Городецкая роспись

Содержание

Слайд 2

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Городец

- город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.
Слайд 3

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими

цветовыми пятнами, без предварительного контура.  Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.  В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. 
Слайд 4

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно

трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Слайд 5

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были

известны городецкие прялки. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.
Слайд 6

Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность. Мастера любили

Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность. Мастера

любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, и множество других сцен из народного быта.
Слайд 7

Для городецкой росписи характерна цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»

Для городецкой росписи характерна цветочная роспись с включением мотива «конь» и

«птица»
Слайд 8

Цветочная роспись

Цветочная роспись

Слайд 9

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». 

Слайд 10

Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланием счастья. Изображения «петуха»

Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланием счастья. Изображения

«петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей
Слайд 11

Сюжетная роспись Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах

Сюжетная роспись Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных

досках и блюдах
Слайд 12

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным

включением стола
Слайд 13

Основные элементы росписи Основными элементами городецкой росписи являются дуга, капелька, спиралька,

Основные элементы росписи

Основными элементами городецкой росписи являются дуга, капелька,

спиралька, штриховка, точка и скобочка.
Все элементы городецкой росписи рисуются сразу кистью (кисть № 1), без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.
Слайд 14

Основные элементы городецкой росписи: розан и купавка Розан Несколькими движениями кистью

Основные элементы городецкой росписи: розан и купавка

Розан

Несколькими движениями кистью

мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.
Слайд 15

Последовательность рисования розана. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка»

Последовательность рисования розана.
Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается

«подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть № 2) выполняется «теневка» — обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).
Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что и при рисовании «розана».
Слайд 16

Купавка Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют

Купавка

Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр

рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.
Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
Слайд 17

Городецкая ромашка

Городецкая ромашка

Слайд 18

Листья и кустики Листики и кустики имеют различную форму листьев, ритмичность

Листья и кустики

Листики и кустики
имеют различную форму листьев,

ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера.
На таблице подробно показан порядок выполнения работы. Последовательность росписи та же, что и в предыдущих случаях: сначала рисуют общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем осуществляют «теневку» и «оживку» его при помощи тонких штрихов.
Слайд 19

Ветка Составление узора из листьев и цветов, симметричная композиция.

Ветка

Составление узора из листьев и цветов, симметричная композиция.

Слайд 20

Гроздь винограда На схеме показана последовательность рисования «грозди винограда». Обратите внимание

Гроздь винограда
На схеме показана последовательность рисования «грозди винограда». Обратите внимание

на то, что каждая гроздь имеет свою оживку.
Слайд 21

Декоративное блюдо Примеры создания композиций в городецкой росписи.

Декоративное блюдо

Примеры создания композиций в городецкой росписи.

Слайд 22

Городецкий фазан Традиционным мотивом городецкой росписи является птица. Птиц обычно рисуют

Городецкий фазан

Традиционным мотивом
городецкой росписи является птица.
Птиц обычно рисуют

начиная с крыла, затем выполняют грудь, причем, линию наносят, ориентируясь на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После этого приступают к оживке, то есть к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур.
Слайд 23

Птицы волшебного сада Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой

Птицы волшебного сада

Образ птицы
в славянской мифологии связан с

мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека.
Слайд 24

Конь вороной Традиционным мотивом городецкой росписи является конь. Величавость и грациозность

Конь вороной

Традиционным мотивом городецкой росписи является конь.
Величавость и грациозность

коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Существует несколько способов рисования — здесь показан лишь один из них. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю —это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше — это круп и задняя нога Городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.
Слайд 25