им мечи. Давид создал картину по заказу Людовика XVI точно в срок, но придворный вельможа, курирующий проект, отказался платить за работу по причине превышения без разрешения допустимых размеров холста. Жак-Луи предложил отрезать с разных краев по куску полотна, чтобы вложиться в нужные размеры. Придворный не рискнул так поступить и согласился полностью оплатить работу.
Слайд 8

«САБИНЯНКИ, ОСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СРАЖЕНИЕ МЕЖДУ РИМЛЯНАМИ И САБИНЯНАМИ» На картине изображена битва

«САБИНЯНКИ, ОСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СРАЖЕНИЕ МЕЖДУ РИМЛЯНАМИ И САБИНЯНАМИ»

На картине изображена битва между римлянами

сабинянами. Сабинянки в надежде прекратить сражение приносят на поле битвы своих детей.
Слайд 9

«СМЕРТЬ СОКРАТА» На этой картине Сократ, готовый выпить по приговору суда

«СМЕРТЬ СОКРАТА»

На этой картине Сократ, готовый выпить по приговору суда

чашу с ядом, обращается к ученикам с прощальными словами. Философ поднял руку, а другую протянул в сторону чаши. Его жест, когда рука вот-вот коснется сосуда со смертельным напитком, но все-таки не касается его, повисая в воздухе, - ключевой, потому что создает впечатление остановившегося времени. Смерть побеждена, потому что о ней забыл учитель, увлеченный тем, что скажет своим последователям и оставит после себя.
Слайд 10

Давид активно участвовал в революционном движении. В 1792 году был избран

Давид активно участвовал в революционном движении. В 1792 году был избран депутатом Национального

Конвента, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвященных революционерам, в том числе «Смерть Марата».
Слайд 11

«СМЕРТЬ МАРАТА» Марат был очень хорошим другом художника и одним из

«СМЕРТЬ МАРАТА» 

Марат был очень хорошим другом художника и одним из

самых жестких и фанатичных лидеров кровавых революционных событий во Франции. Он был убит ударом ножа в своей ванной комнате, в которой проводил очень много времени для облегчения страданий от кожной болезни. Шарлотта Корде хитростью проникла в дом революционера и погубила его.
Слайд 12

«БОНАПАРТ НА СЕН-БЕРНАРСКОМ ПЕРЕВАЛЕ» Наполеон Бонапарт изображен верхом на вздыбленном коне

«БОНАПАРТ НА СЕН-БЕРНАРСКОМ ПЕРЕВАЛЕ»

Наполеон Бонапарт изображен верхом на вздыбленном коне

на краю пропасти. Глаза лошади переполнены животным страхом, а лицо всадника излучает уверенность без тени волнения.
Изначально Наполеон отказался позировать художнику и предложил посмотреть на лошадь в конюшне, а его самого нарисовать по памяти. Живописец сказал, что люди будут сильно удивлены, если лошадь будет похожа на себя, а Наполеон - нет. Пришлось будущему императору согласиться и выделить время для позирования.
Слайд 13

В 1815 году после битвы при Ватерлоо Наполеон окончательно расстается с

В 1815 году после битвы при Ватерлоо Наполеон окончательно расстается с

властью. Во Франции на престол возвращается королевская династия Бурбонов. Для художника эти события имеют огромное значение. Его изгоняют из страны, бывшему члену Конвента не прощают голосование за смертную казнь Людовика XVI и активное участие в революции.
Слайд 14

Давид переезжает в соседнюю Бельгию и утрачивает интерес к политической жизни.

Давид переезжает в соседнюю Бельгию и утрачивает интерес к политической жизни.

Последние 10 лет работает над серией портретов и обучает своих учеников.
Жизнь великого мастера обрывается внезапно в декабре 1825 года. Старик возвращается из театра домой, попадает под повозку и получает серьезные увечья. В тяжелом состоянии его привозят домой, где живописец умирает. Французские власти отказали детям покойного в захоронении тела отца в Париже. Могила великого мастера находится в Брюсселе. Но сердце почившего сын тайком отвез во Францию и похоронил на кладбище Пер-Лашез.
Слайд 15

Жан Огю́ст Домини́к Энгр (1780 -1867) – ученик Давида, мастер мифологической

Жан Огю́ст Домини́к Энгр
(1780 -1867) – ученик Давида, мастер мифологической

и исторической живописи, отличный рисовальщик, любитель игры на скрипке. Был убежден, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении, и его миссия заключается в том, чтобы продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. В 1806-1824 жил и работал в Италии, где изучал искусство Возрождения, особенно творчество Рафаэля.

