История искусств

Содержание

Слайд 2

Об Эйприл Грейман заговорили в 1976-м году, когда она основала собственную

Об Эйприл Грейман заговорили в 1976-м году, когда она основала собственную

дизайн-студию «Greimanski Labs» в Лос-Анджелесе. В 1982-м она стала руководителем программы графического дизайна в Южнокалифорнийском институте архитектуры, оставаясь при этом активно практикующим дизайнером. Эйприл Грейман создавала корпоративную айдентику для таких крупных организаций, как «MAK Center for Art & Architecture» и CNN.
Слайд 3

Одной из первых в Колифорнии, и вообще в США и мире,

Одной из первых в Колифорнии, и вообще в США и мире,

Грейман начала профессионально работать с компьютером, только что появившимся Apple Macintosh с графическим редактором MacDraw. Профессиональное сообщество поначалу с недоверием отнеслось к новому инструменту. Едва появившись на свет, компьютеры стали восприниматься как нечто чуждое и даже враждебное работе художника. Эйприл Грейман, однако, увидела в компьютере особый потенциал – возможность создания нового образного мира. В одном из интервью Грейман вспоминала: «Долгое время я делала все, чтобы продемонстрировать присущий этому инструменту язык, показать, как разнообразен его лексикон, как по-разному он разговаривает с нами. Я поставила перед собой цель показать, насколько богат и вариативен этот язык».
Слайд 4

Слайд 5

Процессор компьютера способен инициировать поражающие воображение визуальные миры. Они не могут

Процессор компьютера способен инициировать поражающие воображение визуальные миры. Они не могут прийти

в голову дизайнеру, над которым довлеет бремя художественных правил, методов и теорий. По мнению Грейман, только свободное сознание, не ориентированное ни на какие навязанные эталоны и принципы, может порождать нетривиальные образы при помощи компьютера.
Слайд 6

Еще больший интерес для нее представляли образы, возникавшие в результате программных

Еще больший интерес для нее представляли образы, возникавшие в результате программных

ошибок, которые ввиду технического несовершенства первых компьютеров происходили весьма часто. Фотографируя крупнорастровые изображения с компьютерного монитора обычной 35-миллиметровой камерой, она препарировала их совершенно неожиданным образом. Результатом хирургической работы становились визуальные структуры принципиально нового порядка.
Формобразование в работах Грейман строилось на экспрессивном монтаже дробных графических и текстовых фрагментов, как бы стихийно рассеянных в пространстве графического зазеркалья. Эта свободная организация материала была названа «принципом коктейля». Случайность и нарочитая бессистемность, отсутствие четкой фокусировки на каком-либо композиционном элементе усиливала впечатление невесомости, преодоления гравитации.
Слайд 7

Слайд 8

Парадоксальные техногенные формы не предоставляли возможности для однозначной интерпретации своего контента,

Парадоксальные техногенные формы не предоставляли возможности для однозначной интерпретации своего контента,

однако сама их инаковость и стала их содержанием. Эти образы начинали обретать вес, если оказывались поняты как некое зияние, вихревая воронка, о которой можно только догадываться по генерируемым, излучаемым ею смыслам, сама же она каким-либо определенным значением исчерпываться не может. Работы Грейман инициировали сверхплотное энергетическое поле смыслов, интерпретации которого зачастую осуществляются периферийными сферами зрительского сознания и подсознания. Богатое эмоциональное содержание ее произведений определяют субъективное мироощущение зрителя и тревожащие его подсознание глубинные смысловые регистры. Иррациональность и экспрессивность визуальных образов Грейман во многом была почерпнута из опытов темпераментной типографики Вольфганга Вайнгарта. В каком-то смысле искусство Грейман генетически связано и с поэтикой дадаизма и сюрреализма.
Слайд 9

Слайд 10

Творчество Грейман со всей очевидностью свидетельствовало о том, что рационально-логическая модель

Творчество Грейман со всей очевидностью свидетельствовало о том, что рационально-логическая модель

культуры оставалась в прошлом, а ее место начинает занимать новая историческая модальность, оперирующая бесконечным набором различий, порогов, вырезов, разрывов и границ. Категория прерывности стала для Грейман одновременно и инструментом, и предметом творческого осмысления. В условиях клипового восприятия и дискретного сознания художник получил возможность свободно оперировать колоссальным визуальным репертуаром из прошлого и настоящего. Предельная поливариантность в интерпретации свободно конвертируемых визуальных форм позволяет каждому зрителю вступить в личный диалог с произведением.
Слайд 11

Собственную фотографию, преображенную с помощью крупных пикселов, Грейман использовала и в

Собственную фотографию, преображенную с помощью крупных пикселов, Грейман использовала и в

известном плакате, анонсировавшем ее лекцию «Белоснежка + семь пикселов». Столь же яркой «коктейльной» образностью отличаются обложка для журнала «Wet», оформление журнала «Workspirit», издававшегося компанией «Vitra», плакаты, анонсирующие образовательные программы Южнокалифорнийского института архитектуры. Работы Грейман 80-х годов отличает использование современных репродукционных технологий, образов и текстов, заимствованных из различных контекстов. Существенным нововведением стали и цветные фотоколлажи, создаваемые совместно с фотографом Джейми Одгерсом. Гибридная образность журнальных полос, плакатов, рекламных проспектов стала узнаваемым авторским почерком Грейман.
Слайд 12

Символичной вехой в ее творческой биографии стал дизайн юбилейной почтовой марки

Символичной вехой в ее творческой биографии стал дизайн юбилейной почтовой марки

в честь принятия 19-й поправки к Конституции США, вводившей активное избирательное право для женщин. Марка была выпущена государственной почтовой службой в 1995-м году тиражом 150 миллионов экземпляров.
Слайд 13

Графический дизайн Грейман стал своего рода предельно либеральным «коммуникативным предпринимательством»: оперируя

Графический дизайн Грейман стал своего рода предельно либеральным «коммуникативным предпринимательством»: оперируя

гештальт-кодами и семантическими индексами, заимствованными из обширного архива культурной памяти человечества, она создает свое искусство по принципу перформанса. «Сплавы различий», трансмедиальность, преодоление и нивелирование всевозможных директив и барьеров – таковы основные координаты творческой метафизики Эйприл Грейман.
Слайд 14

В настоящее время Эйприл Грейман возглавляет в Лос-Анджелесе дизайн-студию «Made in

В настоящее время Эйприл Грейман возглавляет в Лос-Анджелесе дизайн-студию «Made in

Space», преподает в Южнокалифорнийском институте архитектуры. Она является автором четырех книг о проблемах современного дизайна, занимается фотографией, ведет активную выставочную деятельность. В истории же современного графического дизайна с именем королевы «новой волны» навсегда связан рубеж, переход от типографики швейцарской школы к графическому дизайну личному, эмоциональному, поэтическому и… цифровому.