Искусство Голландии в XVII веке. Малые голландцы

Содержание

Слайд 2

Голландия — это семь северных нидерландских провинций. почти 30 лет страна

Голландия — это семь северных нидерландских провинций. почти 30 лет страна

сражалась с Испанией за политическую и религиозную свободу и, в 1609 году, добилась фактического признания полной независимости.  
Особенностью голландской художественной культуры было преобладание живописи над другими видами искусства. По формату картины писали небольшими, рассчитанными на скромные по размеру дома. Отсюда и название голландской живописи — «малые голландцы».
Станковая живопись стала любимым искусством в Голландии, потому что отражала действительность. Получили распространение все жанры — пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая сцена.
Слайд 3

Характерные черты: Основоположник голландского реалистического портрета; Подчёркивал детали и придавал живость

Характерные черты:
Основоположник голландского реалистического портрета;
Подчёркивал детали и придавал живость моделям с помощью видимых

мазков, линий и крупных цветовых пятен (эта техника стала пользоваться большой популярностью в XIX веке, особенно среди импрессионистов);
В портретах представлены все слои общества;
Расширил рамки портрета введением сюжетных элементов; 
Добивался эмоциональной силы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии.

Франс Хальс (между 1581 и 1585 - 1666 гг.)

Слайд 4

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. Музей Франса Хальса, г. Харлем. 1616 г.

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. Музей Франса Хальса, г. Харлем. 1616 г.

Слайд 5

Портрет торговца рыбой Корнелиса ван дер Морсха. Художественный музей Института Карнеги, г. Питтсбург. 1616 г.

Портрет торговца рыбой Корнелиса ван дер Морсха. Художественный музей Института Карнеги, г.

Питтсбург. 1616 г.
Слайд 6

Весёлое общество. Метрополитен-музей, г. Нью-Йорк. Между 1616 и 1620 гг.

Весёлое общество. Метрополитен-музей, г. Нью-Йорк. Между 1616 и 1620 гг.

Слайд 7

Семейный портрет Исаака Массы и его жены. Риксмузей, г. Амстердам. Ок. 1622 г.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены. Риксмузей, г. Амстердам. Ок. 1622

г.
Слайд 8

Портрет Виллема Хейтхейссена. Старая пинакотека, г. Мюнхен.1625 – 1630 гг.

Портрет Виллема Хейтхейссена. Старая пинакотека, г. Мюнхен.1625 – 1630 гг.

Слайд 9

Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1627 г.

Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1627

г.
Слайд 10

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1627 г.

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1627 г.

Слайд 11

Цыганка. Лувр, г. Париж. 1628 – 1630 гг.

Цыганка. Лувр, г. Париж. 1628 – 1630 гг.

Слайд 12

Стрелки стрелковой роты святого Адриана. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1633 г.

Стрелки стрелковой роты святого Адриана. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1633 г.

Слайд 13

Портрет Яспера Схаде ван Веструма. Национальная галерея, г. Прага. 1645 г.

Портрет Яспера Схаде ван Веструма. Национальная галерея, г. Прага. 1645 г.

Слайд 14

Групповой портрет регентш женского приюта для престарелых в Гарлеме. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1644 г.

Групповой портрет регентш женского приюта для престарелых в Гарлеме. Музей Франса

Халса, г. Харлем. 1644 г.
Слайд 15

Групповой портрет регентов приюта для престарелых в Гарлеме. Музей Франса Халса, г. Харлем. 1644 г.

Групповой портрет регентов приюта для престарелых в Гарлеме. Музей Франса Халса,

г. Харлем. 1644 г.
Слайд 16

Бытовой жанр

Бытовой жанр

Слайд 17

Характерные черты: Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома); В

Характерные черты:
Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома);
В колорите преобладают тёплые золотистые

тона, обогащенные пятнами чистого цвета;
В позднем творчестве нарастает стремление к внешней эффектности образов;
Необыкновенная прозрачность и выверенная геометрия великолепно обставленных комнат.

Питер де Хох (1629 - 1684 гг.)

Слайд 18

Визит. Метрополитен-музей, г. Нью-Йорк. 1657 г.

Визит. Метрополитен-музей, г. Нью-Йорк. 1657 г.

Слайд 19

Весёлые бражники. Берлинская картинная галерея, г. Берлин. 1658 г.

Весёлые бражники. Берлинская картинная галерея, г. Берлин. 1658 г.

Слайд 20

Дворик в Дельфте. Национальная галерея, г. Лондон. 1658 г.

Дворик в Дельфте. Национальная галерея, г. Лондон. 1658 г.

Слайд 21

Хозяйка и служанка. Эрмитаж, г. СПБ. Ок. 1660 г.

Хозяйка и служанка. Эрмитаж, г. СПБ. Ок. 1660 г.

Слайд 22

Материнские обязанности. Амстердамский музей, г. Амстердам. 1660 г.

Материнские обязанности. Амстердамский музей, г. Амстердам. 1660 г.

