Культура России начала ХХ века - скульптура, архитектура

Содержание

Слайд 2

Скульптура

Скульптура

Слайд 3

Импрессионизм в скульптуре «На рубеже XIX—XX вв. скульптура в России переживала

Импрессионизм в скульптуре

«На рубеже XIX—XX вв. скульптура в России переживала такое

же обновление,
как и другие виды искусства. Сформировалось новое поколение скульпторов,
которые противостояли внешне правдивому, а по существу унылому,
описательному псевдореалистическому направлению. Теперь предпочтение
отдавалось не тщательной детализации формы, а художественному
обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на
которой сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Кажущаяся
незаконченность произведений, разорванные или, напротив, текучие линии
отразили стремление ваятелей воссоздать живую натуру. Испытывая интерес
к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву,
природному камню, глине и даже пластилину. В то же время возросло
внимание к мелкой пластике, к «кабинетной» скульптуре, которая должна
была не просто украшать интерьер, но стать органичной частью единого
ансамбля в рамках важнейшей для модерна идеи синтеза искусств».
http://www.bibliotekar.ru/avanta/131.htm
Слайд 4

Павел Петрович (Паоло) Трубецкой (1866-1938) мастер скульптурного портрета «Рассматривая его портретные

Павел Петрович (Паоло) Трубецкой
(1866-1938)
мастер скульптурного портрета

«Рассматривая его портретные работы,


можно убедиться, что «живописное»,
прихотливо-эскизное обращение
Трубецкого со скульптурной формой
относится, как правило, прежде всего к
изображению одежд. Даже в небольших
статуэтках человеческие лица у
Трубецкого проработаны тщательно и
достаточно чётко»
http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post293336447
Слайд 5

Московский извозчик. 1898.

Московский извозчик. 1898.

Слайд 6

Слайд 7

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) 23.05.1909.

Открытие памятника Александру III
на Знаменской площади
(ныне площадь Восстания)
23.05.1909.
С

1994 памятник находится во дворе Мраморного дворца
Слайд 8

Анна Семеновна Голубкина (1864-1927) «В 1903 году Голубкина создаёт статую больше

Анна Семеновна Голубкина (1864-1927)

«В 1903 году Голубкина создаёт статую больше
натуры

— «Идущий человек», где совершенно
исключительно передан ритм поступательного
движения могучей фигуры. Этот ритм создаёт в
конечном счёте ощущение нарастающего
движения и физической силы поднимающегося
для настоящей жизни человека. Превосходно
вылеплены руки огрубевшие и тяжёлые, они как
бы наливаются новой силой — силой борьбы,
гнева и неукротимой решимости действия»
http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulptorov/18463-anna-semenovna-golubkina.html
См. также: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=358
Слайд 9

Старость. 1897. Идущий человек. 1903.

Старость. 1897.

Идущий человек. 1903.

Слайд 10

Старая. 1908 Л.Н. Толстой. 1927

Старая. 1908

Л.Н. Толстой. 1927

Слайд 11

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971) «В большинстве своем скульптурные портреты Коненкова выходят

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971)

«В большинстве своем скульптурные
портреты Коненкова выходят из

жанра
камерных станковых произведений.
Богатырская сила монументального
дарования, углубленное видение мира
позволяют ему ставить и решать в портрет­ных
изображениях более широкие задачи. Почти
каждый его портрет — это эскиз памятника,
независимо от размера, и, как правило,
каждый несет какую-нибудь идею. Шаляпин —
титанический артистизм натуры, Достоев­ский
— мучительную душевную раздвоенность,
Павлов — покоряющую силу разума,— все эти
образы наделены гораздо большими
достоинствами, чем простое портретное
сходство».
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1452-konenkov.html
Слайд 12

«Самсон, разрывающий узы» Ок. 1897 «Камнебоец», 1898

«Самсон,
разрывающий узы»
Ок. 1897

«Камнебоец», 1898

Слайд 13

«Лесовик», 1910 «Нищая братия», 1917 «А.П. Чехов» (1908)

«Лесовик»,
1910

«Нищая братия»,
1917

«А.П. Чехов»
(1908)

Слайд 14

Архитектура М.Ф. Кшесинская в своем особняке

Архитектура

М.Ф. Кшесинская в своем особняке

Слайд 15

Модерн в архитектуре «Основные черты модерна в архитектуре - это декоративность

Модерн в архитектуре

«Основные черты модерна в архитектуре - это декоративность и

рациональные
конструкции. Зодчие стали использовать множество новых материалов - стекло,
железобетон, керамику для облицовки зданий. Практическое назначение
строений на глаз определить было практически невозможно, потому что во
главу угла ставились эстетические принципы, красота и декор.
Основной задачей архитекторов было создать единение внешнего и
внутреннего убранства здания. Поэтому все продумывалось до мелочей.
Лестницы, террасы, молдинги, карнизы украшались причудливыми цветами,
листьями и представляли собой линии волнообразных форм»
 http://www.syl.ru/article/201138/new_stil-modern-v-arhitekture-osobennosti-moderna-v-arhitekture
Слайд 16

Федор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель (1859-1926) «[он] работал в двух разных стилях

Федор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель
(1859-1926)

«[он] работал в двух разных стилях –
"русском"

и "готическом". Но главный
принцип Шехтеля - здание не должно
быть скучным и его невозможно
рассмотреть с одной точки, оно должно
меняться, пока ты идёшь по нему.
Современники называли его
настоящим "певцом прекрасного". Он
насыщал свои здания интересными
деталями, умел создать ощущение
гармонии, спокойствия и уюта».
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=652
Слайд 17

Особняк З.Г. Морозовой. 1893-1897. Москва.