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР – УЧЕНИК ЖАКА ЛУИ ДАВИДА. 

Слайд 16

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в городе

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в городе

Монтобан неподалеку от Тулузы. Отец, будучи скульптором и живописцем, с самого детства привил ребенку любовь к творческим занятиям. Дальнейшее обучение художник получил в Тулузе, в местной академии изящных искусств. По завершению курса обучения в академии семнадцатилетний Энгр отправился в столицу, где его учителем стал Жак-Луи Давид.
Слайд 17

«В своих произведениях я следую только одному образцу - античности и

«В своих произведениях я следую только одному образцу - античности и

великим мастерам того прославленного века, когда Рафаэль установил вечные и незыблемые границы прекрасного в искусстве».
«Хотя в основном я остался верным его прекрасным принципам, я, как мне кажется, нашел новый путь, прибавив к его любви к античности вкус к живой модели, изучение итальянских мастеров, в частности Рафаэля».

Прочитайте изречения Энгра. Как вы их понимаете? Что роднит Энгра с учителем Давидом во взглядах на искусство? Что отличает? Ответ запишите в тетрадях.

Слайд 18

Написанная, когда художнику был еще 31 год, эта работа резко и

Написанная, когда художнику был еще 31 год, эта работа резко и

демонстративно противопоставляет величие и мощь рожденного в облаках олимпийского мужского божества миниатюрной и полуобнажённой нимфе. Сюжет для картины Энгр заимствована из эпизода «Илиады» Гомера, в котором морская нимфа Фетида умоляет Юпитера вмешаться и улучшить судьбу ее сына Ахилла, который в это время был участником Троянской войны

«ЮПИТЕР И ФЕТИДА»

Слайд 19

«РАФАЭЛЬ И ФОРНАРИНА» Парный портрет кумира художника – Рафаэля с возлюбленной

«РАФАЭЛЬ И ФОРНАРИНА»

Парный портрет кумира художника – Рафаэля с возлюбленной Форнариной.

На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане - тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица.
Слайд 20

Одалисками называли рабынь и прислугу в гареме. Следуя примеру художников Возрождения,

Одалисками называли рабынь и прислугу в гареме. Следуя примеру художников Возрождения,

Энгр подчиняет анатомическое правдоподобие художественным задачам: он прибавил одалиске три лишних позвонка, удлинил правую руку, вывернул левую ногу под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии.

«БОЛЬШАЯ ОДАЛИСКА»

Слайд 21

«СМЕРТЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ» На картине изображен художник Леонардо да Винчи,

«СМЕРТЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ»

На картине изображен художник Леонардо да Винчи, умирающий

на руках короля Франции Франциска I.
Слайд 22

Доминик Энгр называл себя историческим живописцем, но никак не портретистом. Последнее

Доминик Энгр называл себя историческим живописцем, но никак не портретистом. Последнее

казалось ему «низкой» деятельностью, обращаться к которой можно лишь в целях быстрого заработка. Однако некоторые портреты, написанные художником, нельзя обойти вниманием. Так, в 1804 году он выполнил важнейший государственный заказ, и из-под его кисти вышла работа «Наполеон Бонапарт — первый консул».

«НАПОЛЕОН БОНАПАРТ –
ПЕРВЫЙ КОНСУЛ»

Слайд 23

8 января 1867 года 86-летний художник направился в Национальную библиотеку, где

8 января 1867 года 86-летний художник направился в Национальную библиотеку, где

копировал «Положение во гроб» Джотто (с репродукции). Вечером друзья устроили музыкальный вечер, где исполнялись квартеты Моцарта и Керубини. Возвращаясь после ужина домой, Энгр простудился. Недомогание перешло в пневмонию, от которой он скончался.
Последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез. Незадолго до смерти художник написал завещание, в котором всё своё имущество и произведения искусства завещал родному Монтобану, где был открыт музей его памяти.
Слайд 24

Искусствовед Н.А. Дмитриева так характеризовала работы Энгра: «Это очень модернизированная классика:

Искусствовед Н.А. Дмитриева так характеризовала работы Энгра:
«Это очень модернизированная классика: вопреки

желанию, Энгр принадлежал к своему веку, от которого открещивался. Он хотел писать по-старому, а чувствовал по-современному».

Как вы понимаете смысл цитаты? Ответ запишите в тетрадях.