Слайд 23

Характерные черты: Люди на картинах освещены обычно с одной стороны или

Характерные черты:
Люди на картинах освещены обычно с одной стороны или находятся

в скудно обставленных помещениях;
Атмосфера затаенности, приглушенности чувств, сдержанного лиризма, сочетаемая с артистизмом живописи;
В ранний период творчества писал сцены народного и военного быта, отмеченные мягкими светотеневыми эффектами;
В пору расцвета писал сцены из жизни богатых горожан, изображая немногочисленные фигуры в нарядных интерьерах.

Герард Терборх (1617 - 1681 гг.)

Слайд 24

Мюнстерский мир. Национальная галерея, г. Лондон. 1648 г.

Мюнстерский мир. Национальная галерея, г. Лондон. 1648 г.

Слайд 25

Точильщик. Картинная галерея, г. Берлин. Начало 50-х гг XVII в.

Точильщик. Картинная галерея, г. Берлин. Начало 50-х гг XVII в.

Слайд 26

Бокал лимонада. Эрмитаж, г. СПБ. Ок. 1664 г.

Бокал лимонада. Эрмитаж, г. СПБ. Ок. 1664 г.

Слайд 27

Женщина, моющая руки. Дрезденская галерея, г. Дрезден. Ок 1665 г.

Женщина, моющая руки. Дрезденская галерея, г. Дрезден. Ок 1665 г.

Слайд 28

Мальчик, ищущий блох у собачки. Старая Пинакотека, г. Мюнхен. 1665 г.

Мальчик, ищущий блох у собачки. Старая Пинакотека, г. Мюнхен. 1665 г.

Слайд 29

Характерные черты: Непревзойденный мастер бытового жанра; Тёплый и гармоничный колорит; Черпал

Характерные черты:
Непревзойденный мастер бытового жанра;
Тёплый и гармоничный колорит;
Черпал сюжеты для своих

картин из быта всех слоев общества;
Картины художника пронизаны добродушным, хотя и несколько грубоватым народным юмором;
Острые, иногда сатирические персонажи;
Мастерство в изображении фигур, одежды и деталей обстановки. 

Ян Стен (ок.1626 - 1679 гг.)

Слайд 30

Гуляки. Эрмитаж, г. СПБ. Ок. 1660 г.

Гуляки. Эрмитаж, г. СПБ. Ок. 1660 г.

Слайд 31

Больная и врач. Эрмитаж, г. СПБ. 1660 г.

Больная и врач. Эрмитаж, г. СПБ. 1660 г.

Слайд 32

В мире наизнаку. Музей истории искусств, г. Вена. Ок. 1663 г.

В мире наизнаку. Музей истории искусств, г. Вена. Ок. 1663 г.

Слайд 33

Весёлая компания. Рейксмузеум, г. Амстердам. 1668 г.

Весёлая компания. Рейксмузеум, г. Амстердам. 1668 г.

Слайд 34

Клетка с попугаем. Рейксмузеум, г. Амстердам. 1670 г.

Клетка с попугаем. Рейксмузеум, г. Амстердам. 1670 г.

Слайд 35

Кошкины танцы. Рейксмузеум, г. Амстердам. 1679 г.

Кошкины танцы. Рейксмузеум, г. Амстердам. 1679 г.

Слайд 36

Характерные черты: Персонажи передают сложные тонкие состояния души; Герои произведений создают

Характерные черты:
Персонажи передают сложные тонкие состояния души;
Герои произведений создают единое целое

с окружающим пространством;
Поверхность холста заполняется мелкими плотными мазками;
Цвет сильный, насыщенный с обилием оттенков;
Формы чёткие, контрастные.

Ян Вермеер (1632 - 1675 гг.)

Слайд 37

Офицер и смеющаяся девушка. Коллекция Фрика, г. Нью-Йорк. Ок. 1657 г.

Офицер и смеющаяся девушка. Коллекция Фрика, г. Нью-Йорк. Ок. 1657 г.

Слайд 38

Девушка, читающая письмо у открытого окна. Галерея старых мастеров, Дрезден. 1657 г.

Девушка, читающая письмо у открытого окна. Галерея старых мастеров, Дрезден. 1657 г.

Слайд 39

Служанка с кувшином молока. Риксмузей, г. Амстердам. Ок. 1658 г.

Служанка с кувшином молока. Риксмузей, г. Амстердам. Ок. 1658 г.

Слайд 40

Уличка. Государственный музей, г. Амстердам. 1658 г.

Уличка. Государственный музей, г. Амстердам. 1658 г.

Слайд 41

Вид Дельфта. Королевская галерея Маурицхёйс, г. Гаага. Ок. 1660 г.

Вид Дельфта. Королевская галерея Маурицхёйс, г. Гаага. Ок. 1660 г.

Слайд 42

Кружевница. Лувр, Париж. 1664 – 1665 гг.

Кружевница. Лувр, Париж. 1664 – 1665 гг.

Слайд 43

Любовное письмо. Риксмузей, г. Амстердам. Ок. 1667 г.

