Искусство и духовная жизнь. Урок № 23-24

Содержание

Слайд 2

Актуализация проблемы Может ли общество обходиться без искусства? Как вы считаете,

Актуализация проблемы

Может ли общество обходиться без искусства?
Как вы считаете, сможет

ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу? В чём именно это может выражаться?
Является ли искусством мода?
Слайд 3

Что такое искусство? Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество,

Что такое искусство?

Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся

в различных его видах :
Живопись
Архитектура
Скульптура
Литература
Музыка
Танцы
Театральные постановки
Кинофильмы
Декоративно-прикладное творчество и т.д.

Специфика искусства

форма общественного сознания и освоения действительности

высший уровень мастерства

Слайд 4

Причины появления искусства: Биологические: искусство возникло как потребность человека для привлечения

Причины появления искусства:

Биологические: искусство возникло как потребность человека для привлечения другого

человека противоположного пола.
Трудовые: истоком искусства стал труд.
Игровые: развлечение, досуг, хобби
Магические: магия искусства

Первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией.

Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает эстетика (от греческого Asthetikos - чувствующий, чувственный), которая исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях (поэзии, литературе, музыке, живописи и т.д.).

Слайд 5

Общественные функции искусства (по учебнику Боголюбова, стр. 154) Эстетическая (способность к

Общественные функции искусства (по учебнику Боголюбова, стр. 154)

Эстетическая (способность к восприятию и

преобразованию мира по законам красоты)
Компенсаторная (компенсирует недостаток красоты и гармонии в повседневной жизни)
Воспитательная (духовно-нравственное становление личности, воздействие на мировоззрение и поведение людей)
Познавательная/информационная (отражение объективного мира и его усвоение)
Коммуникативная (общение людей по поводу конкретного произведения, контакт автора и зрителя посредством художественного образа)
Ценностно-ориентирующая (с одной стороны сами произведения искусства являются культурными ценностями, с др. стороны ориентируют людей в системе социальных норм и ценностей)
"Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить"
(Ф.М. Достоевский)
Слайд 6

Слайд 7

Связь искусства и реальности Реальность Отражает и воздействует Искусство Влияет Эпоха

Связь искусства и реальности

Реальность

Отражает и воздействует

Искусство

Влияет

Эпоха

Художник

Искусство - детище
двух творцов

Искусство всегда

опирается на бытующие в культуре данного общества эстетические представления, каноны и идеалы

Представления, идеалы общества преображаются творческими усилиями конкретного художника в неповторимое, уникальное произведение искусства

Слайд 8

Связь искусства и реальности Реальность Отражает и воздействует Искусство Влияет Эпоха

Связь искусства и реальности

Реальность

Отражает и воздействует

Искусство

Влияет

Эпоха

Художник

Искусство - детище
двух творцов

Искусство всегда

опирается на бытующие в культуре данного общества эстетические представления, каноны и идеалы

Представления, идеалы общества преображаются творческими усилиями конкретного художника в неповторимое, уникальное произведение искусства

Слайд 9

Особенности искусства. Основные черты 1. Чувственное восприятие, т.е. для искусства важны

Особенности искусства. Основные черты

1. Чувственное восприятие, т.е. для искусства важны такие

качества как искренность, эмоциональность, глубина переживаний, а не точность, взвешенность и обоснованность.

2. Субъективность, т.е. искусство не стремится к объективности; лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца.

3. Образность. Именно создание художественного образа более всего отличает искусство от других видов человеческой деятельности.

4. Законченность авторских произведений. Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор, продолжают нести отпечаток личности создателя; связь с автором произведения искусства особенно важна.

