Художники авангарда

Содержание

Слайд 2

АВАНГАРД - термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских

АВАНГАРД
- термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных,

бунтарских движений и направлений в художественной культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом 20 в.
Слайд 3

Михаил Ларионов Владимир Татлин Василий Кандинский Казимир Малевич Марк Шагал

Михаил Ларионов

Владимир Татлин

Василий Кандинский

Казимир Малевич

Марк Шагал

Слайд 4

Михаил Ларионов родился в 1881 г. в Тирасполе, учился в Московском

Михаил Ларионов родился в 1881 г. в Тирасполе, учился в Московском

училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана.

М.Ларионов Автопортрет в тюрбане. около 1907 г.

Акация весной (Верхушки акаций)
1904 г.

Слайд 5

Ларионова трижды исключали из училища из-за несогласия с методами обучения. В

Ларионова трижды исключали из училища из-за несогласия с методами обучения. В

училище он познакомился со своей будущей женой - Натальей Гончаровой. В 1906 году Ларионов участвовал в работе русской секции Парижского осеннего Салона. В 1906 г. он изжил увлечение импрессионизмом. В 1907 г. М. Ларионов становится членом Общества Свободной Эстетики. В 1908 г. экспонирует свои первые неопримитивистские работы. В 1908 г., находясь на службе в армии, пишет серию картин на «солдатскую тему».

Н. Гончарова Автопортрет с желтыми лилиями.

М. Ларионов. Отдыхающий солдат.1911

Слайд 6

В 1910 г. М. Ларионов становится одним из создателей общества “Бубновый

В 1910 г. М. Ларионов становится одним из создателей общества “Бубновый

валет”, но вскоре из-за несогласия с ведущими художниками объединения выходит из него.

М.Ларионов Автопортрет 1910 г.

Слайд 7

«Прачки» . 1911 г.

«Прачки» . 1911 г.

Слайд 8

В 1912 г. вместе с Гончаровой, Малевичем он организует в Москве

В 1912 г. вместе с Гончаровой, Малевичем он организует в Москве

выставку “Ослиный хвост”. На следующей выставке “Мишень” 1913 г. впервые показываются беспредметные работы созданного Ларионовым вместе с Гончаровой нового направления - лучизма - живописного метода, в соответствии с которым задача художника состоит в изображении не самих предметов, а отражения исходящих от них цветовых лучей.

Ларионов. Петух (лучистый этюд) 1912

Слайд 9

Казимир Северинович Малевич (1878-1935) родился в Киеве в семье выходцев из

Казимир Северинович Малевич (1878-1935) родился в Киеве в семье выходцев из

Польши. Учился живописи в Москве. В первой половине 10-х гг. приходит к русскому варианту футуризма - кубофутуризму. “Черный квадрат” Малевич впервые экспонировал на выставке “0,10” в 1915 г.
Слайд 10

Изобретенный Малевичем “супрематизм” должен был стать вершиной авангардных исканий. В это

Изобретенный Малевичем “супрематизм” должен был стать вершиной авангардных исканий. В это

время художник создает большой цикл беспредметных композиций, в которых краски и формы сведены к минимуму. Вслед за “Черным квадратом” Малевич создает белые формы на белом фоне.

Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1916

Супрематизм: белое на белом

Слайд 11

В таких работах Казимира Малевича, как “Уборка ржи”, “Лесоруб”, человек и

В таких работах Казимира Малевича, как “Уборка ржи”, “Лесоруб”, человек и

природа представляют неразрывное целое. Картины сконструированы с помощью циркуля и линейки. Переход за нуль форм, осуществленный Малевичем в супрематических композициях, означал переход к созданию умозрительных структур самодовлеющего бытия. Беспредметное художественное формотворчество Малевича направлено к предметному переосмыслению мира и к его революционному пересозданию.

К. Малевич. Уборка ржи.

