Костюм Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Одежда является неотъемлемой частью быта и культуры любого народа. В ее

Одежда является неотъемлемой частью быта и культуры любого народа. В

ее крое и орнаментах отражаются особенности мировоззрения, а сама она является предметом пристального изучения.
Мужской и женский костюм Древнего Египта способен многое рассказать о социальной иерархии в обществе, о вкусе и предпочтениях исчезнувшего народа, об образе его жизни.
Слайд 3

Одежда Древнего Египта отличается функциональностью и в то же время изяществом.

Одежда Древнего Египта отличается функциональностью и в то же время изяществом.

Характерны для нее простые покрои, практичность и геометрические формы. Эволюционировал древнеегипетский костюм, как мужской, так и женский, очень медленно, постепенно, становясь все более многослойным и затейливым.

Материалом для одежды египтян служили в основном льняные и хлопковые ткани, а также кожа, затем ассортимент пополнился прозрачными легкими материями, например виссоном. Самым популярным цветом одежды был белый, однако, со временем распространение получили узорчатые разноцветные ткани. Узоры и орнаменты на ткани имели символический смысл. Нередко это были изображения растений, животных и насекомых, в том числе жука-скарабея, служившего оберегом и символом воскрешения.
Долгое время лишь качеством ткани отличалась одежда людей из разных социальных групп, в то время как ее крой оставался единым у фараонов и его подданных на протяжении нескольких тысяч лет.

Слайд 4

Мужской костюм Основной одеждой являлся передник схенти – полоса неширокой ткани,

Мужской костюм

Основной одеждой являлся передник схенти – полоса неширокой ткани,

которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был из тонкого, хорошо отбеленного полотна.
Слайд 5

Костюм фараона Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и

Костюм фараона

Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и

сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г. до н. э. появилась сдвоенная бело-красная корона - атев. Также головным убором фараона был платок клафт-ушебти, состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).
Слайд 6

Костюм жреца Во время жертвоприношений и ритуальных служб жрец облачался в

Костюм жреца

Во время жертвоприношений и ритуальных служб жрец облачался в

шкуру леопарда. Она закреплялась на спине, голова и лапа шкуры располагались спереди на плече, когти украшались золотыми пластинами.
Слайд 7

Слайд 8

Женский костюм В Древнем царстве женский костюм был предельно прост. Носили

Женский костюм

В Древнем царстве женский костюм был предельно прост. Носили

длинную прямую рубашку - калазирис на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой. Длина его доходила до середины икры. Калазирис был достаточно узким и не позволял делать большие шаги. У знатных женщин встречались вышивка и плиссировка.
Калазирис – основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменения затрагивали только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами. Разнообразие пестрых (или вышитых) тканей.
Парики были более длинными, чем у мужчин.
Слайд 9

Среднее царство Одежда заметно усложняется. Это время характеризуется экономическим подъемом, ростом

Среднее царство

Одежда заметно усложняется. Это время характеризуется экономическим подъемом, ростом

городов, что привело к стремлению к роскоши. Появляются новые ткани из Передней Азии и костюм приобретает более сложные формы. В это время начинают использоваться пластические свойства ткани.
Слайд 10

Мужской костюм О сословном и имущественном положении владельца свидетельствует количество ткани,

Мужской костюм О сословном и имущественном положении владельца свидетельствует количество ткани, затраченной

на одежду. Мужчины носили плиссированные или гладкие длинные схенти. Схенти прежней формы у знати становится обрядовой одеждой, а у непривилегированных сословий остается повседневной одеждой. Женский костюм Покрой калазириса остается прежним, прибавляются лишь украшения и отделка. Встречаются изображения в тонких, слегка драпированных покрывалах (плащах), но большинство женщин продолжает носить калазирис традиционной формы. Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.
Слайд 11

Новое царство В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства и

Новое царство

В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства и

ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Происходит сближение форм женского и мужского костюма. Для одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани в разных направлениях.
Слайд 12

Мужской костюм Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска

Мужской костюм

Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска

прямоугольной ткани – синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.
Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху – драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.
Слайд 13

Женский костюм К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают

Женский костюм

К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают

бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы – жрицы Исиды.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах. Женские парики этого времени особо разнообразны.
Костюм простолюдинки остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.
Рабочие люди одевались более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений.
Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.
Слайд 14

Одеяния рабов Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья,

Одеяния рабов

Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья,

как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.
Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.
Слайд 15

Украшения Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в

Украшения

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в

себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.
Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса.
Слайд 16

Головные уборы Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев,

Головные уборы

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев,

украшенная коршуном и змеей— уреем— символом власти, и клафт— большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником.
Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.
Слайд 17

Прически И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного

Прически

И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного

волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.
Слайд 18

Последовательность выполнения практической работы Из плотной бумаги вырезать силуэт фигуры египтянина

Последовательность выполнения практической работы

Из плотной бумаги вырезать силуэт фигуры
египтянина

или египтянки

2. Затонировать фигуру оливковым или золотисто-коричневым цветом.

а

б

в

г

Слайд 19

3. По выполненному силуэту фигуры выкроить калазирис и схенти из кальки

3. По выполненному силуэту фигуры выкроить калазирис и схенти из кальки

или упаковочной бумаги.

а

б

в

г

Складки нарисовать краской, выклеить бисером, нитками или
заложить прямо на кальке.

Слайд 20

4. Воротник-оплечье, браслеты, пояс вырезать из блестящей бумаги и украсить цветным

4. Воротник-оплечье, браслеты, пояс вырезать из блестящей бумаги и украсить цветным

бисером, косточками от яблок, бусинами, стеклярусом.

а

б

в

г