Искусство Италии Раннего Возрождения (ХV в.)

Содержание

Слайд 2

Архитектура Раннего Возрождения (ХV в.) Архитектура Возрождения носит общий гуманистический, открытый,

Архитектура Раннего Возрождения (ХV в.)

Архитектура Возрождения носит общий гуманистический, открытый, светлый,

приветливый характер (архитектура для человека).
Возрастает роль светской архитектуры. Складывается новый тип светского здания (палаццо, общественное здание, вилла).
Решаются градостроительные задачи.
Архитектура снова становится ордерной. Ордерная система используется и в качестве конструкций, и в качестве декора. С помощью ордера зодчие стремятся сделать архитектуру более сомасштабной человеку, «доступной» и познаваемой в противовес готике, не соразмеренной с человеком, перенасыщенной пластикой, «дематериализованной», мистической.
Профессия архитектора отделяется от ремесла строителя. Разрабатываются подробные чертежи, планы, наглядные макеты, которые архитектор обязан предоставить заказчику.
Ф.Брунеллески формулирует принципы прямой линейной перспективы. Отныне любой предмет и любую местность можно было изобразить на плоскости так, что создавалась иллюзия пространственной глуби­ны.
Пишется целый ряд теоретических трудов об архитектуре. В трактатах освещаются вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т. п.), технические вопросы строительства, строительные материалы, городское строительство. Наиболее известным является трактат Альберти - «Десять книг о зодчестве».
Слайд 3

В храмовом строительстве основным композиционным типом остаётся базилика. Стрельчатый свод готических

В храмовом строительстве основным композиционным типом остаётся базилика.
Стрельчатый свод готических сооружений в период

Возрождения исчезает, уступив место полуциркульному: крестовому, цилиндрическому, парусному. Широко применялся сомкнутый свод и его производная - зеркальный свод. Наивысшие конструктивные достижения эпохи - создание большепролетных купольных форм крупных храмовых зданий (купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции).
Слайд 4

Филиппо Брунеллески (1377-1446) Архитектурным центром Раннего Возрождения была Тоскана, а главным

Филиппо Брунеллески (1377-1446)

Архитектурным центром Раннего Возрождения была Тоскана, а главным городом

- Флоренция. Началом Возрождения в архитектуре принято считать 1420 г., когда началось возведение купола над Флорентийским соборам по проекту Брунеллески.
Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен ещё в конце XIII века. К началу Раннего Возрождения строители возвели здание базилики и в восточной его части - ба­рабан, который предполагалось увенчать куполом. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал делом жизни Брунеллески. Архитектор трудился над ним более 16 лет.
Слайд 5

Флоренция. Собор Санта-Мария дель Фьоре. Купол Филиппо Брунеллески

Флоренция. Собор Санта-Мария дель Фьоре. Купол Филиппо Брунеллески

Слайд 6

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре

Слайд 7

Воспитательный дом во Флоренции (1419-1445) Ф.Брунеллески Запланировав строительство Воспитательного Дома, влас­ти

Воспитательный дом во Флоренции (1419-1445) Ф.Брунеллески

Запланировав строительство Воспитательного Дома, влас­ти Флоренции

впервые в истории решили снести несколько квар­талов старой застройки. Архитектору было предоставлено свобод­ное пространство.
Воспитательный дом – это светское сооружение (школа).
Здесь в полную силу прозвучали черты архитектуры новой эпохи. Изящная лоджия с

арками полуциркульной формы разработана по аналогии с античными образцами. Прямоугольные окна впервые обрамлены наличниками, завершенными античными по форме фронтончиками Спокойный ритм форм придает зданию приветливый характер и соизмеримую с человеком масштабность. Фасад выходит на площадь, любой человек может спокойно отдохнуть на ступеньках. Аркада на колоннах, обычно применявшаяся лишь во внутренних двориках дворцов, стала здесь элементом городской композиции.

Слайд 8

Фасад воспитательного дома во Флоренции. Медальон с изображением младенца, выполненный в технике майолики

Фасад воспитательного дома во Флоренции. Медальон с изображением младенца, выполненный в

технике майолики
Слайд 9

Внутренний двор воспитательного дома

Внутренний двор воспитательного дома

Слайд 10

Капелла Пацци во Флоренции (1430—1443) Ф. Брунеллески Часовня, купольное здание во

Капелла Пацци во Флоренции (1430—1443) Ф. Брунеллески

Часовня, купольное здание во дворе

монастыря Санта-Кроче.
Брунеллески применяет купол на "парусах" и возводит портик, украшенный колоннами коринфского ордера. Здание отличают гармоничность и уравновешенность, соразмерность с человеком.
Слайд 11

Л. Б. Альберти (1404-1472) Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451) Подобно древнеримскому

Л. Б. Альберти (1404-1472) Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451)

Подобно древнеримскому Колизею фасад

палаццо поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому коринфскому ордеру в верхнем. Впечатление облегчения здания кверху.
Фасад завершен крупным карнизом.
Слайд 12

Микелоццо (1396-1472) Палаццо Медичи во Флоренции (1444-1452) Квадратное в плане здание

Микелоццо (1396-1472) Палаццо Медичи во Флоренции (1444-1452)

Квадратное в плане здание имеет небольшой

внутренний двор с характерной для этого периода изящной арочной галереей. Внешний вид дворца отличается монументальностью. Но в отличие от более ранних дворцов, здание расчленено на три яруса античными поясками, соответствующими внутреннему членению здания на этажи. Окна расставлены строго ритмично, а обработка поверхности стен снизу вверх поэтажно изменяется с постепенным переходом от «рваного» камня стен первого этажа к почти гладкой поверхности стен третьего этажа. Фасад завершается крупным ордерным карнизом.
Слайд 13

Палаццо Медичи: руст нижнего этажа Руст – способ отделки стен каменными блоками.

Палаццо Медичи: руст нижнего этажа

Руст – способ отделки стен каменными блоками.

Слайд 14

Палаццо Медичи: флорентийские окна Флорентийское окно – окно, членящееся полуциркульными арками, опирающимися посередине на колонку.

Палаццо Медичи: флорентийские окна

Флорентийское окно – окно, членящееся полуциркульными арками, опирающимися

посередине на колонку.
Слайд 15

Палаццо Медичи: внутренний двор Квадратное в плане здание имеет небольшой внутренний

Палаццо Медичи: внутренний двор

Квадратное в плане здание имеет небольшой внутренний двор

с характерной для этого периода изящной арочной галереей.