Слайд 12

В 1917 году Малевич объявил себя “председателем пространства”. Свой “Черный квадрат”

В 1917 году Малевич объявил себя “председателем пространства”. Свой “Черный квадрат”

Малевич называл иконой. В нем он представил мир как бестелесную и внеличную энергию. Для Малевича супрематизм открывал возможности изменять не только социальный быт России и мира, но и общекосмические формы бытия. Малевич видел в государстве конкурента и предупреждал: “Государство хочет, чтобы мозг вольнодумца работал в его, государства, системе, создает такую среду, то есть такое бытие, чтобы сознание направилось в сторону государства”.

Дама у рояля. 1913

Слайд 13

После Октября 1917 г. Малевич активно участвует в строительстве нового мира.

После Октября 1917 г. Малевич активно участвует в строительстве нового мира.

Находясь в Витебске, создает “Объединение утвердителей нового искусства” (Уновис). В 1923 г. Малевич, вернувшийся в Москву, возглавил Государственный институт художественной культуры (Гинхук), придя к идее о необходимости использования супрематических форм для преобразования предметов, окружающих человека.

«Супрематизм»
1916

Слайд 14

Одним из творцов стиля "конструктивизм" стал Владимир Евграфович Татлин (1885-1953), который

Одним из творцов стиля "конструктивизм" стал Владимир Евграфович Татлин (1885-1953), который

родился в семье инженера-технолога. Подростком, сбежав из дома, плавал юнгой, затем учился живописи в Пензе, Москве и Петербурге.

Татлин В.Е. «Матрос»

Слайд 15

В начале 10-х гг. Татлин сближается с бубновалетцами Ларионовым и Гончаровой.

В начале 10-х гг. Татлин сближается с бубновалетцами Ларионовым и Гончаровой.

Он быстро входит в центр авангардных течений своего времени, развивая необыкновенную творческую активность в предреволюционные годы. В 1914 г. Татлин организует “Первую выставку живописных рельефов”, показывая на них т.н. “контррельефы” - объемные объекты из различных материалов лишь слегка доработанных копчением и набрызгом. После 1917 г. Татлин участвует в деятельности Наркомпроса, становится инициатором организации “музеев художественной культуры”.

Контр-рельеф (Материальный подбор)

Слайд 16

В 1919 г. Татлин приступает к созданию памятника III Коммунистическому Интернационалу,

В 1919 г. Татлин приступает к созданию памятника III Коммунистическому Интернационалу,

который должен был быть выше Эйфелевой башни и должен был вмещать различные учреждения всемирной организации рабочих.
Слайд 17

Проект “Памятника III Интернационалу” (1920) стал метафорой всемирной революции. В основе

Проект “Памятника III Интернационалу” (1920) стал метафорой всемирной революции. В основе

его лежит подвижность трех стеклянных объемов - элементарных стереометрических тел, подвешенных на общей вертикальной оси внутри спирального каркаса. Проект Татлина неосуществим (в натуре его высота должна была равняться 400 м) - невозможно организовать несинхронное движение основных элементов.
Слайд 18

Слайд 19

В 20-е гг. Татлин оформляет спектакли, преподает, а также создает эскизы

В 20-е гг. Татлин оформляет спектакли, преподает, а также создает эскизы

костюмов, проектирует посуду, одежду. В конце 20-х гг. Татлин работает над проектом летательного аппарата, названного им “Летатлин ”.

В 1932 г. проходит его персональная выставка, оказавшаяся единственной прижизненной выставкой художника, творчество которого в 30-е гг. оказывается под прицелом критики сторонников социалистического реализма.

Слайд 20

Особое внимание стоит обратить на беспредметное (абстрактное) искусство, одним из виднейших

Особое внимание стоит обратить на беспредметное (абстрактное) искусство, одним из виднейших

представителей которого был Василий Васильевич Кандинский (1866-1944).

Кандинский писал: “Все формы, когда бы то ни было мною употребленные, приходили ко мне “сами собой”. Иногда приходилось терпеливо, и нередко со страхом в душе дожидаться, пока они созреют во мне…” Искусство Кандинского созвучно с теософскими и антропософскими учениями XX в.

Слайд 21

Кандинский родился в Москве, где поступил на юридический факультет Московского университета.

Кандинский родился в Москве, где поступил на юридический факультет Московского университета.

В 1896 г. уехал в Мюнхен, где стал заниматься живописью, знакомиться с художественной жизнью Германии.