Любовное письмо. Риксмузей, г. Амстердам. Ок. 1667 г.

Слайд 44

Искусство живописи. Художественно-исторический музей, г. Вена. Ок. 1665 – 1667 гг.

Искусство живописи. Художественно-исторический музей, г. Вена. Ок. 1665 – 1667 гг.

Слайд 45

Натюрморт

Натюрморт

Слайд 46

Характерные черты: Акцент на индивидуальности каждого сосуда; Изысканные формы; Утончённая цветовая

Характерные черты:
Акцент на индивидуальности каждого сосуда;
Изысканные формы;
Утончённая цветовая гамма;
Символизм, философское понимание

окружающей действительности.

Питер Клас (1597 - 1661 гг.)

Слайд 47

Завтрак с ветчиной

Завтрак с ветчиной

Слайд 48

Натюморт с тортом

Натюморт с тортом

Слайд 49

Натюрморт из серии “Ванитас”.

Натюрморт из серии “Ванитас”.

Слайд 50

Характерные черты: Живописный беспорядок; Впечатление недавнего присутствия человека; Многообразие рефлексов и

Характерные черты:
Живописный беспорядок;
Впечатление недавнего присутствия человека;
Многообразие рефлексов и световых пятен.

Виллем Клас

Хеда (ок. 1594 - ок. 1680 гг.)
Слайд 51

Натюрморт с крабом. 1648 г.

Натюрморт с крабом. 1648 г.

Слайд 52

Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом. 1645 г.

Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом. 1645 г.

Слайд 53

Завтрак.

Завтрак.

Слайд 54

Пейзаж

Пейзаж

Слайд 55

Характерные черты: Творчество Сегерса оказало сильное воздействие на творчество Рембрандта, Якоба

Характерные черты:
Творчество Сегерса оказало сильное воздействие на творчество Рембрандта, Якоба ван

Рейсдала и других голландских живописцев и граверов;
Пейзажи драматичны, проникнуты героическим пафосом и одновременно взволнованны и тревожны;
Почти все гравюры пронизаны чувством неудовлетворенности, взволнованности, тревоги, драматизма;
Писал штрихами, длинными или короткими линиями, точками;
Палитра могла быть прозрачной и светлой или густой и яркой.

Херкюлес Сегерс (1589 или 1590 - 1638 гг.)

Слайд 56

Стопка книг. Рейксмузей, г. Амстердам. 1621 г.

Стопка книг. Рейксмузей, г. Амстердам. 1621 г.

Слайд 57

Два дерева. Рейксмузей, г. Амстердам. 1615 – 1630 гг.

Два дерева. Рейксмузей, г. Амстердам. 1615 – 1630 гг.

Слайд 58

Вид Рёнена. Берлинская картинная галерея. Ок. 1630 г.

Вид Рёнена. Берлинская картинная галерея. Ок. 1630 г.

Слайд 59

Пейзаж с всадниками. Музей Тиссен-Борнемиса, г. Мадрид. 1625 – 1635 гг.

Пейзаж с всадниками. Музей Тиссен-Борнемиса, г. Мадрид. 1625 – 1635 гг.

Слайд 60

Пейзаж с башней. Рейксмузей, г. Амстердам. 1621 – 1632 гг.

Пейзаж с башней. Рейксмузей, г. Амстердам. 1621 – 1632 гг.

Слайд 61

Характерные черты: Стремился запечатлеть переходные состояния в природе: приближение непогоды, радугу

Характерные черты:
Стремился запечатлеть переходные состояния в природе: приближение непогоды, радугу после

грозы, оттепель и т.д.;
Манера письма маленькими мазками;
Начал закладывать основы реалистического пейзажа, отрицая изображение идеализированной канонической природы;
Наполнял пейзажей собственными чувствами, эмоциями и переживаниями;
Крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века.

Якоб ван Рейсдал (1628 или 1629 - 1682 гг.)

Слайд 62

Домик в роще. Эрмитаж, г. СПБ. 1646 г.

Домик в роще. Эрмитаж, г. СПБ. 1646 г.

Слайд 63

Две водяные мельницы. Частное собрание. 1650-е гг.

Две водяные мельницы. Частное собрание. 1650-е гг.

Слайд 64

Радуга в штормовом море. Рейксмузей, г. Амстердам. 1655 г.

Радуга в штормовом море. Рейксмузей, г. Амстердам. 1655 г.

Слайд 65

Болото. Эрмитаж, г. СПБ. 60-е гг. XVII в.

Болото. Эрмитаж, г. СПБ. 60-е гг. XVII в.

Слайд 66

Водопад. Художественный музей, г. Кассель. 1665 – 1670 гг.

Водопад. Художественный музей, г. Кассель. 1665 – 1670 гг.

Слайд 67

Еврейское кладбище. Картинная галерея, г. Дрезден. 1665 – 1670 гг.

Еврейское кладбище. Картинная галерея, г. Дрезден. 1665 – 1670 гг.