Архитектура модерна

Содержание

Слайд 2

Моде́рн (от фр. moderne — современный), — художественное направление в искусстве,

Моде́рн
(от фр. moderne — современный),
 — художественное направление в искусстве, наиболее популярное

во второй половине XIX — начале XX века.
Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий,
интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 3

Альфонс Муха. Мод Адамс, как Жанна д’Арк. Афиша 1909 г.

Альфонс Муха. Мод Адамс, как Жанна д’Арк.
Афиша 1909 г.

Слайд 4

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в

сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.) Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль»
(style sapin) в Швейцарии.
Слайд 5

Уильям Моррис создавал предметы интерьера, под впечатлением от растительных орнаментов. Эскизы

Уильям Моррис создавал предметы интерьера, под впечатлением от растительных орнаментов.
Эскизы

для ткани, обоев и гобеленов. 1875.
Слайд 6

«Визитной карточкой» стиля модерн стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».

«Визитной карточкой» стиля модерн стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».

Слайд 7

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом

стиле:
«Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании,
«Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и
«Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии,
«Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции,
«Мир искусства» (1890) в России.
Слайд 8

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения


современных технологий и прикладного искусства.
Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
После 1910 значение модерна стало угасать.

Главный вход на экспозицию Всемирной выставки в Париже. 1900.

Слайд 9

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу

более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Архитектура модерна.

Дом Бальо
(1906, арх. Антони Гауди)

Слайд 10

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн,
был бельгиец Виктор

Орта (1861—1947).
В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.
Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.
Слайд 11

Викто́р Орта́ 6 января 1861 — 9 сентября 1947) — бельгийский

Викто́р Орта́
6 января 1861 — 9 сентября 1947) —
бельгийский архитектор, один

из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре.
Четыре брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО:
дом Эдмона Тасселя,
собственный дом (Музей Орта),
дом Сольвей,
дом Ван Этвельде.
Слайд 12

В 1892, под влиянием первых выставок ар-нуво, Орта перенёс графику художников

В 1892, под влиянием первых выставок ар-нуво, Орта перенёс графику художников

модерна —
в камень,
построив дом профессора Эдмона Тасселя. (1893)


считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний.

Слайд 13

Отель Тассель.

Отель Тассель.

Слайд 14

Дом Тасселя (1893)

Дом Тасселя (1893)

Слайд 15

Интерьер отеля Тасселя.

Интерьер отеля Тасселя.

Слайд 16

Отель ван Этвельде.

Отель ван Этвельде.

Слайд 17

Отель ван Этвельде.

Отель ван Этвельде.

Слайд 18

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Слайд 19

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Слайд 20

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Слайд 21

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Слайд 22

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Виктор Орта. Дом – мастерская.

Слайд 23

Отель Сальве.

Отель Сальве.

Слайд 24

Отель Макс Алле.

Отель Макс Алле.

Слайд 25

Отель Макс Алле.

Отель Макс Алле.

Слайд 26

Отель Макс Алле.

Отель Макс Алле.

Слайд 27

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе,

входные павильоны парижского метро.
Слайд 28

Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.

Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.

Слайд 29

Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.

Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.

Слайд 30

Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.

Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.

Слайд 31

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди. Здания,

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди.
Здания,

сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Слайд 32

Антони Гауди́ 25 июня 1852 -10 июня 1926 Важнейшие постройки: Искупительный

Антони Гауди́
25 июня 1852 -10 июня 1926

Важнейшие постройки:
Искупительный храм Святого Семейства, Дом

Бальо, дом Мила, парк Гуэля.
Слайд 33

Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он

Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он

пронёс через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка.
Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве.
Его внимание надолго приковывали облака, улитки, цветы… Антони мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами — дерево и облака.
Слайд 34

дом Бальо (1904-06) – плод причудливой фантазии. Сюжет – Св. Георгий

дом Бальо (1904-06) –
плод причудливой
фантазии.
Сюжет – Св. Георгий
убивает

дракона.
Первые два этажа
напоминают кости
и скелет дракона,
фактура стены –
его кожу,
а кровля сложного
рисунка - его хребет.
Слайд 35

дом Бальо (1904-06)

дом Бальо (1904-06)

Слайд 36

дом Бальо (1904-06) На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых

дом Бальо (1904-06)

На кровле установлены
башенка и несколько групп дымовых

труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой.
Слайд 37

дом Бальо .

дом Бальо .

Слайд 38

Дом Мила («Каменоломня») (1910), Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984

Дом Мила («Каменоломня») (1910), Барселона — включен в список «Всемирное наследие

ЮНЕСКО», 1984
Слайд 39

Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался

Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план.
Первоначально Гауди намеревался

придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.
В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.
Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как "свободный план".
Слайд 40

Дом Мила («Каменоломня»), Барселона В декоративном решении дома отражена тема природных

Дом Мила («Каменоломня»), Барселона

В декоративном решении
дома отражена
тема природных мотивов
(пещер, моря,


подводного мира),
характерная
для архитектуры
стиля модерн.
Слайд 41

Дом Мила («Каменоломня»), Барселона. Это - расположенный на угловом участке шестиэтажный

Дом Мила («Каменоломня»), Барселона.

Это - расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный

дом
с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами.
Слайд 42

На крыше дома установлена терраса, скорее, обходной путь сложной композиции, который

На крыше дома установлена терраса, скорее, обходной путь сложной композиции, который

позволяет любоваться каменным "зверинцем" на кровле дома, состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, имеющих сложное пластическое решение биоморфного характера.
Слайд 43

Интерьеры дома Мила

Интерьеры дома Мила

Слайд 44

Интерьеры дома Мила

Интерьеры дома Мила

Слайд 45

Искупительный храм Святого Семейства. 1883—1926 Храм Святого семейства — самая значительная

Искупительный храм Святого Семейства. 1883—1926

Храм Святого семейства —
самая значительная
из

работ Гауди,
к сожалению,
так и не законченная.
Стиль, в котором
выполнен собор,
отдаленно
напоминает готику,
но вместе с тем,
это что-то совсем новое, современное.
Слайд 46

Искупительный храм Святого Семейства.

Искупительный храм Святого Семейства.

Слайд 47

Своды и колонны Храма Святого Семейства.

Своды и колонны
Храма
Святого Семейства.

Слайд 48

Искупительный храм Святого Семейства.

Искупительный храм Святого Семейства.

Слайд 49

Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план

сугубо средневекового собора.
Слайд 50

Антони Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell — 1900–1914

Антони Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell — 1900–1914

гг.).
В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре.
Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.
Слайд 51

Парк Гуэля, Барселона. 1900—1914.

Парк Гуэля, Барселона. 1900—1914.

Слайд 52

Парк Гуэля, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984

Парк Гуэля, Барселона —
включен в список
«Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984

Слайд 53

Дракон. Парк Гуэля, Барселона.

Дракон. Парк Гуэля, Барселона.

Слайд 54

Парк Гуэля, Барселона.

Парк Гуэля, Барселона.