Изар около Grosshessolohe (1901

Слайд 22

Обозначаются две ведущие темы его живописи, пока еще близкой к импрессионизму

Обозначаются две ведущие темы его живописи, пока еще близкой к импрессионизму

- всадник и город на холме. В 1900-е годы Кандинский по образу сказок и легенд начинает творить серии “сказов”, исполненных в различных техниках (“русский всадник”, “Золотой парус”, “Старая Русь”). Среди работ выделяются “импровизации”, “импрессии”, “композиции”, часто имеющие порядковые номера. Художник увлекается теософией Р. Штирнера, считает себя “рыцарем духа”.
Слайд 23

К концу первого десятилетия XX в. Кандинский все более и более

К концу первого десятилетия XX в. Кандинский все более и более

склоняется к творению абстрактных форм, хотя вплоть до 1922 г. занимался и фигуративной живописью. В 1911 г.

Зимний пейзаж (1909)

В. Кандинский издал в Мюнхене книгу “О духовном в искусстве”, в которой отстаивает право абстрактной живописи на существование. Вместе с Францем Марком Кандинский основывает общество “Синий всадник”, куда входят как немецкие, так и русские художники.

Импровизация 7 (1910)

Слайд 24

В связи с началом Первой мировой войны вынужденно уезжает из Германии,

В связи с началом Первой мировой войны вынужденно уезжает из Германии,

возвращается в Москву. В композициях Кандинского этого времени встречаются подобия органических образований или существ (“Смутное” 1917 г., “Два овала” 1919 г.), но главное в них - ансамбль движущихся и на глазах меняющихся ритмических подвижных цветоформ. Во многих “Импрессиях”, “Композициях” узнаваемые детали распределены по всему холсту, связаны с апокалиптическими предчувствиями. Это мотивы падающей башни, силуэты города. Главный выразительный смысл перенесен на колорит и композицию “каждого отдельного цвета и их сочетаний”.

Смутное (1917)

Слайд 25

С началом революции в России принимает участие в строительстве новых художественных

С началом революции в России принимает участие в строительстве новых художественных

институтов, преподает во ВХУТЕМАСе. Уезжает в 1921 г. из России в Германию, где начал по предложению В. Гропиуса читать курс лекций в “Баухаузе”. С приходом нацистов к власти переезжает во Францию. В 1944 г. Кандинский умирает.

Сумеречное

Слайд 26

Марк Захарович Шагал (1887-1885) родился в Витебске. Зимой 1906-1907 гг. Шагал

Марк Захарович Шагал (1887-1885) родился в Витебске. Зимой 1906-1907 гг. Шагал

приезжает в Петербург, где учится живописи в частных школах. Приехав в Париж, художник в 1910-1911 гг. оказывается в “Улье”, двенадцатиугольном доме с мастерскими художников. Здесь возникло сообщество художников разных стран, которые получили в литературе наименование “Парижской школы”.

«Я и деревня» 1911

Слайд 27

Среди них - испанец П. Пикассо, итальянец Амадео Модильяни, Марк Шагал,

Среди них - испанец П. Пикассо, итальянец Амадео Модильяни, Марк Шагал,

Сутин, Осип Цадкин и другие, а также мексиканец Ривера. В отличие от кубизма или фовизма, парижская школа была не стилем или школой, а воплощенным в живописи, графике и скульптуре лирическим умонастроением эпохи. Произведения Шагала сновидческие, образы родного Витебска художник пронесет через годы.

Над городом. 114 – 1918
Над Витебском . 1914

Слайд 28

Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Он даже два

Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Он даже два

с половиной года был комиссаром по культуре в Витебске, пытался организовывать различные выставки, открывать музеи и школы. Но постоянные идейные споры с местным руководством заставили Шагала переехать в Москву. Здесь он попробовал себя в качестве театрального художника.

Война (Модернизм)

Слайд 29

Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он учился в

Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он учился в

Берлине. По прибытии в Париж он познакомился с издателем Амбруазом Волларом, общение с которым положило начало новому периоду в творчестве художника. Воллар сразу предложил Шагалу работать над иллюстрациями к французскому изданию "Мертвых душ" Гоголя.