Слайд 14
Идея картины зародилась летом 1873 года в Тульской губернии, где Савицкий
отдыхал вместе с друзьями-художниками Иваном Крамским и Иваном Шишкиным. Живя в непосредственной близости от станции Козлова Засека, живописцы были свидетелями тяжёлых работ по прокладки путей. Савицкий чуть ли не каждый день ходил к путям. Наблюдая за вчерашними крестьянами, прокладывающими полотно железной дороги, делал наброски, этюды отдельных фигур и лиц, например, «Рабочий с тачкой», «Голова крестьянина в повязке», «Поезд на железнодорожных путях».
Композиция картины отличается хаотичностью: на ней представлены много фигур людей беспорядочно, они пронизывают все полотно. Подневольные работники-крестьяне возят на деревянных тачках камни и землю. Видны их усталые лица, натруженные тела, истрепанные полинялые штаны и робы. Это люди, привыкшие к физическому труду на земле и не представляющие себе жизни без нее. Автор намеренно выделяет несколько мужчин: сильный, жилистый мужчина в белом платке на переднем плане, хмурый рабочий, лицо которого завешено чёрными волосами, юный парнишка, едва удерживающий тяжеленную тачку. Обыденный трудовой подвиг совершается на фоне пустынного пейзажа. В композиции есть своя динамика: люди, объединённые в ураганном ритме, который задают скрипучие колёса тележек и тяжёлые удары топоров. Нельзя не заметить фигуру управляющего-надсмотрщика в красной рубахе – в центре на заднем плане. Только уходящие вдаль телеграфные столбы напоминают о названии картины.
Примитивные инструменты – тачки, лопаты и молоты.
Картина впервые была представлена на 3-й выставке художников-передвижников и сразу получила высокие оценки критиков и публики. Как высшая мера признания – покупка картины Павлом Третьяковым.