Слайд 10

5. Индивидуальность восприятия, т.е. «на вкус и цвет товарища нет». У

5. Индивидуальность восприятия, т.е. «на вкус и цвет товарища нет». У

каждого человека и поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого формируются суждения.
Слайд 11

классификация видов искусств

классификация видов искусств

Слайд 12

Различные виды искусств взаимосвязаны между собой По способу реального существования художественного

Различные виды искусств взаимосвязаны между собой

По способу реального существования художественного образа


(по человеческим чувствам)

Пространственные - те, что видим ________________ Архитектура, скульптура, живопись, графика, фотография, декоративно-прикладное искусство

Временные
– те, которые слышим ______________
Устное народное творчество, музыка

Пространственно-временные (синтетические) ____________ Литература, театр, опера, балет, цирк, эстрада, кино, телевидение

Слайд 13

Виды: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино и т.д. Их

Виды: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино и т.д. Их

различают по средствам способам создания художественного образа. Виды объединяют в группы:
Пространственные – занимают какую-то часть пространства, не меняются во времени и находятся в движении (живопись, архитектура, скульптура)
Временные – меняются на протяжении времени, пока ими наслаждаются (литература, музыка, театр)
Речевые и изобразительные
Зрительные и слуховые
Синтетические искусства – стремятся объединить в себе достижения других видов.

Виды искусства

Слайд 14

Проблема соотношения реальности и вымысла в искусстве Что должно отражать искусство?

Проблема соотношения реальности и вымысла в искусстве

Что должно отражать искусство?

Реальность? («правда

жизни»)

Если реальность преобладает, то возникает натурализм, копирование реальности

Вымысел? (идеал либо фантастический образ)

Если вымысел преобладает, то нарушается правдоподобие, художественный образ разрушается

Чтобы быть интересным, искусство должно отражать явления действительности, т.е. быть актуальным, но изображаемая реальность может быть условна, т.е. привычные формы предметов и явлений могут быть изменены по воле (представлениям) художника.

Слайд 15

Исторические направления искусства

Исторические направления искусства

Слайд 16

Основные направления искусства XX века и современные

Основные направления искусства XX века и современные

Слайд 17

Каллиопа Муза эпической поэзии Эвтерпа Муза лирической поэзии Мельпомена Муза трагедии

Каллиопа
Муза эпической поэзии

Эвтерпа
Муза лирической поэзии

Мельпомена
Муза трагедии

Талия
Муза комедии

Эрато
Муза любовной поэзии

Терпсихора
Муза танцев

Клио
Муза истории

Полигимния

Муза пантомимы и гимнов
Слайд 18

Тенденции духовной жизни современной России Духовная жизнь в России всегда отличалась

Тенденции духовной жизни современной России

Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием.

На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со всеми историческими и религиозными традициями. Однако на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к изменениям в экономическом, политическом, социальном и духовном плане.
После 1917 года установлена коммунистическая диктатура, которая оставила свой отпечаток в развитии российской культуры. Уже в наше время после либерализации всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения ив сфере культуры.
Каждый человек должен осознавать, что культура- его личное дело, проблема его собственного духовного уровня и без понимания этой ответственности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.
Слайд 19

Тенденции духовной жизни современной России Любое сложное явление общественной жизни не

Тенденции духовной жизни современной России

Любое сложное явление общественной жизни не может

быть оценено однозначно "хорошо" или "плохо", поскольку в нём может быть и то и другое.
Критерии оценки:
а) уровень развития духовной культуры (объём создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения);
б) качество духовной продукции - научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений;
в) наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека (разнообразные учебные заведения, музыкальные и художественные школы, студии, клубы по интересам, самодеятельные театры и др.) - инфраструктура культуры

На основании данных критериев, попытайтесь самостоятельно определить тенденции духовной жизни современной России

- при неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предыдущими поколениями и нашими современниками - духовное обнищание народа
- упадок морали, ожесточённость, рост преступности и насилия
- вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, - язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью
- разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции
- многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями

Слайд 20

форма современного искусстваформа современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации,

форма современного искусстваформа современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации,

происходящие при участии художникаформа современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хеппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.
Это короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников

Перфоманс

Хеппенинг

Слайд 21

Массовая и элитарная культура Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ф. Ницше

Массовая и элитарная культура
Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над

раскаленным хаосом.
Ф. Ницше
Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Массовая культура М.К. – соотносится с понятием «Мода».