Особняк З.Г. Морозовой. 1893-1897. Москва.

Слайд 18

Ярославский вокзал. 1902.

Ярославский вокзал. 1902.

Слайд 19

Торговый дом Купеческого сообщества. 1909. Москва.

Торговый дом Купеческого сообщества. 1909. Москва.

Слайд 20

Проект мавзолея для В.И. Ленина. 1924.

Проект мавзолея для В.И. Ленина. 1924.

Слайд 21

«Идеи "русского стиля" Александра Ивановича фон Гогена наиболее ярко выразились в

«Идеи "русского стиля" Александра
Ивановича фон Гогена наиболее ярко
выразились в

церковном
строительстве. В 1893-1989 годах им
была построена церковь Божией
матери Всех Скорбящих Радости, от
которой до сегодня сохранилась лишь
часовня (пр. Обуховской Обороны, 24).
В том же стиле было построено
здание Офицерского собрания
(Литейный пр. 20), эскиз которого
принадлежит фон Гогену».
http://walkspb.ru/lich/gogen.html 

Александр Иванович фон Гоген (1856-1914)

Слайд 22

Часовня церкви Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893-1899). С-Петербург

Часовня церкви Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893-1899). С-Петербург

Слайд 23

Здание Офицерского собрания. 1895-1898. Санкт-Петербург.

Здание Офицерского собрания. 1895-1898.
Санкт-Петербург.

Слайд 24

Особняк М.Ф. Кшесинской. 1904-1906. Санкт-Петербург.

Особняк М.Ф. Кшесинской. 1904-1906.
Санкт-Петербург.

Слайд 25

Неоклассицизм в архитектуре Толчком к восхождению неоклассицизма стал цикл статей художника

Неоклассицизм в архитектуре

Толчком к восхождению неоклассицизма стал
цикл статей художника и

критика Александра
Бенуа (1900 г.), восхвалявшего неповторимую
красоту старого Петербурга. Так внимание
общественности было привлечено к уже
забытому классицистическому наследию
http://trendsdesign.ru/interiorstyles/histiric/klassicizm/ego-tvoreniya.html
Слайд 26

Иван Владимирович Жолтовский (1867-1959) «Я видел, — говорил впоследствии Иван Владиславович,

Иван Владимирович Жолтовский (1867-1959)

«Я видел, — говорил впоследствии Иван
Владиславович, —

что в произведениях,
возникавших в одно и то же время и
принадлежавших крупным мастерам, работавшим и
одном стиле, существует какая-то разница. Одни
дают удовлетворение, доставляют радость, другие,
часто более совершенные по выполнению,
оставляют нас равнодушными. Это, в конце концов,
меня утвердило в мысли, что есть принципы, есть
законы красоты, есть, очевидно, метод, которым
пользовались античные мастера и мастера
Ренессанса и который лежит в основе их
творчества»
Цит. по: http://famous.totalarch.com/zholtovsky
Слайд 27

Особняк Тарасова. 1908-1912. Москва.

Особняк Тарасова. 1908-1912. Москва.

Слайд 28

Жилой дом на Моховой улице (Москва). 1931-1935.

Жилой дом на Моховой улице (Москва). 1931-1935.

Слайд 29

Вильям Францевич Валькот (1874-1943) «[он] работал в стиле английского модерна, который

Вильям Францевич Валькот (1874-1943)

«[он] работал в стиле английского модерна, который отличался, например,

от франко-бельгийского простыми формами, некоторой сдержанностью и четко исполненным вертикальным членением объема.
В те годы Вильям Францевич часто публиковал эскизы домов в профессиональных изданиях, благодаря чему оказал значительное влияние на молодых архитекторов той поры».
http://progulkipomoskve.ru/publ/arkhitektory_moskvy/arkhitektor_valkot_viljam_francevich/28-1-0-1779
Слайд 30

Гостиница «Метрополь». 1900. Москва.

Гостиница «Метрополь». 1900. Москва.

Слайд 31

Особняк К.А. Гутхейля. 1902-1903. Москва.

Особняк К.А. Гутхейля. 1902-1903. Москва.

Слайд 32

Андрей Евгеньевич Белогурд (1875-1933)

Андрей
Евгеньевич
Белогурд
(1875-1933)