Массовая культура

М.К. – соотносится с понятием «Мода».

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Элитарная культура В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского,

Элитарная культура

В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги

Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке
Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина)
Слайд 33

Слайд 34

«Апофеоз абстракции» Кандинский В. Пабло Пикассо «Девочка с лодочкой»

«Апофеоз абстракции»

Кандинский В.

Пабло Пикассо
«Девочка с лодочкой»

Слайд 35

Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой» Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» Андрей Рублев «Троица»

Пабло Пикассо
«Дора Маар с кошкой»

Рафаэль Санти
«Сикстинская мадонна»

Андрей Рублев «Троица»

Слайд 36

Илья Глазунов «Великий эксперимент» Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Айвазовский «Девятый вал»

Илья Глазунов
«Великий эксперимент»

Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря»

Айвазовский «Девятый вал»

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Какие цели имеет элитарная культура? Создатели работ в таких жанрах исходят

Какие цели имеет элитарная культура? Создатели работ в таких жанрах исходят

из того, что каждый человек должен быть свободным, каждый имеет уникальный путь, 
Слайд 40

Народное искусство- прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох.

Народное искусство- прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений,

народов, эпох.
Слайд 41

Формы культуры Народная Культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер Народная

Формы культуры

Народная

Культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер

Народная культура

создаётся коллективной творческой деятельностью народа; отражает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события в истории. Произведения народной культуры, как правило, анонимны и нередко передаются устно.

Народная культура не сводится только к фольклору. К народной культуре относят и анекдоты, и различные профессиональные субкультуры (например, военную, школьную), субкультуры различных возрастных групп.

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)

Выс­шее об­ра­зо­ва­ние — верх­ний уро­вень про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, вклю­ча­ю­щий в себя со­во­куп­ность си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ных зна­ний и прак­ти­че­ских на­вы­ков, ко­то­рые поз­во­ля­ют ре­шать тео­ре­ти­че­ские и прак­ти­че­ские за­да­чи по про­фес­си­о­наль­но­му про­фи­лю.
(Б) РИА Но­во­сти и Выс­шая школа эко­но­ми­ки со­ста­ви­ли рей­тинг выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний Рос­сии.
(В) В опро­се участ­во­ва­ло 507 вузов стра­ны.
(Г) По мне­нию одних спе­ци­а­ли­стов, рей­тинг от­ра­жа­ет ре­аль­ную кар­ти­ну ка­че­ства выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии.
(Д) Дру­гие не спе­шат од­но­знач­но ком­мен­ти­ро­вать ре­зуль­та­ты про­де­лан­ной ра­бо­ты, подчёрки­вая, что рей­тин­ги не все­гда от­ра­жа­ют ре­аль­ную кар­ти­ну выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния со­вре­мен­ной Рос­сии.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Слайд 49

21. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «мо­раль»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го

21.  Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «мо­раль»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го

курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о любой из функ­ций мо­ра­ли в об­ще­стве, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую ка­те­го­рию мо­ра­ли.
22.  Все формы и на­прав­ле­ния куль­ту­ры тесно свя­за­ны между собою. Про­дук­ты эли­тар­ной куль­ту­ры впол­не могут стать ча­стью куль­ту­ры мас­со­вой. Так же свя­за­ны между собой куль­ту­ры мас­со­вая и на­род­ная. Про­ил­лю­стри­руй­те лю­бы­ми тремя при­ме­ра­ми вза­и­мо­связь и вза­и­мо­дей­ствие между раз­лич­ны­ми фор­ма­ми куль­ту­ры. (Сна­ча­ла за­пи­ши­те ил­лю­стри­ру­е­мую вза­и­мо­связь, затем кон­крет­ный при­мер.)
23. Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кру­же­ва, ткани, одеж­ду - для празд­ни­ков, буд­ней, тор­же­ствен­ных со­бы­тий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде сви­сту­лек. Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния, и ука­жи­те, по ка­ко­му при­зна­ку это можно опре­де­лить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы куль­ту­ры.